7 вопросов о сессии
В рубрике «7 вопросов» мы будем обсуждать важные феномены, тренды и волнующие многих вопросы с экспертом в этой области. Совсем незаметно к нам подкралась первая сессия. Мы начали судорожно перечитывать лекции, закрывать пропуски и учить билеты… На вопросы об экзаменационном периоде ответила доцент кафедры общей и экспериментальной психологии Милана Хачатурова
1. С точки зрения психологии, как человек меняется в период сессии, в частности, как меняется его поведение и какое влияние на организм оказывает постоянная напряженность?
С точки зрения не только психологии, но и физиологии, любая сессия – это, безусловно, большой стресс для организма, и у студента, как и у обычного человека, на подобного рода ситуации может быть два типа реакции. Для тех, кто покрепче и посильнее, экзамены – это период мобилизации всех сил. Но как только они закрывают сессию, многие из них сразу же заболевают (это обусловлено постоянным напряжением на протяжении долгого времени и истощением ресурсов организма). А для тех, у кого иммунитет послабее, сессия – период, когда организм уже находится на стадии истощения и, чаще всего, они заболевают во время сессии и вынуждены сдавать предметы с высокой температурой, простудой.
Я часто рассказываю студентам про принцип «предупрежден – значит, вооружен»: любой учащийся может заранее позаботиться о своем состоянии на экзаменах, получая оценки и автоматы по кумулятивной системе, а на экзамене уже особо не волноваться за важность результата. Кстати, пару лет назад в Вышке убрали блокирующую оценку, поэтому студент может идти на экзамен более спокойным, если у него нет никаких задолженностей и он работал на протяжении всего модуля. Чем больше человек вкладывается во время учебы, тем менее негативно стресс влияет на его организм.
2. Как можно избежать сильного стресса и успокоиться в нужный момент?
Я думаю, у каждого человека не раз была ситуация, когда, выучив материал дома, лежа на диване, он может без проблем его рассказать, но приходит на экзамен и моментально все забывает. Есть несколько способов справиться с подобной ситуацией.
Дополнительно потренируйтесь заучивать материал в состоянии стресса. Например, после того как вы все выучили, войдите в состояние физического стресса: присядьте 10 раз, побегайте, сделайте уборку и снова расскажите выученный материал. Так Ваш организм будет стрессоустойчив к ситуации экзамена.
Следите за своим дыханием. Если Вы вытянули сложный билет и уже уверены, что провалите экзамен, прежде всего не отчаивайтесь и постарайтесь прийти в себя. Для этого нужно сделать три глубоких входа – медленно, не торопясь и глубоко вдыхая через нос и выдыхая через рот. Эта нехитрая техника насытит кровь кислородом, немного успокоит Вас и позволит начать думать более спокойно.
Питайтесь во время сессии правильно. Как Вы знаете, чипсы, фастфуд и газировки вредят здоровью, хотя соблазн съесть их большой – они всегда под рукой, а времени во время сессии отдельно следить за свои рационом чаще всего нет. Но в сессионный период крайне важно употреблять больше белков, сложных углеводов, горький шоколад, стараться минимизировать кофе (хотя, конечно, его никто не отменял, но не по 5 чашек за ночь).
3. Есть ли у Вас какие-то собственные проверенные рычаги влияния на студентов, которые заставляют их относиться к этому периоду не столь волнительно, и насколько они эффективны?
Ну конечно, есть! В ходе своих занятий я акцентирую внимание студентов на важном материале, который будет в билетах. Также я считаю, что любой преподаватель должен обязательно рассказать, чего точно не будет на экзамене (например, темы, которые не успели разобрать). Но я акцентирую внимание все-таки больше не на экзамене, а на самих знаниях, ведь студентам, как будущим специалистам, важно именно понимать предмет, а не заучивать определения. Поэтому я стараюсь всегда приводить примеры из области их будущей профессии (студентам факультета управления из области менеджмента, политологам – из политики и т.д.). Но когда мы много говорим на парах про экзамен, то, на мой взгляд, создаем ложную мотивацию, отвлекаем студента от самостоятельного анализа материала.
4. Стоит ли придираться к человеку на экзамене?
Мы начали с того, что экзамен – это и так напряжение, и преподаватель не должен создавать дополнительный стресс. Мы, конечно, можем сделать на экзамене каменное лицо, просто выслушать студента, не задавать ему никаких вопросов, сразу сказать оценку и отпустить. Но наша главная задача – научить! У меня жесткая устная процедура приема экзамена: студент тянет билет, я даю ему секунд 30 (или максимум пару минут), на подготовку, собраться с мыслями (то есть точно буду знать, что он не успел списать). Но если я знаю, что человек учился на протяжении всего модуля, но во время ответа просто переволновался, я задаю какие-нибудь наводящие вопросы, даю ему возможность вспомнить. Иногда студент по моему лицу сам понимает, что говорит что-то не то, и исправляется. Бывали случаи, когда студент тянул билет и говорил: «Ставьте двойку, я не знаю». Но я уверена, что он знает, потому что видела его на парах, он работал, выполнял все задания и, видимо, просто не смог вовремя собраться. Тогда я даю ему еще немного времени, чтобы успокоиться, и после студент действительно отвечает хорошо.
Строги мы только к тем, кто списывает или нарушает процедуру экзамена.
5. Эффективна ли ночь перед экзаменом в плане запоминания? Можно разобрать две ситуации: студент учился весь модуль, и в ночь перед экзаменом все повторил, и студент, который попытался выучить все за одну ночь. В каком варианте как лучше действовать?
Здесь действуют совершенно разные механизмы запоминания. Когда мы говорим о том, что студент ходил на пары и занимался в течение всего времени, то вся информация у него уже находится в области долговременной памяти. Это означает, что он работал с информацией несколько раз, практиковал полученные знания, выполняя домашние задания, писал эссе, читал, готовился к семинарам. И последняя ночь для него – это просто возможность снова все повторить, и, да, для него она будет эффективна. А когда мы говорим о студенте, который решил весь материал выучить за последнюю ночь, то это для него совершенно бесполезно. Почему? Потому что материал, усвоенный за несколько часов — уже область рабочей памяти, в которой материал может храниться недолго, и ее объемы ограничены. Мы хорошо помним тот материал, который изучили в начале и в конце, а вся середина «выпадает» из памяти.
Герман Эббингауз, немецкий психолог, в конце 19 века вывел кривую забывания и доказал, что 40% информации мы забываем в первый час после заучивания. Поэтому просто необходимо после того, как вы все выучили, сразу же открыть материал снова и все повторить.
Важен режим повторения, а последняя ночь не даст вам такую возможность. В любом случае, как бы вам ни было тяжело, но спать надо! И если уж откладывать все на последний момент, то уж точно не на последнюю ночь, максимум на предпоследнюю (смеется).
6. Как держать себя в тонусе, если просто валишься с ног и жуткий недосып?
Первое, что хочу сказать, — самый здоровый сон − это с 10 часов вечера до 2 часов ночи. Поэтому нужно заставить себя отложить все дела, оставленные на вечер, лечь спать, проснуться под утро и все доделать. Во время сна в правильное время вырабатывается гормон мелатонин (он вырабатывается в темное время суток), поэтому просто бессмысленно ложиться спать в 5 утра, когда на улице уже светло.
Мой лайфхак еще со студенческих времен был такой: если до экзамена осталась последняя ночь, а спать очень хочется, то я позволяла себе спать в течение ночи несколько раз по 15 минут.
Но ни в коем случае не в кровати (однажды я так проснулась за 10 минут до экзамена), а, например, сидя за письменным столом, положив голову на руки; руки начнут затекать, и примерно через 15-20 минут вы непроизвольно проснетесь. Делая такие кратковременные передышки в течение ночи, ваши силы хоть и ненадолго, но восстанавливаются. Но, конечно же, это крайние меры, до которых лучше не доводить.
7. Какие есть эффективные методики запоминания информации? Для двух случаев: большой объём информации и конкретные определения на зубок.
Зазубривать материал я вообще не советую. Даже если вы выучили все, получили на экзамене 10 баллов, вероятность того, что эту же информацию вы вспомните уже хотя бы через 2 дня крайне мала. Существует теория уровня обработки информации, которая говорит о том, что лучше всего мы помним тот материал, который имеет к нам отношение. Когда вы заучиваете информацию, постарайтесь придумать из него какую-то историю про себя, про родственников, про друзей. Когда я была студенткой и мне нужно было выучить какую-то схему или список, я использовала такую мнемотехнику — брала первые буквы каждого из терминов, составляла из них слово или аббревиатуру, а потом по ней мне уже было гораздо легче восстановить в памяти весь материал.
Также есть еще один очень интересный метод «римской комнаты»: когда вы заучиваете материал, вы представляете себе огромную комнату и помещаете в нее вещи. А вещи в ней – это информация, которую вам надо запомнить. И когда вы потом мысленно прогуливаетесь по комнате, вы вспоминаете, что, например, материал по географии вы положили на шкаф, математику оставили на столе и так далее. Также можно использовать всем известный метод с информацией, написанной на стикерах, расклеенных по комнате, – он работает по принципу ассоциаций. Но для меня самым лучшим способом остается все же пропускание информации через себя, через свои истории.
Автор: Елизавета Чернышёва
Фото: Людмила Ямпольская