книга3

Женщина не объект

Любимый колумнист «The Вышки» и преподаватель факультета философии ВШЭ Кирилл Мартынов рассказал о книге Наоми Вульф “Миф о красоте: стереотипы против женщин” М., Альпина Нон-Фикшн, 2013

Кому нужно читать: молодым людям, чтобы усомниться; девушкам, чтобы меньше времени тратить на косметические процедуры по утрам

Почему надо читать: ради демистификации концепции “хорошенькой девочки” как политической

Что будет с вами после прочтения: вступите в ряды борьбы за культурное равенство и право женщин не быть красивыми

 

Наоми Вульф, которую не надо путать ни с Вирджинией, ни с Томом, ни тем более с Наоми Кляйн — хотя к последней она, пожалуй, в итоге оказывается ближе всего, — написала широкий памфлет о том, почему к женщинам в странах вроде России относятся как к домашним животным. Милым, забавным существам, жизненный горизонт которых связан с косметикой, “омоложением лица”, битвой за лучших представителей мужского пола, сплетням и неоплачиваему труду на кухне.

“Миф о красоте”, шумная и немного ностальгическая по нынешним временам книга популярного феминизма, изданная в США в 1991 году, наконец переведена и в России. Идея Вульф проста: женщина, от которой требуют в любых обстоятельствах “выглядеть хорошо”, подвергается патриархальной эксплуатации в качестве сексуального объекта. Написано это лучше, чем можно подумать на первый взгляд. “Миф о красоте”, хотя и полный повторов, читается на одном дыхании.

Под огнем критики Вульф оказываются боссы-сексисты и офисная культура, заставляющая мужчин надевать строгую униформу с костюмом и галстуком, а для женщин допускающая легкомысленные блузки и платья. Это плохо, потому что в офисе мужчины рассматриваются как члены корпорации и профессионалы, а женщины обязаны этот офис еще и украшать своим присутствием словно экзотические растения.

Виноваты и женские журналы, которые начиная с 70-х годов перестали писать о том, как надлежит встречать мужа с работы, и сосредоточились на вопросах диетологии и похудении. Если в XIX веке женщина считалась падшей после внебрачного секса, то сегодня они грешат с едой. Вы пали, если съели сладкого, или плотно поужинали после 18 часов. Современная Анна Каренина могла бы сколько угодно встречаться с Вронским — это никого бы не возмутило, ведь старик Каренин такой скучный. Но в итоге она была бы раздавлена своим холодильником, вот подлинная драма наших дней.

Виноваты алчные воротилы индустрии красоты, рекламирующие кремы для кожи, которые якобы работают “на молекулярном уровне”, и за которые несчастные женщины готовы отдавать гигантские деньги. Знаете, за эти маленькие баночки, стоящие несколько центов в производстве вместе со всем своим уникальным содержимым.

Вульф обвиняет порнографию, которая популяризует эротическое и “красивое” насилие над женщинами и заставляет мужчин сравнивать своих реальных партнерш с моделями, прошедшими через фотошоп, так что настоящие женщины уже мало кого интересуют. Она показывает, где в действительности сегодня сосредоточено неравенство. Когда в драматических фильмах или модных современных сериалах вроде “Игры престолов” мы видим обнаженные женские тела, но почти никогда не видим мужские. Раздевать мужчин для забавы — это же неприлично и оскорбительно.

Она обвиняет пластических хирургов, уверяющих, что женский путь к успеху лежит через идеальную форму носа и груди. И описывает женщин как жертв такой культуры, такого маркетинга, патриархальной версии капитализма, в котором женское тело представлено как товар.

На Западе Вульф вызвала огромную дискуссию и целое социальное движение, которое уже после победы раннего феминизма, предоставлении женщинам гражданских и политических прав, идет дальше. Новые феминистки требуют отказаться от стереотипов, согласно которым, что женщина должна подвергать себя пыткам только ради того, чтобы остановить естественный процесс старения и выглядеть как та идеальная красотка с обложки. Они говорят, что женщина может наконец позволить себе быть субъектом, а не предметом, который радует чей-то глаз.

В России общество, кажется, все еще вообще не видит в этом проблемы. И миллионы женщин в этот момент занимаются тем, что наносят на лицо боевую раскраску, чтобы выйти на ритуальную охоту, даже не предполагающей какой-то конкретной жертвы.

Забавно, что в новом предисловии к книге, написанном в начале “нулевых”, Вульф жалуется, что миф о красоте теперь распространился и на мужчин. Отцы семейств, сидящие перед телевизором, вдруг начали беспокоиться о своих животиках, с которыми они раньше прекрасно уживались.

Еще немного и мы все будем читать журналы о похудении и покупать косметику против старения. Может быть, в этом и состоит искомое равенство. Мужчины тоже станут объектами.