1_5

Рейтинг: инструкция по применению

— Как вы думаете, зачем нужен рейтинг?

— По мне, так это абсолютно бесполезная вещь!

— А вы на какую скидку претендуете?

— Нет, что вы, я учусь на бюджете.

Рейтинг — довольно частая тема в разговорах студентов Вышки. Кто-то думает о нем постоянно, а кто-то вспоминает о его существовании лишь два раза в год — в дни публикаций. Но каждый хоть раз задавался вопросом «зачем же нужен рейтинг?»

О рейтинге

Владислав Цой, факультет Коммуникаций медиа и дизайна, 1 курс, бюджет:

«Топ рейтинга для бюджетника — штука почти бесполезная. Это как золотая медаль: закуска для прожорливого чувства собственной важности и повод для родительской гордости — мол, не зря сына растили. Совру, если скажу, что верхняя строчка в рейтинге мне не льстит или то, что я к ней совсем не стремился. Наверное, школьный «синдром отличника» немного мутировал и заставил работать меня всё первое полугодие».

Мзия Кутивадзе, факультет ГМУ, 1 курс, бюджет:

«Пока сложно сказать, зачем вообще он нужен. Наверное, он должен стимулировать, побуждать учиться. Но я его никак не ощущаю. Разве что хочется быть высоко в списке. Хотя у нас тут как-то мэр приезжал на факультет, и на встречу с ним выбрали первых 10 человек».

Кристина Гришнина, факультет Коммуникаций медиа и дизайна, 1 курс, 70% скидка:

«В топе быть довольно сложно, и я не поверила глазам, когда увидела, что пятая в рейтинге. На курсе много действительно умных и крутых ребят.

Не могу сказать, что мне нравится балльно-рейтинговая система, которая работает в Вышке. С одной стороны, да, это хорошая мотивация для студента, но с другой — абсолютный вывод человека из зоны комфорта».

Конкуренция учит жизни и поможет в будущем — это вполне логично. Для кого рейтинг ничего не значит, то есть не влияет на скидку, тот может «забить» на это и жить спокойно. Всем остальным же хороший урок, особенно в журналистике это важный момент.

О майнорах

До прошлого года значимость рейтинга была крайне высока: студенты, занимающие первые строчки, могли бесплатно изучать второй язык. Но с этого года систему упразднили, и те, кому не нужно сохранять скидку, совсем расслабились.

Администрация Вышки решила вновь вернуть рейтингу его статус, усовершенствовав систему выбора майноров. С этого года каждый может выбрать пять любых майноров, расставив их по приоритету. Места ограничены, поэтому чем выше студент в рейтинге, тем больше у него шансов попасть на «майнор мечты». У этой системы есть один очевидный плюс: она совершенно убрала такой фактор, как «скорость выбора и быстрота реакции». Студентам больше не нужно атаковать LMS в надежде успеть занять место в заветной сотне людей.

Павел Волошин, факультет Права, 1 курс, 25% скидка:

«Новая система выбора майноров показалась мне действительно удобной. Тот факт, что студент выбирает сразу пять и попадает на один из них, гарантирует, что он будет изучать тот майнор, который хочет.

Мне, например, было довольно сложно определиться с выбором какого-то одного. А новая система, при которой я могу выбрать сразу пять, расставив их по приоритету, дала мне определенную уверенность в том, что я буду изучать то, что выберу сам, но при этом существенно облегчила этот выбор.

Так что системой я в целом доволен».

Татьяна, факультет Иностранных языков и межкультурной коммуникации, 1 курс, коммерция:

«Очень странное понятие «удобно/не удобно». Мне кажется, что оно вообще не подходит для описания данной ситуации. Я помню, как в начале года нас знакомили с Вышкой и рассказывали, что такое майнор. Тогда я поняла, что это какая-то дисциплина, которую ты выбираешь исходя из своих интересов и изучаешь в течение двух лет. Это неплохой шанс изучить то, что тебе действительно нравится. Потом, совершенно неожиданно, кажется, за несколько месяцев до выбора майнора, администрация решила поменять всю систему. Мне это показалось очень странным.

Если бы об этом говорили в начале года, а не в самый последний момент, мы бы успели подготовиться и заранее знали бы: для того, чтобы попасть на интересный тебе майнор, придется поработать на рейтинг. О новой системе объявили уже после важной сессии. Рейтинг уже никуда не сдвинуть, люди не могли ни на что повлиять.

Майнор мы должны изучать два года. Тратить время на то, куда тебя скинули исходя из рейтинга — очень глупо. Для меня это не было критично, мне повезло. Потому что я попала на тот предмет, который мне интересен, и на него не было большого конкурса. Поэтому вся новая система крайне неудобна, если так вообще можно сказать.

Сейчас говорят, что раньше выбор майнора был намного более проблематичен. Конечно, мне сложно судить, но кажется, что это не так сложно: зайти вовремя и нажать на плюсик.

Когда мы пришли в начале года, представитель администрации на нашем факультете сказала: «Если наши студенты нуждаются в дополнительных занятиях, если им интересно изучать какой-то дополнительный предмет и набирается группа, мы приглашаем преподавателя, мы поощряем тягу к знаниям, действуем на благо студентов». Но почему тогда нельзя увеличить количество мест на популярные майноры? Ведь студенты хотят учиться, а у них эту возможность отнимают».

Мне кажется, что рейтинга в Вышке и так слишком много: скидки, стипендия, военка у мальчиков, стажировки — все по рейтингу. Теперь еще и майноры. Как будто мы учимся не ради знаний, а ради места в таблице.

ВШЭ работает над мотивацией к конкуренции за рейтинг. Будущим первокурсникам следует серьезнее настраиваться на учебу, чтобы потом не учить скучный предмет на втором и третьем курсах. Теперь остаётся надеяться, что вернут второй язык.

Автор: Светлана Головина

Иллюстрации: Виктория Аксенова