зэтссохсе

О Вышке с акцентом

В стенах Вышки студентов обучают не только российские, но и иностранные преподаватели. Для университета такие сотрудники — показатель престижа и качества образования. Для студентов — уникальная возможность изучить предмет с учетом зарубежных практик и повод подтянуть свой английский. The Вышка взяла интервью у иностранных преподавателей и вместе с ними попробовала взглянуть на Вышку с другой стороны


Лили Ди Пуппо, доцент факультета социальных наук, Франция


О себе

С юности мне был интересен опыт межкультурного общения. Несмотря на то, что родилась я в Люксембурге, получать высшее образование решила в Германии, где прожила целых восемь лет. Я получила дипломы бакалавра и магистра в Свободном университете Берлина по политологии, а затем мне присудили ученую степень доктора философии в Европейском университете Виадрина, расположенном во Франкфурте-на-Одре.

До переезда в Россию жила во Франции, Германии, Бельгии и даже Грузии. Первый раз я приехала в Москву еще будучи студенткой, жила тут несколько месяцев и изучала русский язык.

Затем я стала специализироваться на Восточной Европе в своих исследованиях. Теперь с этой страной связана моя исследовательская деятельность.

О работе в НИУ ВШЭ

Уже больше четырех лет я являюсь сотрудником кафедры социологии в Высшей школе экономики. Узнала про наш университет, когда работала в Германии. У нескольких моих коллег были контакты профессора Леонида Косалса, который и сообщил о том, что в НИУ ВШЭ ищут сотрудника на постдокторскую позицию. Это временная научная должность для исследователей, недавно получивших учёную степень доктора философии или приравненную к ней. Я приехала в Москву, проработала на этой должности около года, а затем подала заявление на позицию доцента социологии, которую и занимаю до сих пор. Я преподаю качественные методы студентам бакалавриата и магистратуры, занимаюсь исследовательскими проектами и публикую свои статьи в научных журналах.

 

О русских студентах

До того, как стать преподавателем в российском университете, я уже многое знала о стране, но совсем не имела представлений о системе образования. Безусловно, переживала о том, что будут возникать сложности в общении со студентами, ведь английский не мой родной язык. Стоит отметить, что студенты у меня замечательные, с высоким уровнем знаний. Они не только хорошо говорят на английском, но и разбираются в социологии лучше, чем многие европейские студенты.

К сожалению, в России студенты рано начинают работать и у них остается намного меньше времени на участие в учебном процессе, чем у европейцев.

Хотелось бы, чтобы они чаще присутствовали на семинарах и лекциях, принимали участие в обсуждениях и дискуссиях. Также я часто прошу своих студентов-социологов уделять меньше времени своим гаджетам. Им, как будущим профессионалом, полезно изучать окружающую их реальность, наблюдать за процессами, происходящими вокруг них. Более того, сконцентрироваться на том, что говорит преподаватель легче, если ты слушаешь и записываешь информацию, не отвлекаясь на телефоны и планшеты.

О жизни в России

Мне нравится Москва, с ее шумными улицами, множеством выставок, музеев, театров и других развлечений. Этот динамичный и интересный мегаполис напоминает мне Лондон или Париж. Мои исследовательские проекты связаны с Россией. Сейчас частью моей работы в Высшей школе экономики является проект, в ходе которого я изучаю религию ислам в России. Очень удобно жить в Москве и иметь возможность быстро перемещаться по другим городам. Я часто уезжаю в командировки в Санкт-Петербург, Нижний Новгород и Казань и провожу там интервью.

Мои родственники и коллеги поддержали меня в моем решении жить и работать за границей. Безусловно, сначала они очень переживали за меня и то, как я тут устроюсь. Но они видят фотографии из моих путешествий по России на странице в Facebook и тоже начинают интересоваться этой страной.

О французах и жизни за рубежом

На самом деле жизнь за границей становится все более и более популярной среди французов. В основном интерес к другим странам появляется у студентов. Многие из них уезжают учиться в Англию, Германию, Канаду, Испанию или Латинскую Америку. Однако немцы в этом плане более продвинутые. Мне кажется, что во Франции интерес к жизни в других странах проснулся не так давно потому, что школьники и студенты, в большинстве своем, не изучают английский. Это ограничивает их в действиях.

Россия — довольно редкое направление. О таких вузах, как МГУ или НИУ ВШЭ, знает небольшое число людей, однако среди исследователей о Вышке уже успело сложиться довольно высокое мнение.

Это связано с профессионализмом сотрудников и высоким уровнем знаний у выпускников.


Тават Махама, доцент факультета социальных наук, проходил обучение в Швеции и Калифорнии


О выборе места работы

Во время поиска рабочего места я воспользовался профессиональным сайтом The International Political Science Association (IPSA). Этот сайт был разработан специально для ученых из области политики.

Там публикуют объявления о вакансиях для ученых-специалистов университеты различных стран мира. Благодаря этому сайту я и нашел необходимую информацию о НИУ ВШЭ. Современный рынок вакансий для ученых глобален и каждый может найти себе работу мечты. В тот момент времени я стоял перед выбором между должностями в университетах России, Японии и Скандинавии. Я изучил профили университетов, требования возможных работодателей и понял, что вакансия в Высшей школе экономики мне подходит.

Об университете и студентах

Высшая школа экономики не из тех вузов, что имеют многовековую историю и традиции, но от этого репутация вуза нисколько не страдает. Вышка известна как либеральный вуз, который смотрит в будущее, перенимает от других университетов инновационные технологии, развивается, стремится стать еще более престижным учебным заведением. Мне нравится тут работать и ощущать себя его частью. Программа обучения социальным наукам основана на следовании уже сложившейся структуреы преподавания авторитетных западных университетов. Если говорить о требованиях к моей должности, то они схожи с требованиями работодателей из США, Европы, Азии и Австралии.

О студентах могу сказать, что они трудолюбивые и старательные. В общем такие, какими должны быть.

О том, как сделать Вышку лучше

Вопрос усовершенствования и без того хорошего университета интересен.

Я думаю, что нашему университету следует продолжать процесс интернационализации, а значит нанимать не только иностранных преподавателей, но и иностранных сотрудников для административной работы.

К сожалению, есть группы людей, противящихся любым изменениям подобного рода, да и финансовые средства Высшей Школы не безграничны. Однако, мне кажется, что для усовершенствования не найти других альтернатив. Я уверен в одном: процесс билингвизма должен происходить гораздо эффективнее, чем он протекает в настоящее время. Сотрудникам и студентам должны предлагаться новые возможности для изучения английского языка, а качество преподавания должно не падать, а расти. Например, университеты Китая и Южной Кореи намного раньше осознали это и пошли по верному пути.

О решении работать в России

Современный рынок вакансий для кандидатов наук глобален. Приведу в пример своих студенческих товарищей. Многие из них уехали работать в Китай, Оман, Канаду и США. Почему так происходит? Потому что для профессионального развития необходим международный опыт. А так как рынок глобален, то глупо ограничивать себя конкретным списком стран, в котором будут только США, Англия и Канада.

Некоторые мои коллеги, которые сначала работали в Чили, Южной Африке, Германии, Франции, затем начинали работать здесь, в России. Однако, есть определенные стереотипы и многие были удивлены моим выбором, потому что после краха СССР Россия не позиционировала себя как лидер в сфере образования.

Я рассказал им, что все меняется, что в НИУ ВШЭ работают иностранные преподаватели из разных стран. Более того, руководитель магистерской программы – немец Кристиан Фролих. Также я сообщил им о том, что в Высшей Школе Экономики работают выпускники Йеля, Оксфорда и Колумбии, такие ученые с мировым именем, как Рональд Инглхарт и Джозеф Най. После этого мои родственники и друзья изменили свое мнение о России и образовании в этой стране.

О международном рынке образовательных услуг

Честно говоря, российская доля на международном рынке образовательных услуг довольно мала, особенно, при сравнении с долями Соединенных Штатов, Англии, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Германии и Швеции. Эти страны предлагают образовательные программы на английском языке, который был и остается языком мирового общения.

Если российские университеты научатся разрабатывать англоязычные магистерские и PhD-программы и преуспеют в привлечении и выпуске квалифицированных ученых, то популярность российского образования возрастет. Особенно, если цена обучения будет оставаться такой же низкой по сравнению с ценами в других странах.

В подобном случае сработает формула соотношения хорошей цены и качества, и интерес иностранцев к российским университетам возрастет.

Я уже упоминал, что НИУ ВШЭ известен, как либеральный и реформистский университет. Его всемирная известность и репутация отражаются в рейтингах лучших университетов. Более того, исследователи по всему миру часто могут в своих работах ссылаться на труды одного или двух ученых, работающих в Высшей Школе. Этого говорит о важности международных связей. К сожалению, большая часть российских высших учебных заведений не так открыты изменениям.

Главный вопрос дальнейшего развития российского образования заключается в том: «Останется ли НИУ ВШЭ «белой вороной» среди российских университетов или же станет частью нового большого движения?»


Раджханс Санджай Кумар, кафедра публичной политики, Индия


О том, как одновременно был и студентом, и преподавателем

Работа за рубежом никогда не казалась мне чем-либо сверхъестественным. За все время преподавательской деятельности я успел поработать преподавателем не только в Индии, но также в Германии и Украине. Перед тем как переехать в Москву я долгое время преподавал в университете имени Тараса Шевченко в Киеве.

Однако, в 2014 году в стране стали происходить ужасные вещи и мне не оставалось другого выхода, как искать возможность уехать. Скажу больше, в тот момент времени я уже настолько долго преподавал, что устал от этой деятельности и хотел сделать перерыв. Случайно, на одном из сайтов, я нашел информацию о Высшей Школе Экономики.

Я поступил на магистерскую программу “Политический анализ и публичная политика», но преподавательское прошлое давало о себе знать, я держался не так как другие студенты, и преподаватели это замечали. У преподавателей с данной магистерской программы есть четкая позиция в отношении того, как должны протекать занятия со студентами.

Мы часто устраивали интересные дебаты, я спорил с профессорами во время семинарских занятий. Мне повезло, что они не только предполагали, что в ходе учебного процесса могут возникать спорные ситуации, но и уважали обоснованное мнение студентов.

Когда я был на втором курсе магистратуры, одна из наших преподавательниц ушла в отпуск по уходу за ребенком. Мне предложили занять ее должность. Сначала я отказывался, так как для меня было непонятно, как я могу одновременно и преподавать, и учиться, все на одной программе. Но потом они мне объяснили мои права и обязанности, как учителя. Я согласился.

О том, как однокурсники отнеслись к таким переменам

Проблем во взаимоотношениях с однокурсниками у меня никогда не было. Они восприняли происходящее адекватно и дружелюбно, поддерживали меня. Более того, их преподавателем я не был, так как тот предмет, который я должен был преподавать, мы все уже сдали еще на первом году обучения. Эмоционально мне самому было гораздо сложнее, чем окружающим. Да, у меня был опыт работы преподавателем и студентом я тоже был, но два этих опыта мне нужно было совместить в нечто единое целое. От этого создавался дискомфорт.

О своей преподавательской деятельности

Я с уважением отношусь к студентам из Высшей Школы, особенно к тем из них, кто приехал из регионов. Наши студенты – люди со своим взглядом на жизнь, со своей стратегией. Все они – новое поколение, которое готово упорно трудиться. Я задаю своим студентам сложные домашние задания: объемные тексты к прочтению, презентации. Они делают свою работу качественно.

В новом учебном году я буду читать предметы, связанные с правами людей, второкурсникам на майнорах, но пока что преподаю только магистрам. Их образовательная программа интернациональна. Если говорить процентными соотношениями, то на ней обучается 55% русских студентов и 45% иностранцев.

На образовательной программе “Публичная политика” можно встретить студентов из США, Франции, Германии, Англии и даже из стран Азии и Африки. Благодаря этому создается очень необычная атмосфера и налаживаются межкультурные коммуникации.

Я стараюсь воспринимать своих студентов, как друзей, не смотреть на них сверху вниз. У меня есть знания и я хочу поделиться ими. Единственное, что мне не очень нравится в моей работе – то, что я стал ответственным за многие административные вещи.

О Высшей Школе Экономики и возможностях студентов

Несмотря на то, что НИУ ВШЭ совсем молодой университет, за время своего существования он смог достичь большого успеха и вырваться вперед. За такой короткий промежуток времени (в 2017 году Вышка отметила свое 25-летие) он вырос из маленького консультационного института в Национальный Исследовательский Университет, входящий в топ-3 Российских ВУЗов.

Я горжусь тем, что работаю здесь и надеюсь, что Высшая Школа будет продолжать двигаться по направлению к Европейским университетам. У меня есть один совет для студентов, которые здесь обучаются. Им следует брать как можно больше от своего университета. Во-первых, те люди, которые тут преподают, в большинстве своем являются профессионалами своего дела. Это высоко образованные люди, общение с которыми может стать ценным опытом для студентов. Во-вторых, молодые люди, которые погружаются в студенческую жизнь в таком крупном мегаполисе, очаровываются городом и хотят делать все что угодно, но не учиться. Они даже не догадываются, как много они могут получить от своего университета, так что пусть чаще заглядывают на сайт Вышки. Майноры, курсы МАГоЛЕГО, открытые лекции, выступления публичных спикеров… Так много социальных возможностей.

О Москве

Я всегда считал Восточную Европу мистической частью планеты. Мое мнение на этот счет не изменилось. В России находятся прекраснейшие места, а Москва — один из самых красивых городов, которые я когда-либо видел.

К тому же, еще в школе мне понравилось читать русских классиков Пушкина и Достоевского в переводе на хинди.

Мне кажется, что благодаря этим книгам я начал узнавать Россию еще задолго до того, как переехал сюда. Поэтому я чувствую себя счастливым, находясь в Москве, а возможность уехать в Россию в 2014 году считаю настоящим знаком судьбы.

Автор: Мария Калинина

Фотографии: Виктория Мазитова