Kostya_Ya_Zaebalsya (1)

Студсовет факультета N

Студсовет факультета N никак не уступает другим губернским студсоветам. В прошлом году в нем, как и во всей Вышке, прошли конкурентные выборы, а его члены так же, как и все, поднимали руки на заседаниях большого студсовета. Пока в столице студенческого самоуправления на Мясницкой решались судьбы господина Буханцова и бесплатных микроволновых печей, в провинции было тихо. Корреспондент «The Вышки» поговорил с господином О и госпожами Д и М — тремя членами студсовета N — и выяснил, что занимает руководителей самоуправления Вышкинской глубинки

Какие изменения произошли на факультете в последний год благодаря студсовету?

Д: В первом месяце удалось успешно провести проект по расширению ассортимента столовых.

Также считаю реально большим достижением то, что мы добились возможности оплаты картами. Нам пришлось доказывать поставщикам, что от эквайринга, даже при условии, что они будут отчислять один процент банку, они выиграют намного больше, нежели без него, с оплатой только наличкой.

Проект по обновлению двора занял у нас весь август. И это только кажется, что просто захотели — граффити нарисовали, захотели — стену отреставрировали, или вот обновили «материнскую плату», которая была во дворе. Но на самом деле за этим стоит большое количество согласований с администрацией, поиск художников, утверждение эскизов у вышестоящих инстанций, составление смет.

Как вы защищали права студентов, и всегда ли это удавалось?

О: Мы активно занимались защитой студентов, которые не прошли студенческую оценку преподавания. По регламенту там очень серьезная дисциплинарная ответственность, поэтому у нас есть договоренность, что мы не рекомендуем жесткие меры, так как это бред.

Д: Бывают ситуации, которые требуют много сил и времени, чтобы вникнуть в них — разобраться что к чему. Одной из таких был пример со студентами, которым грозило отчисление за трижды не пройденную СОП. Студсовет начал голосовать, но я поняла, что это полное безумие. Я нашла этих студентов через рейтинги, группы вк, знакомых. Позвонила, стали выяснять что им делать. В итоге вопрос был вынесен на уровень большого студсовета и за не прохождение СОП больше не могут отчислить. Этот пример иллюстрирует, как важно будучи в студенческом совете а) элементарно не быть равнодушным б) уметь экстренно вникать в ситуацию и искать пути решения проблем.

О: У нас был конфликт с преподавателем. Права студентов достаточно долго и серьезно ущемлялись. Я протащил инициативу о привлечении ее к дисциплинарной ответственности, и ей был сделан выговор. К сожалению, мы подали все жалобы сразу, а не по очереди, и поэтому нам не удалось ее уволить. Но из-за этой истории она все равно ушла по своему желанию, так что мы добились того, чего хотели.

М: У нас было очень много несоответствий по ПУДам (программам учебных дисциплин — прим. «The Вышка»). Были, например, критерии, по которым соответствовали буквально единицы программ. Еще было несколько программ на рекламе, которые вообще ни по одному критерию не проходили. Там одна страница какого-то описания, и вроде как понятно, про что дисциплина, но нет структуры ПУДа, нет формул, списка материалов и так далее. Потом, ПУДов может просто не быть на сайте. Со всем этим приходится разбираться, составлять отчеты и отправлять их в администрацию.

С какими трудностями вы столкнулись в этом году?

О: Главная трудность — наши ограниченные полномочия. Если кто-то спалился с поддельной справкой или на плагиате, то мы можем сделать только выписку о том, что просим не наказывать. Но в администрации нас, как правило, не слушают.

Мы все-таки скорее орган совещательный, а не орган самоуправления, как в европейских университетах

Это проблема, потому что полномочия у нас тоже, конечно, ограничены.

М: Вообще, как-то все очень плачевно выглядит. У нас был очень маленький набор — всего семь человек. Хотя по положению должен быть один член студсовета на 100 студентов, то есть 16 человек на наш факультет, на котором учится около 1600 студентов. Но выдвинулись всего 12 кандидатов.

Часто ли к вам обращаются студенты?

О: За весь год раз восемь обращались. Ну, это прямые обращения с реальными проблемами. Вопросов-то много, но вот реальных проблем — да, раз восемь. Больше половины мы удовлетворили, а по остальным сделали все возможное.

М: У нас довольно адекватная администрация, и студенты у нас в принципе не политизированные, которые не заинтересованы в студенческом совете, но которые всегда знают свои права. И, опять же, у нас очень много коммерческих студентов, и они знают, за что они платят. Поэтому у нас многие, у кого возникают проблемы, обращаются сразу к администрации — она довольно контактная. Мой друг, например, всегда писал сразу академическому руководителю, если его что-то не устраивало.

Как среди студентов повысить интерес к деятельности студсовета и выборам?

Д: На самом деле, это актуальный вопрос в студсовете, ибо количество заявок хочется поднимать, так же, как и явку. Многие говорят, что суть в информационной политике — соцсетях и видосиках. Это важно, но гораздо важнее коммуникация, которую студсовет осуществляет с ребятами.

Это работает, как сарафанное радио

Именно поэтому, как только большинство членов студсовета действительно будут решать проблему каждого конкретного студента, когда обработка обращения будет занимать короткий срок, когда будет быстрая обратная связь — только тогда студенты будут голосовать, будет огромная явка, действительно будет интерес к выборам. Студенты будут понимать, что именно делает студенческий совет, каким образом это влияет конкретно на него как избирателя. И тогда студенты будут доверять свои проблемы, будут избираться сами, почувствовав уверенность в способности воплотить свои идеи в жизнь.

Есть ли какие-то идеи и инициативы на следующий год?

М: Была такая идея: хотели принести в лаунж старых газет, положить схему как складывать журавликов, и пусть ребята складывают и вешают их куда-нибудь. Но как-то не реализовалось. Но вот сейчас на Кривоколенном открылся коворкинг, и там ребята покрасили одну стену такой краской, что получается как меловая доска. Мы вот думаем, может нам тоже так сделать.

О: У нас были бурные обсуждения по поводу аптечки. Проблема в том, чтобы сделать ее общедоступной. Но это юридически невозможно, так как это лекарственное средство, оно должно быть сертифицировано, нужно нанимать врача. Однако благодаря нашей инициативе сейчас в процессе организации медицинская комната, где будет оказываться вся необходимая медицинская помощь.

Д: В этот раз мы разделили пул проблем, которые мы уже успели обнаружить, накопить, и их решения на несколько блоков. Первый из которых — социальные проблемы. Это все, начиная с отсутствия маркеров, кулеров на каждом этаже и заканчивая увеличением количества удлинителей в аудиториях. В конце концов, выделение помещений студенческим организациям. Будем повышать контроль за качеством продуктов в столовой. C помощью Google-форм это элементарно.

Второй пул — это проблемы качества образования. На каждом курсе они свои, и даже в каждой группе они свои, поэтому здесь будет тесное сотрудничество со старостами. Наверное, самое глобальное здесь — у нас отменили научников, и много вопросов и предложений в связи с этим. Мы уже этим занимаемся и будем продолжать это делать несмотря ни на что.

Собираетесь ли переизбираться?

М: Да. Я уже просто не представляю свою жизнь вне студсовета. Ну, то есть я думала о том, чтобы не идти, но потом поняла, что у меня будет такая огромная дыра в жизни.

О: Да, собираюсь. Потому что есть некоторые инициативы, не реализованные в этом году. Довести до конца медпункт и еще несколько, о которых я сейчас говорить не буду, но тем не менее. Так что, пока могу быть полезен, наверное, стоит.

Д: Да, потому что еще много незавершенных дел, непреодоленных «терний на пути к звездам», если можно так выразиться. И первый год ты вникаешь во все происходящее. Ты общаешься. Ты понимаешь систему. Чем дольше ты это делаешь, тем лучше ты можешь понять, какие в этой системе есть проколы, попробовать их исправить и добиться максимально эффективной работы студенческого самоуправления.


«The Вышка» пошла в народ. Мы поговорили с Колей и Гришей — простыми избирателями без студсоветского происхождения.


Студент Коля со второго курса рассказал корреспонденту «The Вышки», что не до конца понимает, чем занимается студенческий совет:

Если честно, вообще не *** (не знаю), чем они там занимаются. Я знаю оттуда только Д. Знаю, что она там постоянно какие-то совещания проводит.

Коля заметил, что в студсовет всегда можно обратиться с какой-нибудь проблемой, связанной с учебой.

«Но с проблемами все, как правило, сразу идут в учебный офис. Потому что так проще, да и про студсовет знают не все», — рассуждает он о причине, по которой в студсовет так редко обращаются с проблемами.

«А вот что конкретно они сделали — понятия не имею. Вообще, наш студсовет — такая, достаточно теневая организация», — с сожалением заключил Коля.

Гриша, также студент второго курса, напротив, готов был многое рассказать о деятельности студсовета:

«Ну вообще, мне небезразлична судьба нашего студенческого совета. Помню, у меня были пары в другом корпусе, и в это время проходили выборы в студенческий совет как раз. Так я после пар специально поехал в наш корпус, чтобы проголосовать».

Гриша перечислил практически все достижения студсовета, о которых нам ранее рассказали члены студсовета, даже добавив некоторые детали:

«Они сделали вегетарианское меню и большой выбор кофе, там с мишками, с маршмеллоу».

Так хорошо Гриша осведомлен о делах студсовета за счет личного общения с его членами.

«Просто мне самому это интересно, поэтому я и получаю информацию об их деятельности».

Он неоднократно помогал студсовету в качестве волонтера, а в этом году собирается участвовать в выборах. Единственным препятствием для себя Григорий видит отсутствие четкой программы.

Ну зачем мне в студсовет, если на данный момент мне нечего предложить? Какие-то голословные обещания давать я не хочу.

Тем не менее, он намерен опросить студентов о кажущихся им важными проблемах и составить свою программу на основе результатов. По его мнению, это может поднять интерес и к участию в выборах:

«Потому что тогда они будут понимать, зачем им идти на выборы, зачем голосовать за кандидатов. Тогда они будут знать, что их проблемы будут услышаны, будут решены».

Из наиболее важных проблем Гриша отметил разобщенность его факультета и отсутствие каких-то общефакультетских ивентов, которые могли бы это исправить. Также он хотел бы обсудить возможность участия студсовета в организации посвящения и других подобных мероприятий.

ГласЪ социолога

Только 40% опрошенных студентов уверены в существовании студенческого совета на факультете. Меньше трети студентов знают, что такие нововведения, как зоны отдыха, возможность безналичного расчета в столовой и обустройство двора — его заслуги.

Почти 70% студентов не знают, куда обратиться с идеями о том, как улучшить жизнь факультета.

Из всех студентов только 25% участвовали в выборах, а 70% никак не проявили инициативы в жизни факультета и студенческого совета.

Несмотря на недовольства работой студсовета и желание улучшить корпус и жизнь на факультете, половина опрошенных все так же не собирается принимать участие в жизни студсовета и в этом году, и только треть собирается голосовать на выборах.

В опросе участвовали 133 души, закрепленные за факультетом N.

Текст: Олег Ян, Константин Валякин