Невидимая Вышка: На грани
Конфликты с близкими, травля учителями и одноклассниками, стресс перед экзаменами — проблемы, решение которых трудно представить без моральной поддержки. Однако оставшись наедине с собой, человек замыкается и оказывается в состоянии полного одиночества. Героиня «Невидимой Вышки» о том, как оказалась на грани самоубийства, но сумела вовремя остановиться
О себе
Я родилась и живу в Москве. У меня есть хобби — люблю писать художественные рассказы, и в основном либо придумываю своих героев, либо пишу фанфики на основе каких-то сериалов. Страсть к письму у меня появилась в десятом классе, именно тогда я прошла курс для молодых журналистов.
У меня не лучшие воспоминания о школе. Большинство преподавателей были некомпетентны, одноклассники казались отвратительными. В какой-то момент я поняла, что больше не могу это терпеть, и попросила маму найти другую школу. В старших классах я проучилась в среде профессиональных педагогов и хороших ребят.
Первые мысли о суициде начали возникать в девятом классе. В тот период я стала выглядеть так, как учителям не нравится, дружить с человеком, который их раздражает, и чуть проще относиться к учебе — они начали отчитывать меня при всех за внешний вид, звонить моим родителям и говорить, что я скатываюсь и из меня ничего не выйдет. А за моей спиной говорили одноклассникам, чтобы они перевоспитывали меня. Вполне ясно, что после этого отношения с ребятами усложнились.
Я не закрывалась в туалете и не рыдала, могла при необходимости за себя постоять. Но когда каждый день посещаешь место, в котором приходится вести войну, — это сильно выматывает. Например, мой преподаватель по английскому языку все время задевал меня за то, как пострижены мои волосы.
Вместо того, чтобы учиться, я приходила в школу, чтобы отстаивать свою позицию
Такой образ жизни забирает много энергии. Периодически возникали конфликты с родителями — думаю, не редкость для многих подростков. К тому же я не могла разобраться в себе: в своей ориентации, гендерной самоидентификации и так далее. Все накапливалось и откладывалось в сознании.
Начало
Возможно, это ни во что бы не вылилось, если бы в конце 9 класса я не попала в больницу. Работники больницы считали, что, если ты ребенок, даже 15-летний — значит, они имеют над тобой какую-то безграничную власть. На тебя могут орать за то, что ты не ешь больничную еду, заставляют ложиться спать в 10 вечера, без спроса трогают личные вещи. Вишенкой на торте стали постоянные обвинения в том, что я попала в больницу по своей вине.
Пролежала я там довольно долго, к тому же еще и одна. Это вылилось в депрессию. Я просыпалась, открывала глаза, но вставать не хотелось — весь день просто смотрела в потолок. Как-то раз не ела целых два дня, из-за чего упала в голодный обморок. Не хотелось ничего. Родители не могли постоянно посещать меня, лучшая подруга тоже находилась далеко, а подруга по переписке вообще жила в другом городе.
Так одиночество вкупе с психологическими проблемами привели к мысли покончить с собой
Отношения с близкими
У меня очень хорошие взаимоотношения с родителями. Если я захочу им что-либо рассказать, они без проблем меня поддержат и помогут. Основная проблема была в том, что я сама не хотела делиться с ними тем, что меня беспокоило. Когда я была маленькая, часто плакала. Из-за этого многие одноклассники постоянно придирались. Так, я решила себя перевоспитать, потому что меня учили, что надо быть сильным человеком, если ты не хочешь, чтобы тобой воспользовались. К тому же мне не нравилось показывать окружающим свою слабость. Я перестала жаловаться и, как следствие, делиться своими проблемами с близкими.
Конечно, я пыталась рассказывать друзьям, но, вероятно, делала это не лучшим образом: притворялась, что мне всего-навсего грустно. В такой ситуации человек навряд ли бросит подготовку к экзаменам ради того, чтобы просто повеселить друга. Они сами расспрашивали у меня, почему мне грустно, но я сознательно постоянно увиливала от ответа, потому что боялась, что они начнут переживать и забьют на свои проблемы.
Об отношении к самоубийству
Конечно, до этого я много слышала о людях, совершивших самоубийство. У кого-то были большие проблемы в семье, кто-то не мог найти себе друзей. Но я никак не могла допустить, что на это способен человек, у которого и с родителями, и с друзьями все хорошо. Если тебе плохо, то ты бросаешь все и идешь рассказывать близким, в чем проблема. Но пока ты сам не испытаешь, довольно сложно понять, почему такие мысли захватывают голову.
Изначально я не связывала эти мысли с конкретным действием. Просто представляла, будто меня больше нет. Так, наверно, все делали. Однако в какой-то момент мне действительно захотелось наложить на себя руки — выпрыгнуть из окна, но останавливала высота — 4 этаж не гарантировал верную смерть. Крайнее состояние наступило одним из поздних вечеров, когда к психологической боли добавилась еще и физическая. В душевой комнате находилось большое окно, которое захотелось открыть. Я долго стояла и думала, как же это сделать, но в итоге решила, что оно того не стоит.
Тогда поняла: к смерти я готова, но совершить самоубийство — нет
Чуть позже я решилась рассказать подруге по переписке о том, что мне действительно плохо. Она стала больше общаться со мной, здоровье начало восстанавливаться. Очень помогало чтение интервью с разными актерами, в которых говорилось о необходимости бороться и не сдаваться. Вскоре меня выписали из больницы, и все нормализовалось.
Последствия
После выписки у меня начались панические атаки, которые продолжаются и по сей день. Например, в метро в час пик, когда большое количество людей трогает и прижимается к тебе, начинается паника. Невозможно ничего сделать, даже из вагона выйти. Возникло обостренное чувство тревоги, чаще всего оно проявлялось в темное время суток. Возникало ощущение, что кто-то смотрит тебе в спину. Это чувство усиливается вплоть до того, что ты действительно начинаешь видеть везде силуэты. В то время подобные вещи происходили с периодичностью 3–4 раза в месяц, сейчас — 1 раз в два месяца.
Рецидив
Когда я перешла в новую школу у меня возникли другие проблемы. Пришлось с нуля учить второй иностранный язык, в то время как одноклассники изучали его с детства. Предстоящее ЕГЭ тоже добавляло нагрузки. К тому же в этот момент уже у моей подруги по переписке была депрессия. Огромное количество моральных сил тратилось на то, чтобы вытащить человека из подобного состояния. И, конечно, это не могло не повлиять на меня.
Мы стали часто конфликтовать, так как в такие периоды она становилась агрессивной, а я в принципе человек, склонный все драматизировать. К тому же её слова о том, что она никому не нужна, пугали. В итоге из-за ссор и расстояния мне стало одиноко, и казалось, что со мной перестанут общаться. Я накручивала себя этим. В какой-то момент в нее влюбилась одноклассница и стала навязчиво лезть к ней в лучшие друзья. Я решила, что уже не буду нужна, потому что зачем тебе друг по интернету, если есть друг в реальной жизни? Эта мысль так и засела в моей голове, наложившись на тревогу, что я не сдам экзамены и останусь никому не нужной без образования.
Итогом стало то, что я снова захотела покончить жизнь самоубийством, но в этот момент позвонила подруга из другого города. Она убедила меня, что я действительно для нее ценна и отговорила по телефону от этого поступка.
Об этой попытке я рассказывала своим подругам. Родителям решила не говорить, потому что не хочу их шокировать и сильно расстраивать, не хочу, чтобы они начали во всем обвинять себя. В этом нет конкретно чьей-то вины. Разве что одноклассников и работников больницы
Да, я не рада, что пыталась покончить с собой, но сожаления никогда не испытывала. Не испытываю и угрызений совести, просто принимаю это как данность: у меня был такой период в жизни. Оказавшись в такой ситуации сейчас, я, конечно, поделилась бы всеми проблемами с близкими и не стала бы накапливать все в себе.
Психологическая помощь
У меня были мысли, что психолог, возможно, помог бы. Но в тот период все утыкалось в один вопрос: куда обращаться. Идти в государственную клинику — себе дороже, а частная стоит денег, то есть пришлось бы рассказать обо всем родителям. Да и в целом, когда тебе меньше 18, все вопросы с врачами так или иначе связаны с родителями.
Совет
Никогда не бойтесь обратиться за помощью. В таком состоянии людям необходима помощь — это факт. Говорите со своими близкими, делитесь чувствами, которые вы испытываете. Они всегда готовы вам помочь, но в силу того, что никогда с этим не сталкивались, могут не знать как. Говорите прямым текстом, что вам плохо, объясняйте, что вам нужна помощь. Будьте внимательны с выбором специалиста, чтобы не усугубить свое положение.
И, пожалуй, самое важное. Все мысли о том, что вы никому не нужны, ложны. Ваши близкие любят вас и хотят, чтобы вы жили и продолжали жить, несмотря на какие-то трудности.
Если же в вашем окружении есть человек, которому тяжело, никогда не бросайте его, как бы тяжело не было вам. Даже если вам кажется, что это бессмысленно, что человек вас отталкивает, ненавидит — на самом деле, это нет так. В тяжелом состоянии очень трудно элементарно выразить человеку благодарность. Не говорите, что больным детям в Африке хуже, это только ухудшает ситуацию. Будьте рядом. Продолжайте пробиваться сквозь стену, и рано или поздно вы спасете человеку жизнь, став той самой причиной, по которой он все еще здесь.
Дисклеймер: сцена попытки суицида вырезана из-за требований Роскомнадзора к СМИ
Текст: Эдгар Бабасян
Редактор: Константин Валякин