Никита Белавский, МГУ

Велостуденчество как образ жизни

Герои нашего материала предпочли обычным пешим прогулкам транспорт будущего — велосипед. Редакция The Вышки выяснила, где приятнее всего кататься, и почему сайклинг можно считать медитацией.

Ваня Матюхин

МИИТ, 1 курс

О буднях велолюбителя

Велосипед — это драйв, дух дикости. Я могу поехать куда угодно и самостоятельно найти себе приключения.
Каждое утро передо мной встает сложный выбор: либо как можно быстрее ехать в университет и пытаться не опоздать на пары, либо разрешить себе совершить медленную, но очень приятную велопрогулку по городу. Стал замечать, что чаще выбираю второе.

Велосипед — это очень важная составляющая моего спортивного образа жизни

О людях

Отношения с пешеходами у велосипедистов всегда сложные. У меня еще ни одна прогулка не обошлась без ворчащих бабушек. Я уже привык ехать и слышать где-то позади недовольное: «Господи, опять эти велосипедисты». Поэтому кататься приятно там, где меньше людей. Как только выезжаешь за МКАД — душа успокаивается.

Стараюсь соблюдать ПДД. Кроме, конечно, тех случаев, когда совсем нет времени. По-моему, это очень важно, ведь речь идет не о соблюдении правил, а о безопасности. Нельзя подвергать опасности ни себя, ни других.

О единомышленниках

Среди однокурсников очень редко встречаю людей, которые так же, как и я, любят велосипед. Большинство предпочитают общественный транспорт.
Один раз был на московском велопараде. Не впечатлен. Очень напряженная атмосфера у таких массовых мероприятий. Миром правит андеграунд!

Об университете

Дорога от дома до учебы занимает примерно 35 минут. На территорию университета заезжать неудобно, поэтому обычно оставляю велосипед у забора и надеюсь, что ничего с ним не случится. Хотелось бы, чтобы в будущем условия для велосипедистов стали лучше.

О необходимых переменах

Катаюсь примерно 5–6 лет и определенно вижу изменения в лучшую сторону: количество велодорожек увеличивается, город становится удобнее для людей, которые предпочитают альтернативные виды транспорта. Проблемы начинаются во внутренней культуре. У водителей и пешеходов отсутствует взаимоуважение. И это довольно сложно изменить, я понимаю. Можно, конечно, вводить какие-то запреты, как в Европе. Там тебя могут оштрафовать просто за то, что ты пошел пешком по специальной велодорожке. В России люди знают, что им за это ничего не будет, поэтому и нарушают постоянно.

Алиса Велина

НИУ ВШЭ, 1 курс


О выборе транспорта

Велосипед — это оптимальный вид транспорта. Самокат тяжелый, и на нем неудобно ездить по брусчатке. В голове постоянно это «ты-гы-дык». Скейт оставить негде, и он довольно громоздкий. В отличие от метро, ты можешь наблюдать и по-настоящему чувствовать город. Можно смотреть на достопримечательности, благо в столице все близко расположено.
К тому же есть возможность чувствовать себя немножко сильнее пешехода, потому что ты на огромной металлической херне.

Об ощущениях

Мне нравится чувство, когда ты летишь на большой скорости с горки, обгоняешь пешеходов и за очень небольшое время оказываешься в нужном месте. Это кайф.
Когда я на велосипеде, то не слушаю музыку. Так повышается вероятность того, что ты не услышишь как едет машина, например. Стараюсь фокусироваться на собственных ощущениях, отдаюсь им полностью. Сайклинг — именно тот вид медитации, который мне подходит.

Об инфраструктуре

Сложно соблюдать ПДД именно из-за недостаточно развитой инфраструктуры. В одних районах много велодорожек и светофоров для велосипедистов, а в других — нет.
Очень хочу убрать бортики по всему городу. Ненавижу их всей душой. Не понимаю, зачем они делаются.Мечтаю о велодорожках, на которых бы ездили только велосипедисты. Но это уже область утопии.

О калориях

Утро велосипедиста должно начинаться с плотного завтрака. Это просто необходимо, потому что при таком активном образе жизни сжигается очень много калорий. Я пользуюсь приложением «Велобайк», которое следит за этим. Путь от метро до Покровского бульвара составляет примерно 80 калорий. Это практически банка йогурта, уже неплохо.

О локациях

Первое неудобство для велосипедиста — это люди

Когда едешь по переполненной улице, то ненавидишь людей. Я так однажды передвигалась по Тверской в час пик — это кошмар. Поэтому я предпочитаю ездить там, где спокойно и просторно.

Здорово кататься в районе Мясницкой. Там дальше Сретенский бульвар и само Бульварное кольцо — кайф. Кроме этого, очень люблю Парк Горького, Музеон, Воробьевы горы. Это, пожалуй, самые удобные места для велопрогулок.

О велопрокате

Я постоянно беру велосипед по программе ВТБ. Мне кажется, это удобнее, чем покупать собственный, потому что не факт, что ты будешь кататься все лето или весь год — такое себе вложение, правда? Более того, не нужно содержать велик. Если он сломается, то его починят люди, которые отвечают за это.

Артем Морозов

РХТУ им. Менделеева, 2 курс


О мотивации

Когда речь идет о велосипеде, то меня всегда вдохновляют личные цели и пройденная дистанция. Обычно создаю себе мотивирующие плей-листы. Все песни должны быть вдохновляющими, с посылом «ты сможешь». Часто они касаются именно спортивной тематики. У L’One, например, есть очень хороший трек «Твой день настал», всегда подбадривает.

О неприятных ситуациях

Однажды ехал по Триумфальной площади и довыеживался. Проезжал мимо девушек, которые фотографировали друг друга, и решил неожиданно влезть в кадр, показать «класс». В кадр вроде бы влез, но не заметил, что прямо передо мной проходил мужчина. Вот так я на полном ходу в него и влетел. Благо, все обошлось, все живы-здоровы.

О ПДД

Я практически не езжу по дорогам, но если приходится, то стараюсь ехать с краю, чтобы сильно не мешать водителям. Правил для велосипедистов как таковых на пешеходных зонах нет, главное — никого не сбить. Пытаюсь передвигаться аккуратно, без проблем. Мне иногда кричат вслед: «Езжай на дорогу, тебе там место». Однако законом не запрещено ездить ни на пешеходной территории, ни на автомобильных дорогах.

О велопарадах

Уже второй год принимаю участие в московских велопарадах по Садовому кольцу. Если есть возможность, то посещаю ночные велопарады, это интересно. Давно хочу попробовать велоквесты. Я человек активный и мне такой движ нравится. Есть возможность физически и умственно развиваться, что-то увидеть и запомнить.

Велопарад — это массовая поддержка здорового образа жизни

А еще шанс познакомиться с новыми людьми, зарядить их и самого себя позитивом на весь оставшийся год. Когда мы доезжаем до финиша, я всем даю пять, без разбора. И это прекрасно, потому что стираются границы между взрослыми и детьми, новичками и профессионалами. Все просто счастливы!

Об университете

В университете паркую велосипед, к сожалению, у забора. Для того чтобы получить разрешение парковать велик на территории учебного заведения, нужно писать официальную записку на имя начальника комплекса. Процесс довольно долгий, мягко говоря.


Маша Дорош

МГУ, 1 курс



О преимуществах

Есть утверждение, что велосипед вредит экономике и очень полезен для здоровья. Это, на мой взгляд, лучшее описание того, почему нужно передвигаться по городу именно на велосипеде. Более того, в Москве постоянно высокая загруженность транспорта и вечные пробки, поэтому так гораздо быстрее перемещаться.

О велоквестах

Пару раз мы с другом были на велоквестах. Суть заключается в том, что вам дают карту, на которой отмечены точки, и необходимо выполнить все задания: найти нужное граффити, посмотреть на стадион, подойти к волонтерам или расшифровать какую-нибудь надпись. Время, конечно, ограничено. По-моему, это достаточно интересно и вносит разнообразие в обычные велопрогулки.

Об университете

Поскольку я учусь в замечательном здании Первого ГУМа, то возможности припарковать свой велосипед рядом с ним у меня, к сожалению, нет. Ближайшая точка, где это можно сделать, находится рядом с метро Университет. Мне кажется, это достаточно неудобно для студентов.

О предпочтениях

Если есть время, то я очень рада покататься на велосипеде утром, пока солнце еще не слишком активное, и ты можешь никуда не торопиться. К тому же, резко уменьшается вероятность врезаться в кого-нибудь, так как в это время на улицах обычно не слишком людно.
В Раменском есть чудесное Борисоглебское озеро, вокруг которого растянулась просто восхитительная дорожка. Мне там очень нравится ездить, это невероятно красиво.

Дима Берг

МГИМО, 1 курс

О необходимом

При передвижении на длинные дистанции велосипедисту неплохо бы брать с собой запасную камеру и насос, потому что если оставить их дома, то по закону подлости на пятнадцатом километре обязательно что-нибудь пойдет не так.

О маршрутах

Мне нравится составлять новые маршруты, ездить неизведанными путями. Часто бывает и так — я вижу какой-то интересный, но неизвестный мне объект, и, не задумываясь, сворачиваю. На велосипеде постоянно думаю о дороге и на музыку стараюсь не отвлекаться.

О нарушениях правил

Есть один «пунктик», который я обычно не соблюдаю. Когда на пешеходном светофоре горит красный, а машин на дороге нет, просто не могу не воспользоваться моментом. Особенно забавно так делать на Ленинском проспекте, где пять полос в одну сторону. И знаете, иногда даже приятно иногда чувствовать себя нарушителем.

Об изменениях

Город заметно преображается. У нас увеличилось количество велосипедных дорожек, появились даже электровелосипеды. Это однозначно прогресс. Хотелось бы чаще видеть поддержку велодвижения на уровне городских проектов.

Совет

Если хочешь начать регулярно кататься на велосипеде, то предстоит набраться смелости и побороть себя. Нужно помнить, что даже если это поначалу кажется чуть-чуть страшным, то всегда можно позвать друга, который поможет и поддержит. Хорошо также заранее выбрать маршрут, посмотреть погоду и подготовиться морально. И не забыть взять воду, конечно же. Тогда ничто не сможет испортить первую поездку на велике.

Никита Белавский

МГУ, 1 курс

О логике

Человек — рациональное существо, поэтому я, как и все, обычно выбираю самый быстрый и простой путь. Много хожу пешком, но если будет возможность преодолеть расстояние на велосипеде, то предпочту его. Автомобиль слишком затратный и обременительный в городе — нужно думать о парковочном месте, стоять в пробках и дышать выхлопными газами, поэтому его не рассматриваю. Если на улице прекрасная погода, то вместо общественного транспорта выберу велосипед. Да, иногда это гораздо дольше, но зато я нахожусь в движении, а не сижу как овощ без дела. Так — велосипед это быстро и экологично.

О велобайках ВТБ

Я часто использую велобайки ВТБ. Их главный минус заключается в том, что они громоздкие, очень тяжелые и неудобные. Производители изрядно сэкономили, сделав их стальными, поэтому передвигаются они достаточно медленно. К тому же, зачастую на станциях не работают многие велосипеды.

О мыслях за рулем

Если я еду по Бульварному кольцу, где есть специальные велодорожки и светофоры, то могу спокойно слушать музыку и думать о своем, но не теряя осторожности и бдительности. А если речь идет о трассах общего пользования, то там сознание фокусируется на сплошном беспокойстве о том, чтобы тебя никто не сбил, или у припаркованной машины внезапно не открылась дверь.

О территории МГУ

У нашего Шуваловского корпуса парковка — это тонкие проржавевшие конструкции, на которых велосипед не устоит. Пункты велопроката также расположены нерационально — ближайшие находятся у Главного здания и у библиотеки. На территории университета, конечно, нарисовали велосипедные полосы, но это абсолютно бессмысленно. Они начинаются непонятно где, никуда не ведут и постоянно прерываются. Естественно, ими почти никто не пользуется. Кроме того, разметка неправильная и не отделяет зону параллельной парковки от велополосы, поэтому водители оставляют машины прямо на ней. Никто за этим не следит. Сразу видно, что сделали чисто «для галочки».

Об инфраструктуре

У нас город пока не для велосипедистов совсем. Не могу понять намерений людей, которые перестраивают Москву. Иногда кажется, что реализация городских проектов касается больше желания сделать «как в Европе», при этом не меняя структуры маршрутов и не углубляясь в урбанистические вопросы. Так появляются неграмотно сделанные велосипедные полосы прямо посередине улицы, как на Малой Никитской.
Самая большая проблема для велосипедистов такая же, как и для пешеходов — подземные и надземные переходы. Это большая ошибка советского градостроения, и от нее нужно избавиться везде, как избавились в остальных цивилизованных странах.
На Бульварном кольце специальную полосу для велосипедистов и парковочные места для машин разделяют примерно 50 метров. Таким образом, даже если откроется дверь, то велосипед не врежется в нее. Это удобно, и мне очень жаль, что в Москве подобное редко встречается.

Тем, кто занимается реорганизацией города, нужно подходить к этому более осознанно и полностью согласовывать все проекты именно с профессиональными архитекторами и урбанистами

О правилах

Не стоит бояться машин, потому что за последние несколько лет автомобилисты стали гораздо уважительнее относиться к велосипедистам и пешеходам. Нужно соблюдать ПДД, обязательно показывать повороты, чтобы не создавать опасные ситуации и не встречать агрессию со стороны водителей, и пропускать пешеходов.

Текст: Анастасия Ларионова
Редактор: Полина Жукова
Фотографии: Анастасия Ларионова