Личный опыт: работа на ЧМ-2018
Чемпионат мира стал праздником для города. Жители выходили на улицу, праздновали победу и общались с иностранцами. Герои нашего материала смогли увидеть изнаночную сторону Чемпионата, ведь благодаря их незаметной работе он стал приятным и безопасным.
Ника, ГИТР
Ведущая шоу «World Cup Daily»
Отбор
Весной 2017 года появилось предложение от моего института устроиться на работу на Чемпионат мира. С марта я прошла несколько собеседований: были и поточные, и индивидуальные. Проверяли также и мои навыки и знания английского. Перед тем, как меня окончательно взяли на FIFA, я работала на жеребьевке.
Новая роль
Изначально меня взяли как предитора – человека, который помогает с монтажом. Также я была ассистентом в социальных сетях. В какой-то момент меня присоединили к команде, снимающей ежедневное шоу – дневники Чемпионата мира “World Cup Daily”. Сначала я помогала с организацией съёмок, выполняла мелкие задачи. Я хорошо себя зарекомендовала, и меня взяли туда ведущей. Я должна была быть классной, активной, коммуникабельной и говорить по-английски.
Россия – Испания
Утром перед матчем Россия – Испания мы снимали в Лужниках: отсняли материал на территории и решили зайти в чашу стадиона. У каждого из команды была аккредитация, которая позволяла заходить во все зоны. Я со своей аккредитацией тоже могла пройти во все зоны кроме VIP и гостеприимства. Я уже видела заполненные Лужники, смотрела матч с болельщиками, однако именно в тот день я почувствовала себя частью истории, и это было невероятно. Хотя я и не посмотрела саму игру, у меня остались незабываемые впечатления.
Маша*, НИУ ВШЭ
*Имя изменено по просьбе героини
Стюард
Служба безопасности
Многие мои одноклассники решили работать в службе, когда только начался набор на Спартак. Я же попробовала только в прошлом году. Подала заявку сразу после Кубка конфедераций и работала на обычных матчах. За семь часов нам платили 900 рублей.
С сентября по июнь я не работала, однако из-за того, что я числилась в службе стюардов, мне не пришлось отдельно проходить собеседование ради Чемпионата мира. Требовалось только прослушать правила FIFA, согласно которым на матчи нельзя проносить ни еду, ни воду. Ставка за смену – 2800, я решила, что можно напрячься.
Первая смена
Моя первая смена начиналась в шесть утра. Мы встали на гейты (выходы – прим. The Вышка) и пропускали подрядчиков, оргкомитет и волонтеров. Гейт закрыли через час после начала матча. Меня отправили помогать выводить людей со стадиона. Кого-то – в усиление на поле, в чашу.
За 14 часов смены ни разу нельзя было присесть.
Волонтеры
В команде из 19 человек английский знала только я. Из-за этого возникали некоторые затруднения.
По правилам FIFA, на стадион нельзя проносить рюкзаки, поэтому проще было отправлять людей сразу в камеру хранения, чтобы они не проходили весь контроль и внутри их не разворачивали. Рядом со мной стояла девочка-волонтер, но она не знала английский. Сначала я пыталась ей помогать, а потом меня поставили на другую позицию и она осталась одна.
Я попросила других волонтеров не пропускать людей с рюкзаками, но они меня не услышали. Ко мне подходили болельщики с рюкзаками, и я решила сама посылать их в камеру хранения, чтобы не создавать трудностей внутри.
Потом начались проблемы с Fan ID. В таких случаях болельщики обращаются в Fan ID центр. Стюард не может покинуть свое рабочее место, поэтому он отправляет болельщиков к волонтерам, чтобы они отводили гостей в центр. Но я ни разу не видела, чтобы болельщиков сопровождали.
Кроме того, я выполнила за волонтера работу с маломобильным гражданином: мужчина был на коляске и его никто не сопровождал, хотя должны были. Я отпросилась у своего старшего и отвела болельщика к информационной стойке.
Стюарды обеспечивают безопасность, в их обязанности не входит помощь. Волонтеры, на мой взгляд, должны помогать. В их работе не было слаженности, поэтому приходилось выкручиваться нам
Запрещенка
С болельщиками постоянно возникали недопонимания по поводу запрещеннных вещей. У людей округлялись глаза, когда я говорила, что на территорию стадиона нельзя проносить кучу дошираков и чипсов.
Также запрещено проносить флаги с рекламой неофициальных спонсоров FIFA. Баннеры нужно было согласовывать. У болельщиков, которые все-таки это принесли, было два варианта: выкидывать или относить в камеру хранения. Я сделала вывод, что их недостаточно информировали о запрещенке.
Иностранцы
У иностранцев другая культура восприятия футбола. Работать с нашими болельщиками – это ад, особенно, если ты стоишь на домашнем входе, ведь почти все приходят пьяные.
Кроме того, на домашних матчах болельщики разных клубов входят через разные гейты. Юг и Север – это два полушария. На Чемпионате мира болельщики соперничающих сборных заходили и выходили через одни и те же гейты. Они уважительно разговаривали, улыбались независимо от исхода игры.
Болельщики помогали друг другу. В одну из смен произошла неприятная ситуация с Fan ID: у отца сработал и он прошел на стадион, а у сына – нет. Помощь сразу же предложил другой болельщик.
Лиза, МГУП
Волонтер
Мотивация
Идея подать заявку возникла у меня летом после 11 класса. Я отдыхала в Крыму с одноклассниками. Один из них постоянно проверял почту, оказалось, что он подал заявку на волонтерство на Чемпионате мира. Я поинтересовалась, зачем. Он расписал в красках и я поняла, что тоже хочу принять участие в столь масштабном событии. В итоге, он не пошел на Чемпионат, потому что учится в меде и там сложная сессия, а я приняла участие и в Кубке конфедераций, и в Чемпионате мира.
Два Кубка
Кубок сильно отличается от Чемпионата мира. За Кубком почти никто не следил: мы спокойно гуляли по стадиону. В первую смену нам провели экскурсию и выдали рации. В нематчевые дни мы даже по рациям играли в прятки на пустом стадионе.
На Чемпионате стадион никогда не пустовал, нам не разрешали свободно передвигаться, и я ни разу не держала в руках рацию.
Также на Кубке тем, кто не стоял на смене, давали билеты на матч. Один раз я сидела на первом ряду, и передо мной находилась скамейка запасных Португалии.
Однако Кубок будто прошел мимо, им интересовались только любители футбола. Трибуны, в основном, заполняла Южная Америка.
Функция
На собеседовании мы выбирали предпочитаемые функции. Я остановилась на работе со СМИ, работе с командой или транспорте. Я не прошла на желаемые функции из-за того, что завалила тест по английскому. Нужен был Upper Intermediate. Поэтому моя функция – информационные технологии.
В описании функции говорилось, что я буду работать на стадионе и проверять теле- и радиочастоты. На деле оказалось, что наша обязанность – ходить и проверять исправность раций у всех работников стадиона. Кроме того, мы следим, чтобы на стадионе никто не раздавал wi-fi, так как это мешает сигналу.
Волонтерам была предоставлена форма, в конце даже подарили чемодан. В волонтерском центре находилась столовая, где можно было выбрать себе еду. Также стояли холодильники с водой, колой, спрайтом и палпи. Огромный плюс – бесплатный проезд во всем общественном транспорте до 25 июля.
Команда
Мне повезло с командой и на Кубке, и на Чемпионате: мы очень сдружились.
У меня в команде было много курсантов из Питера. Их Академия распределила их так, что они работали во всех городах Чемпионата.
Также участвовал волонтер из Голландии, ему 68 лет. Он такой же как и мы – дружелюбный и активный.
Сессия и работа
Мне поставили много смен. Я работала и училась одновременно, поэтому попросила своего тим-лидера убрать мне некоторые смены. Мне все разрешили, и я расставила смены так, как мне удобно.
В этом году действовала такая система: чем больше ты работаешь, тем больше у тебя шансов попасть на лучшую позицию. Я была один раз на хорошей позиции в чаше стадиона. Нам не разрешали смотреть матч в волонтерской форме, иначе могли отнять аккредитацию.
Болельщики
Ни один болельщик не сказал, что что-то было плохо или не понравилось. Я старалась надевать аккредитацию, даже когда гуляла по городу, чтобы люди видели, что я могу им помочь.
Познакомилась с болельщиком из Аргентины – ему было примерно 45 лет. Он сказал, что планирует с друзьями в России снять домик и остаться здесь жить навсегда. Они хотели бы побольше разобраться в истории, культуре и архитектуре нашей страны.
Настя, НИУ ВШЭ
Работа с видео
Международная команда
Я узнала про вакансию после моей волонтерской поездки от AIESEC: нам прислали письмо с предложением на почту факультета. Чемпионат позволил мне поработать в международной команде и попрактиковать английский.
Первое время у меня возникали сложности в коммуникации из-за большого количества акцентов. Сначала мне было неловко переспрашивать и уточнять, но потом я осознала, что командная работа нацелена на результат, и переборола страх.
Деятельность
Я попала в команду продюсеров и паблишеров. Моей напарницей была девушка из Индии, которая учится в Москве: мы проверяли, всё ли в порядке с видеофайлами. Рядом со мной сидела команда из четырнадцати англичан, которые прикрепляли видео ко внутренним папкам.
Смена длилась 8 часов с перерывом на обед. С 9:30 до 17:30, либо с 14:00 до 22:00. Мы с моей напарницей чередовались, так как нужно было всегда присутствовать на месте, ведь материал приходил весь день. В общей сложности я занималась этим полтора месяца.
Все дни были слишком похожи друг на друга. Иногда в разгар Чемпионата мы все вместе смотрели футбол, радовались. Я всегда болела за английскую сборную, потому что видела, как мои напарники за нее переживали. Помню их расстроенные лица после матча Англии и Бельгии.
Сессия
Первое время бросало в холодный пот из-за того, что придется работать в самый пик сессии. Но у меня было много автоматов. Конечно, мне помогали друзья: скидывали лекции, материалы семинаров. У меня были соответствующие бумаги, поэтому преподаватели шли навстречу.
Юля, НИУ ВШЭ
Кассир
Вакансия
Я весь год искала работу. Поздней зимой увидела объявление, но решила не участвовать из-за пересечения с сессией.
Весной все где-то работали, а меня не брали ни в какие проекты. Я решила подать заявку на работу на Чемпионате, но вакансия уже была закрыта. Я написала девушке, которая собирала бригады. Она меня взяла, и я уже на следующий день побежала делать медкнижку.
Аккредитация
Мы все сделали аккредитацию. Ее нельзя было фотографировать и куда-то выкладывать: за подобное ее отнимали. На территории стадиона аккредитацию нельзя было снимать, за это назначали штраф – 3000 рублей. Одного моего знакомого оштрафовали.
По правилам мы не могли фотографировать стадион. В первый рабочий день мы не знали, что этого делать нельзя, выбежали на стадион и начали фотографироваться. Двум ребятам не повезло: у них отняли аккредитации. В результате, одного уволили, а другую вернули, потому что за нее заступилось начальство. Кроме того, аккредитацию отнимали, если мы брали чаевые или отдавали стаканчики работникам. Также нам строго запрещали выходить со своего рабочего места и смотреть матч.
Условия
Мы все работали без трудовой. Нам платили 240 рублей в час. Официально смена длилась 10 часов, но по сути всегда выходило больше, потому что мы собирались за 8 часов до матча и после игры были там еще достаточно долго. При этом часа четыре до матча мы сидели и ничего не делали.
В каждую смену я выполняла разные обязанности. В качестве кассира отвечала за деньги, будучи филлером – разливала пиво. Раннером я собирала заказ на большой концессии и пушкартом я возила тележку и наливала пиво.
Нас кормили хот-догами и в последние смены выдавали фрикадельки. Кормить должны были два раза, но вечером не всем хватало еды. На Лужники мы могли проносить банан и яблоко. На Спартак – ничего. На маленьких концессиях нам не давали воды, на больших стоял кулер.
Болельщики
Для работы не требовался опыт и владение английским. Из всех ребят на нашей точке хорошо знала язык только я, поэтому ко мне всегда обращались за помощью. Многие иностранцы с удовольствием учили фразы на русском и часто даже у меня спрашивали как сказать что-то, а потом радостно это повторяли.
Один англичанин сказал, что их предупреждали о том, что Россия для них – агрессивная страна и русские фанаты постоянно будут стараться устроить драку.
Во время финала возле моей точки чуть не завязалась драка. Но, как только начались повышенные тона и толкания, тут же подбежали стюарды и всех разняли.
Россия – Испания
День, когда была игра Россия – Испания, немного отличался от других, потому что мы были заинтересованы в итоге игры. Мы делали ставки, надеялись на победу, но особо не рассчитывали. Русских было не так много, как мы ожидали.
У нас был напряженный рабочий день, и когда было дополнительное время, я думала, что упаду от усталости. Я уже не могла считать деньги, общаться с людьми, а тем более болеть за наших. В какой-то момент я даже подумала, что не расстроюсь, если победит Испания, потому что была на грани обморока.
Однако когда началась серия пенальти, я взбодрилась и также, как и все, напряженно слушала. Когда Россия победила, мы начали кричать, прыгать и обниматься, как и болельщики. Это было очень круто, потрясающая атмосфера. Даже не смотря на то, что нас надолго задержали, я еще успела увидеть как радовались и кричали люди в метро.
Текст: Полина Жукова
Редактор: Светлана Киселева
Фото: предоставлены героями интервью, сайт волонтерского движения ЧМ 2018