2foN3_4OUUM

Летняя смена

Вожатый — странная профессия. Вроде взрослый человек, а энергии как у самого гиперактивного ребенка: готов быть в движении 24/7, общаться с детьми, что-то придумывать и успевать работать с документами. Но так ли все просто, как кажется, — быть вожатым, и что на самом деле стоит за его работой? Питерская редакция поговорила со студентами, которые решили посвятить свое лето детям и точно знают, зачем нужно хотя бы раз побывать в летнем лагере.

Лагерное прошлое до вожатства

 

Лиза Сидорова, ОП «Филология» 4 курс: Лагерь — это особая глава моей жизни. С шести или семи лет каждое лето я проводила как минимум одну смену в лагере. Сколько у меня было смен — я уже сбилась со счету, но в районе двадцати точно. Ездила и в обычные лагеря в Ленобласти, где остались еще пережитки пионерского прошлого; в скаутский лагерь с походной тематикой, в крутые лагеря по типу «Зеленого города», а также  в Краснодарский край. В 16 лет я совершенно случайно попала в языковой лагерь «Хаглар». Несмотря на то, что за моими плечами было уже около десятка лагерей, он произвел на меня неизгладимое впечатление.

В лагере, в первую очередь, мне нравилась свобода — мне кажется, каждый ребенок мечтает об отдыхе от родителей

Во-вторых, общение с новыми людьми. Значительная часть моих близких друзей именно из лагерей, и дружим мы уже около десяти лет. Первая любовь случилась тоже именно в лагере! В-третьих, я всегда любила менять обстановку. И это повлекло массу незабываемых приключений и моментов, которые я точно запомню на всю жизнь! Именно после лагерей я говорила о том, что «это лето было лучшим».

Бурков Иван, ОП «Политология и мировая политика» 3 курс: Я ездил по совершенно разным лагерям с десяти лет, сначала в Ленинградской области, потом за границу. Несколько лет подряд был в лагере в Германии, где мы изучали английский язык и параллельно путешествовали по стране. В 2014 году я попал в лагерь «Зеркальный», который считается одним из лучших в области, его даже называют Северным Артеком, мне там очень понравилось. И уже через год я начал там работать.

Лагеря нравились, потому что можно было уезжать из города, из суеты, менять жизнь, заниматься какими-то вещами, полностью отвлеченными от обычной городской рутины. Там ты постоянно загружен, что-то делаешь, погружаешься в другую атмосферу и абсолютно не думаешь о своих проблемах

Ревякина Арина, ОП «Социология и социальная информатика», 4 курс: Свою лагерную карьеру я начала в восемь лет. Первый раз поехала в спортивный лагерь и до двенадцати лет была только там. Мне очень нравилось, но условия там были жесткие: не домашние и комфортные  — это было своего рода испытание. Там туалеты — дырки в полу за территорией, чтобы помыться, были определенные часы  в день, чистишь зубы, умываешься в каких-то бараках. Но, тем не менее, атмосфера была чудесная, были люди с разных спортивных направлений, было весело, загружено. Потом, после двенадцати лет, когда я закончила заниматься спортом, я начала ездить в лингвистический лагерь «Трафальгар» в Самаре. И каталась туда до шестнадцати лет. Если считать все поездки в лагерь, то раз пятнадцать где-то так. Я абсолютно лагерный ребенок: мне всегда нравилась атмосфера, люди, активности, расписание, столовки, знакомства с новыми людьми

Анастасия Корчагина, ОП «Филология», 3 курс: Я ездила в детские лагеря на протяжении пяти лет. Мой самый первый лагерь был в Анапе, а потом я ездила в Nordic school — лагерь с изучением английского языка. Мне очень нравилось, что мы там креативим, потому что мы постоянно должны были придумывать какие-то сценки, танцы, песни. Там я могла знакомиться с ребятами, общаться, находить друзей. Лагерь давал мне возможность проявлять мои лидерские качества.

Как стать вожатым и насколько это сложно

Лиза:  В моем случае не было ничего сложного. В первую очередь нужно пройти школу вожатского мастерства, чтобы иметь представление не только о работе вожатым, но и о детях, об их психофизических особенностях — получить хорошую базу для будущей работы. Затем я прошла тест на сайте лагеря — там были вопросы и личностного, и психологического характера, а также тест на общий культурный кругозор. По результатам теста приглашают на собеседование в офис. Я езжу в языковой лагерь, и там каждый вожатый ведет либо кружок, либо английский. Так как я получаю образование филолога, да и языки люблю, решила быть преподавателем. Поэтому собеседование было на английском. После него меня уже пригласили работать.

Стать вожатым — не так трудно. Основные сложности начинаются, скорее, на смене

Иван: Прежде всего, нужно желание, а дальше все получится. Я лично прошел двухгодичные курсы, когда еще был несовершеннолетним. Мне повезло: мне предложили пройти практику в лагере, и с шестнадцати лет я уже работал вожатым. А пришел я к вожатству в результате довольно веселой истории. Я тогда первый раз приехал в «Зеркальный», и у нас было спортивное ориентирование по лесу. Я, конечно же, заблудился. Иду, не понимаю, где я, интернета тогда еще особо не было. Встречаю ребят — они оказались как раз из клуба, где готовят вожатых, — они тоже потерялись. И мы вместе искали дорогу к лагерю. Разговорились, они рассказали, как у них классно и как легко стать вожатым. И вот я пошел к ним заниматься.

Арина: Я знаю, что во многие лагеря — и это правильно — надо проходить определенные курсы, либо иметь педагогическое образование, либо получить какие-то сертификаты, проходить практику от университета и тд. Но в моем случае все получилось проще. Лагерь «Трафальгар», где я была, — это большая семья, в которую я за свое детство вошла. Когда я приехала после первого курса домой, я поняла, что мое лето не такое насыщенное и хочется больше актива: куда-то поехать, что-то поделать. Я подумала, что, может быть, в начале второго курса я напишу своим прошлым учителям в Трафальгаре и предложу свою кандидатуру на вожатую. Через полгода в середине второго курса меня пригласили работать в летнюю смену.

Чтобы стать вожатым, нужно работать в рамках многозадачности, нужно быть активным, способным к усвоению разных материалов

Быть креативным, много что уметь: рисовать, петь, танцевать, знать, как в любой момент занять детей, как помочь ребенку. Мы должны быть супер-ответственным, быстро реагировать на любые ситуации, ориентироваться, знать, как адаптировать детей, как коммуницировать с родителями. Быть полностью расположенным к общению с людьми и, в особенности, с детьми, — это отдельный вид искусства. Этому надо либо учиться, либо надо родиться вожатым, как я.

Анастасия: Если ты чего-то хочешь, то ты этого добьешься. Поэтому для меня было не очень сложно стать вожатой: я очень давно об этом мечтала и очень этого хотела. На самом деле, мне кажется, что главное, что требуется от вожатого, — это любовь к детям. Но, конечно, надо уметь их воспитывать. Даже если ты любишь ребенка, а ребенок любит тебя, это не значит, что он будет идеально себя вести. Нужно обладать некими навыками педагогики, чтобы быть хорошим вожатым. А пришла я к этому, зарядившись энергией от своих вожатых, которой они делились с детьми. В тот момент я поняла, что я хочу делать тоже самое для других.

Опыт вожатства и студенческая жизнь в Вышке

Лиза: Лагерь помог мне, например, когда я была куратором. При проведении всяких активностей с первокурсниками я использовала различные лагерные игры и фишки, адаптируя их. Также в свое время я помогала организовывать университетские мероприятия, этот опыт я использую и в лагере, где очень насыщенная событийная программа, организаторами которой выступают вожатые.

Иван: Я очень много опыта из лагеря использую во внеучебной деятельности, в том же кураторстве, организации мероприятий. И при этом в Вышке также нахожу много нового, что транслирую в лагерь. Происходит такой взаимный обмен, что очень круто!

Я приезжаю из лагеря — что-то новое предлагаю в университете, чего здесь не знают, а потом прихожу в лагерь — там все удивляются, что есть какие-то еще методы работы и фишки, которые я узнаю в Вышке. Это все очень круто взаимосвязано

Арина: Из Вышки я привожу опыт, который помогает в лагере организовывать мероприятия, дает идеи для станций и заданий, например. При этом, когда я возвращаюсь из лагеря, здесь мы организовываем квесты, ту же самую Школу Актива, и часть идей вдохновлена лагерем. И, естественно, все навыки, которые я приобрела в школе, в университете, сколько мне дал СДС — все это я вкладываю в лагерь, в детей. И то же самое — тот опыт, который мне дает лагерь, тот опыт общения и коммуникации, который я там получаю, методы  работы с людьми — все это я переношу на свою студенческую жизнь.

Анастасия: И в лагере, и в университете ты сталкиваешься с разными людьми. И ты учишься с ними контактировать и налаживать связи. С детьми в этом плане проще, потому что ты стоишь на другой позиции, и они тебя заочно уважают. Это учит разбираться в людях и выстраивать свой авторитет. И это тот опыт, который очень помогает в университете в том числе.

Вожатый — это… 

 

Лиза:  Вожатый — это тот, кто понимает, с какой целью он находится в лагере, кто без труда находит подход к самым разным людям, кто умеет думать и заботиться не только о себе. У вожатого есть крутой жизненный опыт, которым он может поделиться с детьми и помочь им в решении тех или иных ситуаций.

Ни один вожатый не сможет поменять ребенка за 21 день. Но направить на правильный путь — сможет всегда

Иван: Вожатый — это, наверное, человек с шилом в известном месте, которому хочется развлекаться, но при этом вкладывать что-то в детей. Человек-универсал, который умеет делать все. Но это точно не педагог. Вожатству, мне кажется, даже не научиться.

Вожатый — это человек, который в  душе еще ребенок, но при этом уже что-то шарит в жизни

Арина: Вожатый, как по мне, это яркий человек, который, казалось бы, на протяжении малого времени находится с  тобой, тебя оберегает, но в то же время остается в твоей памяти. Это человек, который тебя наставил, послужил тебе в чем-то примером, которым ты вдохновляешься.

Вожатый – это большой супермен, который должен не спать, не есть, не мыться, все время улыбаться, танцевать, быть на позитиве, уметь слушать, концентрироваться и на протяжении двух-трех недель полностью себя отдавать, чтобы дети были счастливы

Анастасия: Я считаю, что вожатый не должен быть мамой или подругой. Я позиционирую вожатого как старшую сестру или брата. Аналогия с семейными связями, потому что именно старшим братьям и сестрам ты можешь довериться и рассказать какие-то тайны, зная, что тебя поддержат. При этом ты остаешься в позиции неоспоримого авторитета и уважения.

Охарактеризуй себя как вожатого

Лиза: Главный мой принцип — в первую очередь быть для детей другом, быть с ними на одной волне. Я провожу с ними кучу времени, много разговариваю, рассказываю о своей жизни, слушаю их истории. Много с ними шучу. Мне важно, чтобы дети мне доверяли. Я максимально им открываюсь, и они мне отвечают взаимностью. Но, понятное дело, что я не забываю о дисциплине — там, где нужно, я строга. Но все же, я не цербер, и прекрасно понимаю, что в лагерь дети приезжают, чтобы отдохнуть и классно провести время. Этому я стараюсь максимально способствовать. Кстати, в прошлом году я получила звание «лучший вожатый по версии детей». Наверное, это неплохой показатель того, что я нахожусь на правильном пути.

Иван: Я бы назвал себя наставником. Я стараюсь быть вроде и близким, но при этом держу дистанцию. Я люблю над ними по-доброму издеваться и часто использую сарказм, который они в большинстве случаев не понимают и воспринимают все всерьез. Например, говорить им, что я их не люблю. Я для них взрослый друг, который с ними на одной волне, но знает и умеет больше, и к которому можно обратиться за советом.

Арина: Я на самом деле очень бодрый вожатый, я все время стараюсь быть на позитиве. Несмотря на то, что это тяжелый труд и иногда хочется просто лечь и лежать, я стараюсь подкалывать детей, потому что подколы — это большая часть нашей жизни. И зачастую всякие шутки заставляют нас улыбаться и испытывать какую-то самоиронию. Мы с ними на одной волне: я знаю музыку, которую они слушают, я знаю шутки, которыми они шутят, я знаю мемы, которыми они кидаются. Я знаю их слэнг, поэтому мне с ними очень легко. Я секу фишку и могу дать актуальный именно для них совет, а не стандартную фразу, чтобы успокоить или подбодрить.

В лагере я не только являюсь вожатым, но и ставлю с ними танцы, песни, делаю прикольные мероприятия и стараюсь за недолгий период времени вложить всю себя, потому что вожатые оставляют большой след в сознании детей. Необходимо сделать так, чтобы этот след был ярким. Что-то вложить в этих людей, чтобы они с этим багажом пошли по жизни. Мои вожатые — мои большие наставники, я их очень люблю, и для меня важно, чтобы дети, с которыми я сейчас работаю, любили и относились ко мне с таким же  уважением, любовью и теплотой, с какой я отношусь к своим вожатым.

Анастасия: Я считаю, что я хорошая вожатая. По крайней мере, детям я нравлюсь. Я считаю, что к концу своей первой смены я смогла максимально приблизиться к своему идеалу вожатого и стать для детей старшей сестрой. Я тот человек, который не позволяет делать все, но и не держит в ежовых рукавицах. Потому что вожатые не родители.

Детям не нужна гиперопека: они как раз от нее и уезжают в лагерь

 

Текст: Ангелина Силаева

Редактор: Полина Малахова

Фото: личный архив героев