IMG_4226

Мария Захарова на ток-шоу «В Точку! Персона»

В марте 2018 мы написали репортаж с резонансного ток-шоу «В Точку! Персона» с Дмитрием Песковым. Вчера команда студентов ФКМД снова смогла пообщаться с высокопоставленным чиновником. На этот раз гостем программы стала Мария Захарова, официальный представитель МИД РФ. Поговорили о сексизме, терроризме и великой державе.

Интро

Мария Владимировна могла прийти и в студию медиацентра ФКМД, но пригласила команду ток-шоу прямо в МИД. В этот раз о встрече было известно заранее, и зарегистрироваться мог любой желающий. Однако попасть в здание МИДа оказалось не так просто физически — за полчаса до начала очередь на вход растянулась через весь двор. На входе тщательный досмотр — даже попросили включить фотоаппарат.

Конференц-зал на 200 человек выгодно отличается от маленькой и душной студии ФКМД. По сцене возбужденно бегали журналисты из «В Точку! Персона», первые два ряда были зарезервированы для студенческих медиа Вышки и МГИМО. Два достались и нашему корреспонденту.

«Когда будете задавать вопрос, просьба вставать и представляться», — предупредил ведущий. Отрепетировали обратный отсчет, которым начинаются все эфиры ток-шоу. Сергей Корзун (профессор ФКМД — прим. The Вышка) дал последние наставления и удалился.

Акт I: Новогодняя елка, сексизм, красная машина

Захарова появилась в студии за несколько минут до эфира. Повисло молчание. Так как трансляция ток-шоу вписана в сетку вещания телеканала ФКМД, начать раньше семи часов ее было нельзя — ведь сидящие в столовой корпуса на Хитровке студенты могли заметить несостыковку. Пока Егор Бульчук, ведущий, объяснял Марии Владимировне эти тонкости телевизионной работы, заветные семь часов наступили.

Начали с рассказа о том, как Захарова впервые оказалась в МИДе — оказывается, еще ребенком на новогодней елке. Такие мероприятия тогда были редкостью, но папа Захаровой имел к ним доступ.

Постепенно подошли к неизбежному вопросу о сексизме в МИДе. Кажется, Мария Владимировна с ним все-таки сталкивалась:

Это не сексизм. Не уверена, что вообще многие понимают, что это такое. Я не люблю ярлыки, и вам не советую. Это нормальная история для ведомства, которое было на протяжении десятилетий закрыто для женщин

Она добавила, что в 90-х перестали ставиться “искусственные барьеры” для девушек и в МИДе, и в МГИМО, что вскоре решило проблему. Первый вопрос из зала от студентки ФКМД продолжил тему:

— Вы сегодня подъехали к зданию на черной Toyota Camry. Вы всегда о такой мечтали, или о красной?

— А других нет вариантов?

— Ну, женщинам всегда больше красные нравятся…

Выяснилось, что Захарова в первую очередь смотрит на надежность машины, а цвет ее интересует меньше — главное, чтобы не коричневый.

Ведущий предложил Марии Владимировне поучаствовать в интерактивной игре, где она должна была бы отличать фейковые новости от настоящих. Идея ей совсем не понравилась.

Давайте лучше перейдем к нормальным живым вопросам. Или будем ерундой заниматься?

Акт II: Сирия, Сенцов, Солсбери

Из зала задали вопрос о Сирии — почему после неоднократных заявлений о выводе войск там продолжают погибать российские военные, и долго ли еще придется тратить людей и ресурсы.

Я не вижу в этом ничего такого иронического и саркастического, что я услышала в вашем вопросе. В вашем возрасте я жила в террористическом аду. Спускалась в метро и не знала, доеду или нет. Я не хочу жить так, как мы жили тогда

За университетские годы Марии Владимировны жертвами терактов на территории России стали чуть более трехсот человек. Это в пять раз меньше, чем с 1999 по 2005 годы, когда она уже работала в МИДе — прим. The Вышка.

Выяснилось, что никто никогда и не говорил об окончательном выводе войск. Хотя, по словам Захаровой, 90% террористов в Сирии уничтожено, сейчас все еще происходит «добитие» оставшихся.

Задали вопрос про Олега Сенцова, который голодает уже 144 день, — возможен ли обмен на Бута, Бутину и Ярошенко, заключенных в США?

Вот вы смотрели его фильмы? Как же так. Великий украинский режиссер, а не смотрели. Почему вы тогда называете его режиссером, говорите про голодовку? Потому что это сразу формирует определенное отношение. Этот человек готовил взрыв! Возможно, вам это в качестве перформанса близко — мне нет

Бута и Ярошенко, которых почему-то не называют бизнесменом и пилотом гражданской авиации, мы должны вернуть. Они сидят по абсолютно надуманным делам, в отличие от Сенцова, намерения которого абсолютно доказаны. Эти люди не угрожали жизни других людей вообще никак. Бута обвинили в том, что было подставлено и состряпано американскими спецслужбами

В 2012 году Виктор Бут был осужден в США на 25 лет за намерение продать оружие террористам — прим. The Вышка.

Спросили и о расследовании Bellingcat, выявляющим связь подозреваемого в отравлении Скрипалей Руслана Боширова с ГРУ и его предполагаемую реальную личность. Захарова прокомментировала его как «новый вброс» у себя в Фейсбуке.

Поясняя свою позицию, она указала на совпадение во времени — расследование было опубликовано через 15 минут после выступления премьер-министра Великобритании Терезы Мэй, в котором она в очередной раз обвинила в отравлении в Солсбери Россию. По мнению Марии Владимировны, это доказывает сговор, а значит — и ложность всех материалов расследования. Подчеркнув, что пока нет официальной версии следствия, мы не знаем, что там произошло, Захарова еще долго рассуждала на эту тему. Объяснила, что «химическое оружие не может использоваться в бытовых целях» и что заявления Юлии Скрипаль были сделаны «на чистейшем английском — явно писал носитель языка, а не она».

Акт III: Путин, Навальный, Венедиктов

Внезапно эфир подошел к концу — в сетку вещания вписывается только 60 минут. Но Мария Владимировна захотела еще поговорить, и вопросы не прекращались еще час после завершения трансляции. В конце эфира ведущий ток-шоу успел провести традиционный блитц, в ходе которого Захарова смогла не назвать ни одну из трех фамилий упомянутых людей.

— Если не Путин, то кто?

Последовала очень продолжительная пауза. По залу прокатилась волна смешков.

— Ну, хотите вы?

— Я? Нет, я не хочу.

— Может в этом и проблема?

Ну, есть люди, которые хотят, но их не пускают, но ладно

Зал в первый и последний раз взорвался аплодисментами, не считая приветственных и прощальных. Но дожидаться ответа ведущий почему-то не стал и сразу перескочил на следующий вопрос.

— Сигара с Венедиктовым или сигарета с Лавровым?

— Я не курю сигареты.

— То есть с Венедиктовым?

Я всегда мечтаю о сигаре в хорошей, интересной компании. Сигара на то и сигара, чтобы ее выкуривать не за две минуты, а растягивать это удовольствие за общением. Поэтому интересным собеседникам я очень рада

Акт IV: Журналистика, мнения, Телеграм

Вместе с эфиром ушли и последние попытки держать шоу в формате, и оно окончательно свелось к более привычной Марии Владимировне пресс-конференции. Цикл вопросов по проблемной внешнеполитической повестке завершил студент, вспомнивший про убийство российских журналистов в Центральной Африканской Республике. Он спросил ее мнение о том, зачем они туда поехали. Ответив, что вопрос не к ней, Мария Владимировна, тем не менее, не захотела сменить тему и очень эмоционально высказалась в адрес неназванных СМИ:

Мы не можем за следствие делать выводы о том, что там произошло. И я надеюсь, что это не позволит себе никто другой! Я считаю абсолютно дикими, омерзительными и заслуживающим самой жесткой критики материалы, подписанные публицистами и журналистами, которые на третий день стали говорить: «Все ясно, убили те, заказали эти, я точно знаю». Это вообще недопустимо. На каком основании в СМИ были опубликованы вот такие вот памфлеты? Да, там есть приписка «Это не мнение редакции, это мнение эксперта». Но почему люди позволяют себе за следствие такое писать? Они даже не знают, где ЦАР, но уже знают, кто убил! Это недопустимо, это все, это конец!

Нашему корреспонденту тоже удалось задать вопрос, связанный с репликой Захаровой выше. Он поинтересовался, можно ли из ее слов сделать вывод, что СМИ должны молчать о событии в отсутствие официальных сведений от следствия, даже если оно длится несколько лет, и не публиковать мнения экспертов, даже специально обозначенные.

Там были заголовки «Их убила Москва», «Кровавая рука Кремля дотянулась до ЦАР». На каком основании это было написано? Это не журналистика мнения, это журналистика дезинформации. Вот если ты напишешь: «Я считаю, что их никогда не найдут» или «Я считаю, что это не будет раскрыто», — вот это мнение. А обвинять государство и писать эти жуткие фразы — какое же это мнение? Это декларация, основанная на предвзятом мнении. Это пропаганда своих политических убеждений как она есть

Продолжая наступление на журналистику мнений, представитель МИД высказалась и про Телеграм:

То, с чем теперь борется весь мир, — это и есть анонимные телеграм-каналы. Распространение непроверенной информации в большом количестве

Акт V: Приднестровье, Закат Запада, Великие державы

Студент Вышки из Приднестровья спросил, есть ли у их независимой, но непризнанной страны хоть какие-то надежды на будущее.

Честно признаюсь, самые сложные вопросы — по Приднестровью. Люди приезжают и спрашивают не о высоком, а о себе. Вот ты видишь эти глаза, видишь эту боль, ты видишь и знаешь эту историю. Ты понимаешь, как я хотела бы ответить, но я понимаю, что не могу так ответить. И нужно искать формулировки, и это адски тяжело. Мы будем делать все, чтобы у вас была полноценная жизнь. Я могу вам сказать по-человечески, что я вижу для Приднестровья, но как официальный представитель — не могу. Извините

Вопрос задал студент из МГИМО: можно ли констатировать «начало конца владычества стран Запада в мировой политике»? Мария Владимировна сказала, что она не может, хотя очевидно сейчас формируется многополярный мир, концепцию которого Россия запустила еще в 90-х.

Другой представитель того же вуза, приехавший из Китая, задал вопрос по отношениям России со своей родиной. Из рассуждения на эту тему у Захаровой выросла очень красивая логическая задачка — можно попытаться вычислить, кто есть великая держава:

И Россия, и Китай поняли, что США — вот такой партнер. Когда им выгодно, они будут развивать отношения, а когда нет — идти на обострение. А великие державы такого себе позволить не могут. Основная задача великих держав — поддержание стабильности. Когда одна страна начинает санкционные войны против другой — это не показатель великой державы. Так великие державы себя не ведут. Поэтому то, как администрация США повела себя и в отношении России, и в отношении других великих держав, послужило большим уроком для всех

Аутро

Спросивший про ЦАР студент подарил Марии Владимировне большой букет роз. Спустившись со сцены, она сразу попала в плотное кольцо желающих что-то еще спросить, сфотографироваться или напроситься на стажировку. Пока Захарова терпеливо позировала для полсотни селфи, команда «В Точку! Персона» строилась для группового фото на сцене.

Спросили у Корзуна, как ему эфир:

В качестве ток-шоу он почти никакой. Хорошо, что он состоялся и что есть теперь что разобрать и посмотреть, что было. Но если бы я был профессиональным продюсером этого эфира, я бы рвал на себе волосы

Он отметил, что были хорошие и точные вопросы, но, к сожалению, почти все — уже после эфира. Мария Захарова наконец обеспечила всех фотографиями с собой и вырвалась на свободу.

Текст и фото: Олег Ян

Редактор: Светлана Киселева