Обезопасим вашу жизнедеятельность
«Безопасность жизнедеятельности» — гласит расписание первокурсника на первую неделю. Напоминает название того самого школьного урока, на котором многие из нас списывали домашку по математике. Сейчас списывать нечего, но можно попробовать разобраться, что такое БЖД и как сдать по нему экзамен
По словам студентов из других вузов, например, из РАНХиГС или СПбГИК, их БЖД — практически полный эквивалент школьному ОБЖ. То есть, все то, что преподавали в старших классах — первая помощь, устройство армии, химическое оружие — преподают и на первом курсе, только в более краткой форме.
Однако у вышкинского БЖД иная миссия. На первых восьми парах первого курса с нами говорят об особенностях учебы в Высшей Школе Экономики. Устав, правила, антиплагиат, обожаемый всеми LMS и корпоративная почта, стажировки, научная деятельность, студенческая жизнь, сессии, домашние задания — вот то, о чем рассказывают на этой дисциплине. Этакий краткий экскурс в вышкинскую среду обитания. Хотя о краткости можно поспорить: порой плотность засыпающих первокурсников на один квадратный метр аудитории превышает все допустимые значения. В любом случае, нравится нам это или нет, курс БЖД призван помочь новичкам адаптироваться к новой жизни. Презентации с лекций доступны студентам для самостоятельного изучения, и не просто так: на первой сессии первокурсникам предстоит сдать экзамен по БЖД.
Домашнее задание
Отдельная головная боль — это домашнее задание. Оно одно, но на его выполнение дается около месяца. Всего у этой домашки четыре вида, студенты должны выбрать один и записаться на него в системе LMS.
Задание №1
Нужно выбрать одну студенческую организацию, посетить ее мероприятие и подумать, как можно улучшить ее деятельность. Организация может быть любой: от клуба «Что? Где? Когда?» до спортивной секции. Главное не забыть сделать фотографию с мероприятия, иначе вам не поверят и поставят 0. После чего следует загрузить фотографию в альбом группы HSE Community с тегом #HSEstudlife и описанием.
Задание №2
У второго задания два варианта: нужно либо посетить научное мероприятие и написать об этом эссе, либо же взять интервью у преподавателя. Именно это задание оказалось наиболее востребованным, только вот мест на него выделили меньше всего.
Задание №3
Звучит как «Менять жизнь к лучшему — легко!» и подразумевает под собой совершение благого дела. Какое благое дело — зависит от вас. Выполнять его нужно почти как первое задание, только выкладывать фото в другой альбом и с тегом #HSEdobro.
Задание №4
Нужно изучить внутренний распорядок университета и записать видео или сделать фотопроект о нарушении правил. Если загрузите три и более файла — плюс балл.
Советы бывалых
Выбор велик, но такой явно творческий уклон заданий вызывает некоторые трудности. Мало кто понимает, что именно нужно делать и как. Именно поэтому те, кто уже прошел это испытание, готовы поделиться своим опытом с перваками.
Вика Фролова: «У меня было задание: проиллюстрировать нарушение правил Вышки. Я решила снять видео, в итоге получила девять баллов. Мне сильно помогли однокурсники и ребята со старших курсов. Я выбрала то, что было мне близко (снимать видео и фотографировать), так что было интересно. К тому же, я получше узнала своих одногруппников, что лично для меня было огромным плюсом.»
Анна Бережная: «Вместе с девочкой с другого факультета я решила не упустить возможность объединить два дела, как доброе, так и обязательное, и при таком раскладе у меня не было бы выбора сдаться или не довести доброту до конца. Через знакомых я раздобыла костюмы, а опыт аниматора помог в играх и общении. Планировалось и готовилось это, конечно, дольше, чем длилась наша с ними игра. А эмоции ни на что не похожи! Сначала пережить это общение, столкнуться с ребятами, которым действительно не хватает теплоты. Потом смонтировать, то есть пережить еще раз. Потом еще и вдохновить других на подобные проекты… Это круто, что еще сказать.
По поводу оформления: ВНИМАТЕЛЬНО читай критерии оценки и прямо по ним пиши работу. Проверь себя: какой пункт моей работы раскрывает этот, этот и этот критерии. Это важно! Не будут оценивать масштабность проекта (хотя, это да, креативность вечно в почете и будет тебе жирным плюсом), а будут придираться к раскрытому плану (он дан в описании)
Мария Аникина: «Я делала задание про доброе дело. Как раз в то время случилась история: мы с подругой шли от корпуса на Семёновской к метро. Шли-шли, вдруг видим голубя. Голубь шел по дороге, не улетал, не замечал препятствий. Мы пригляделись и заметили, что он слепой. Загрустили и решили спасти его. Завернули в шарф (было уже прохладно), нашли у метро ветеринарку, накормили голубя, потом промыли ему водой глаза, закапали капли по совету врача. Выяснилось, что с глазами все в порядке — просто они слиплись. В результате голубь остался жить на балконе у подруги, а я написала об этом домашку. С оценкой было непонятно. Кажется, я что-то неправильно прикрепила, и мне его не засчитали. Но история такая была.»
Александр Денисов: «Было 3 варианта: либо взять интервью у другого первака, сделав с ним селфи и загрузив всю эту байду в LMS, либо взять интервью у препода и что-то ещё. Я выбрал второе. Наверное, я выбрал это в силу лени и, может быть, стеснительности, ведь, возможно, мне пришлось бы ехать куда-то далеко, встречаться с совершенно незнакомым человеком, который ещё мог мне не понравиться. Ну а оно мне надо? А интервью у преподавателя выбрал, потому что мог побольше узнать о том, как вообще можно дойти до решения стать преподавателем.
Перед тем, как я нашёл «клиента» мне отказали 3 учителя
Кстати, до дедлайна оставалось дня 3-4, не больше, я уже серьёзно начал паниковать. В общем, в конце концов, согласился на интервью учитель социологии (хм, неожиданно) Кононенко Р.В. Как я понял позже, мировой чувак. Он всему потоку понравился. Ну, записал разговор на диктофон, дома записал в Ворде, отправил на согласование, получил ответ, залил в LMS. Всё. Волнения не испытывал ни на этапе выполнения задания, ни тем более пока оценку ждал. Ну, кстати, получил 6 всего. Думал, что на 8 точно написал. Ну и фиг с ним. Все равно экзамен списал. Итоговая за БЖД то ли 7, то ли 8.»
Екатерина Уэтова: «На одной из лекций БЖД нам рассказали про эти домашки. Многие захотели брать интервью у другого первокурсника. И вот настал день Х, когда нужно было выбирать задание.
Как обычно были какие-то проблемы с LMS
Все нервно пытались выбрать себе ту самую, халявную, домашку, но LMS отказывался работать. Я в тот момент шла в общагу с однокурсником, и мы безуспешно пытались выбрать домашку. Мест оставалось около 30, а когда я попыталась выбрать ДЗ, появилась «обработка», или нечто подобное, но выбор не подтверждался. Придя в общагу, я бросилась к ноуту, но LMS все еще висел. Мы с соседками начали обсуждать все это сумасшествие, думать над запасными вариантами, выбирать меньшее зло из оставшихся заданий. К счастью, все разрешилось хорошо: моя желанная домашка была моей.
Потом мы очень, ну прямо очень долго ждали распределения. Переживали, что только нам не отправили письмо с именем интервьюируемого. Постоянно проверяли корпоративную почту. Когда же письма были отправлены, все начали оживлено искать друг друга, спрашивать у знакомых, не знают ли они этого человека. Я нашла девочку ВКонтакте, написала ей, мы поболтали о студенческой жизни, об увлечениях. Очень долго не могли встретиться, так как учимся в разных корпусах, расписания не совпадали, плюс свои планы на свободное время. За несколько дней до дедлайна мы все-таки встретились. Я взяла интервью, сделала сэлфи. Оставалось самое главное — написать приличный текст. Домашнее задание оценили примерно на 7-8, не помню точно. А с той девочкой мы до сих пор общаемся.»
Анна Федосова: «Мы делали эту домашку целой комнатой. Встали с утра пораньше и начали выбирать правила, нарушение которых мы могли бы разыграть. Старались найти что-то менее очевидное, чтобы ни у кого больше не повторялось. На самом деле, было очень весело. Мы переснимали одни и те же дубли по несколько раз — всегда находился кто-то, кто заржет, или не так что-нибудь скажет, или выдаст какой-нибудь неожиданный экспромт. На все это мы выделили достаточно времени. Специально решили заняться этим в воскресенье. На съемки ушло часов пять. Сняли каждой по три видео, получили десятки. Очень радовались! Вообще, хорошее задание, халявно-творческое такое!»
На самом деле, эти задания совершенно не страшные. Главное — читать инструкции к выполнению и не бояться. Куда бы вы ни записались, процесс обещает быть интересным и захватывающим. Любой старшекурсник вам это подтвердит.
Текст: Анна Толстикова