А ты точно настоящий?

Кто-то верит в чудо, кто-то не верит, а кто-то создает его сам. The Вышка поговорила со студентами и студентками, которые каждый Новый год превращаются в Дедов Морозов и Снегурочек ради подработки или бескорыстно.

Петр Норец

ГИТИС, режиссерский факультет

Как все началось

Буду говорить честно Дедом Морозом стал, потому что нужны были деньги. Это было в 2009 году, я в Петербурге учился на актера, и денег не хватало. Купил костюм, распечатал визитки, раздал родителям в детской студии и пошел. В образ войти нетрудно я человек высокий, голос сделал чуть грубее, и все.

Я не из тех людей, которые просто хотят дарить радость для меня это бизнес

Однако я работаю честно, не халтурю.

Необычный подарок

Однажды я дарил Порш Кайен. Это было в Питере. Ходил по улице в костюме, искал работу в районе, где много ресторанов там люди часто выходили покурить и приглашали Деда Мороза на корпоратив. Передо мной остановилась машина, из нее выглянул человек и попросил «машину подарить девочке». Я согласился, и мы пошли к подарку. Меня посадили за руль, дали мешок с документами на машину и ключами, а я стал ждать. Вдруг из ресторана появился богатый дяденька со своей молодой возлюбленной. Я ей: «Машенька, с Новым годом! Стишок расскажешь? Нет, не расскажу». Отдал подарки и пошел к человеку, который меня нанял. Он спросил, сколько я хочу за работу. Я попросил пять тысяч. А он их достал из кошелька как сто рублей в тот момент я понял, что продешевил.

Веселые взрослые, серьезные дети

На взрослых корпоративах программа почти та же, что и у детей. Детские игры у взрослых заходят гораздо лучше, чем у детей, потому что люди вспоминают себя маленькими. Плюс, там атмосфера другая, потому что все выпившие и веселые.

Взрослый знает, Дед Мороз – это неправда, а ребенок не знает, он подходит с точки зрения веры и относится более серьезно

Он более требователен, потому что для него это не игра, а часть его реальности.

Cнегурочка

Если касаться экономических вещей, то мне, конечно, выгоднее работать без Снегурочки, потому что не надо ни с кем делиться. Другое дело, что принято заказывать Деда Мороза со Снегурочкой. Она заходит первая, зовет с детьми Деда Мороза, загадки загадывает, поет, когда надо – я петь не умею.

Советы начинающим

Идеальный Дед Мороз серьезно подходит к своему делу, не пьет, умеет пошутить, любит детей. Эта работа не требует профессиональных актерских навыков, но могут быть требования по голосу и по росту. Главное, чтобы человек был активный. Снегурочка может быть несколько пассивной, а Дед Мороз – нет, он главный. Нужно быть готовым к тому, что сначала не будет получаться и не будут давать дорогие заказы в агентствах. Придется значительно вкладываться в это дело в финансовом плане, потому что хороший костюм стоит много. Можно и из Китая костюм заказать, но тогда не стоит рассчитывать на зарплату больше 500 рублей за заказ.

Новый год на работе

Конечно, работа не всегда в удовольствие. Допустим, 31 числа, в Новый год, 25 заказов. Это с 9 утра и до часу-двух ночи почти без перерывов.

К ночи уже буквально не можешь ходить, потому что весь день плясал в шубе

И все равно ты выходишь на последний заказ и стараешься его делать в полную силу. Удовольствие приходит потом, когда подсчитываешь прибыль. Тридцать первого времени нет даже переодеваться, так и хожу в костюме по городу. У меня профессия такая, что надо быть немножко клоуном. Заставляю прохожих стихи читать, прикалываюсь, если время появляется. В полночь я тоже на работе. Мне праздновать не с кем, да и зачем? Я не пью, телевизор не смотрю — лучше заработаю себе на то, что мне нужно.

Расценки

Цену определяет категория костюма, профессионализм, опыт, дата. Если у тебя профессиональное образование и хороший костюм, то заказы агентство дает более дорогие, чем человеку в обычном костюме и без профессионального образования. Сейчас в одном из агентств нужен Дед Мороз в Ташкент в новогоднюю ночь. И стоит это порядка полумиллиона рублей. Но в среднем тридцать первого днем получаешь тысяч 5-7 за заказ, ночью 10-15. Чем ближе к полуночи, тем дороже.

«Новогодний чёс»

Работа Деда Мороза — это не искусство. Я не аниматор по профессии, я актер и режиссер. Я просто зарабатываю деньги, как и многие мои коллеги в Новый год. Это у нас называется «новогодний чёс». Планирую стать режиссером такого уровня, когда мне не нужно будет этим заниматься, потому что я смогу себя обеспечивать. Представьте себе Юрия Бутусова или Римаса Туминаса, работающих Дедами Морозами — это несерьезно, если режиссер состоялся как режиссер.

Анастасия Чернышева

ВШЭ, Факультет коммуникаций, медиа и дизайна

Костюмы

В качестве снегурочки я езжу в детские дома от школы, в которой училась — у нас есть благотворительная программа.

Чтобы получить костюмы, надо обойти все здания школы, все детские сады, везде спросить, нет ли костюмов Деда Мороза и Снегурочки. Иногда собираем костюм по частям: в одном здании нет шапки, в другом — валенок. Бывают проблемы с размерами — приходится в каких-то длинных халатах ходить. Поэтому обычно приходим и говорим: «Ох, как у вас жарко! Сейчас Снегурочка снимет свои валенки и наденет свои туфельки».

Маленькие скептики

Иногда дети сомневаются в подлинности Деда Мороза: «Он точно настоящий? Мы не верим!». И мы говорим: «Потрогайте бороду!». Борода крепится за ушами, и на лице на клей – если дернуть, реально не отвалится. Они и нос ему терли: «Он точно красный?». Часто просто говорят: «В том году другой Дед Мороз приходил, в другой шубе!». А мы говорим: «У Дедушки Мороза большой гардероб, он может много шуб себе позволить!». Подростки, конечно, все настроены скептически. А мальчики любого возраста – это вообще отдельная тема, их сложно заставить хороводы водить. Но можно, например, включить современную музыку, и тогда они захотят веселиться со всеми. Очень важно брать с собой колонку. Один раз мы ее забыли, и пришлось как в 2011 сразу со всех телефонов музыку включать, чтобы громче было.

Особый случай

Однажды мы привезли спектакль в детский дом в Воскресенске, а нас не предупредили, что дети будут с синдромом Дауна. Баба Яга с ведьмой вышли, увидели этих детей – и на них нашел ступор. Я поняла, что на сцене происходит некоторая заминка и нужно спасать ситуацию. Влетела на сцену и увидела, что зрители не совсем обычные. Конечно, спектакль пришлось прервать, ведь детям с синдромом Дауна нужна совершенно другая программа, индивидуальный подход. Они часто беспричинно начинают кричать, поэтому сложно понять, им плохо или они просто очень рады. С такими детьми важно обходиться дружелюбно: каждого брать за руку, подводить к Деду Морозу, когда они рассказывают стихи. В итоге это было просто поздравление Деда Мороза и Снегурочки – Дед Мороз был опытнее, его ничего не удивляло. Потом ехали обратно, и девочки плакали, потому что очень тяжело.

Дарить общение

Я давно поняла, что подарки на Новый год – это не очень-то и важно. В детских домах в Москве и в Московской области и вовсе переизбыток подарков.

Все только под Новый год вспоминают, что есть, оказывается, дети без родителей, и им, оказывается, нужно помогать

Попросила девочка куклу — ей принесли двадцать кукол. Или, наоборот, не ориентировались на девочку и подарили конфетные подарки. Однако ребенок по-прежнему остаётся в детском доме без любви. Это неэффективная благотворительность. Деньги лучше потратить на ремонт, на специальное оборудование. Или приехать в детский дом Снегурочкой и Дедом Морозом – и подарить детям праздник. Они, конечно, рады подаркам, но впечатления и живое общение важнее.

Разница условий

Иногда в детдомах просто ужасно. В Ногинске, например, был кошмар: старое помещение, злые преподаватели, дети плохо одеты. Каждый ребенок оттуда хоть раз пытался сбежать. Воспитанники рассказывают душещипательные истории, как пытались сбежать к каким-то родственникам, шли по железнодорожным путям, потом их ловили, как в тюрьме. А недавно ездили в Орел – там, видимо, у детского дома есть дополнительное финансирование. И все шикарно: хороший ремонт, нарядные, счастливые дети! И очень умные, потому что тяга к обучению зависит от преподавателя, а там преподаватели хорошие.

На разных языках

Нужно уметь разговаривать с детьми, причем на разных языках. И когда ты Снегурочка, у тебя больше шансов подружиться с маленькими детьми, потому что ты – это что-то волшебное, долгожданное. Подростки, наоборот, Снегурочке ничего не рассказывают, а обычному человеку рассказывают. С ними важно на их языке говорить, чтобы вызвать доверие.
Еще нужно не забывать, что не все дети с особенностями развития одинаковые. Некоторых бесит, когда с ними общаются по-особенному, не как с остальными: «Зачем ты так со мной разговариваешь, я нормальный человек!». При этом важно всегда быть веселым, потому что если ты унылый, то и дети тоже будут унылые.

Бывает такое: спрашиваешь у ребёнка: «Что ты хочешь на Новый год?», а он, естественно, отвечает: «Ну, маму хочу, папу». А у тебя нет с собой ни мамы, ни папы, есть только игрушка, которая в мешке лежит

Иоанн Довгополый

ВШЭ, Факультет социальных наук

Как все началось

На первом курсе я пришел на мероприятие от организации «Открой глаза», чтобы сделать задание для БЖД, заинтересовался их работой и присоединился. Начал ездить в дома престарелых и интернаты, стал ответственным за направление «дети» — с тех пор пишу программы выступлений в детских домах. Наступил Новый год, а мальчиков мало — пришлось мне стать Дедом Морозом. Я испугался, ведь дело ответственное, стал репетировать голос. Сначала в «Открой глаза» все смеялись, когда я надевал бороду, говорили, что в кудрявом парике похож на Пушкина, только седого. 

Когда что-то идет не так

Бывает, проводишь какой-то конкурс и видишь, что неинтересно — такое бывает, невозможно все предусмотреть. Или дети начинают шуметь. Или администрация говорит, что скоро обед, и надо заканчивать побыстрее. Приходится выкручиваться, иногда откровенную чушь нести, но главное это делать голосом Деда Мороза, не выходя из образа.

Один раз у меня борода упала, я быстро отвернулся и надел. Они что-то спросили, а я ответил: «Ну вот, я старею, борода выпадает, куда деваться!»

Не только дети

В домах престарелых Деду Морозу радуются искренне, по-детски. Мы выступаем, дарим подарки, а потом просто общаемся, потому что общения пожилым людям очень не хватает. Им хочется поделиться опытом, рассказать о жизни. Иногда они нам готовят какие-то выступления. Взрослые в интернате, люди с синдромом Дауна, с другими отклонениями тоже очень любят что-то показывать: танцуют, поют хором. Такой взрослый по уровню развития близок к ребёнку лет 12-14. Поэтому программу готовим не как для маленьких. Например, показываем, как празднуется Новый год в разных странах, и проводим конкурсы и мастер-классы на эту тему.

Останавливать жалость

Сначала я эмоционально очень уставал — было жалко людей с особенностями развития. Но потом понял, что передо мной точно такие же люди, как все. Они так же хотят обниматься, получать подарки, внимание и заботу. Общаться с такими людьми надо как и со всеми, максимально естественно. Когда ты приезжаешь, им хорошо, чего их жалеть? Жалость в себе надо останавливать. Она мешает, потому что ты начинаешь на людей смотреть свысока, а люди это чувствуют и перестают идти на контакт.

Великая миссия или повышенная стипендия

Волонтерят люди по разным причинам. Кто-то считает, что выполняет великую миссию, играет на стороне добра, а кому-то нужна повышенная стипендия за общественную деятельность. Я езжу, потому что нравится. Это просто часть моей жизни, такая же естественная, как пойти поесть.
В целом для всех это полезный опыт. Приходится принимать решения в стрессовых ситуациях, это очень закаляет ум и улучшает находчивость.

Катерина Беккер

ВГИК, актерский факультет

Профессиональная практика

Если у актеров нет работы, в любой непонятной ситуации они идут работать аниматорами. Снегурочка ты, Бабка Ёжка, Фиксик – это не так важно, ты делаешь, в принципе, одно и то же. Твоя задача – сделать так, чтобы детям было весело.

У нас Снегурочек и Дедов Морозов целый институт! Если кто-то из нас заболеет, по курсу походишь и найдёшь десять персонажей с костюмами

Дисциплина

Хотя эта работа кажется легкой, после каждого заказа мы буквально выжимаем шубы. Это физически очень тяжело, нужно вести себя как ребёнок: бегать, прыгать. Если Дед Мороз еще может присесть и сказать: «Я дедушка, я устал», то Снегурочке надо постоянно быть заводной. На этой работе можно научиться пахать так, как нигде больше не научишься. Это дисциплинирует: нельзя проявлять недобрые эмоции, даже если тебе не понравился заказ или у тебя отвращение к этим людям. То, как на тебя смотрят, дает внутренний пинок под зад: сложно сделать гадость, когда тобой восхищается ребенок. Ты будто становишься лучше, потому что в тебя верят.

Про контрасты

Как-то раз нас позвали в состоятельную семью: большая квартира, много детей, все шикарно. Мы брали тогда очень мало, поэтому попросили оплатить такси от метро до дома и обратно до метро: там долго идти, а у нас был тяжеленный реквизит. Это стоило рублей сто в один конец. На такси туда нам доехать дали, а обратно – нет: «Вы же уже не по нашу душу, поезжайте сами». Было неприятно.
Мы пошли пешком прямо в костюмах, и по дороге всех поздравляли и спрашивали, не нужен ли Дед Мороз. К нам подбежал пьяненький мужчина в ушанке, похожий на героя мультфильма «Падал прошлогодний снег». Сказал, что у него трое детишек, попросил поздравить. Мы зашли в квартиру, а жена принялась ругать его, мол, зачем нам этот Дед Мороз? Атмосфера была вообще не праздничная, обстановка бедная, дети плохо одеты, глаза у них замученные. Мы расчувствовались, поздравили их, отдали все конфеты, которые обычно раздаем по одной. А когда вышли, отец достал из кошелька все деньги, которые у него есть — три тысячи — и отдал нам. Мы поблагодарили, но протянули тысячу обратно. Мужчина отказался принять сдачу: «Вы такой праздник устроили, я так счастлив!» и закрыл дверь. Такой вот контраст: один не оплатит такси, а другой отдаст все, что есть, чтобы дети были счастливы.

Всегда неловко получать деньги за эту работу. Брать плату за сказку – это будто нечестно немножко

Текст: Ирина Иванова

Редактор: Анастасия Ларионова

Фотографии: предоставлены героями материалов