vPFZWvKLOzM

Из столицы с любовью

Бросить все, уехать в провинцию, учить детей — есть люди, которые на это решаются. В зарубежных странах существует Teach For All, в нашей — «Учитель для России». Выпускники разных вузов на два года переезжают в глубинку преподавать в местных школах. Подробностями работы программы поделилась организатор Лиана Хапаева, а участники рассказали, как изменились их жизни.

Лиана Хапаева

Организатор

Цель программы

В маленьких школах в дальних уголках России меньше хороших педагогов, меньше шансов на качественное дополнительное обучение. Разрыв образовательных возможностей в разных регионах — ни для кого не секрет, но об этом мало говорят. И это можно изменить.

Мотивы участников

Слово «change» мы слышим почти от всех, кто приходит в программу. Мотивация может быть идеалистической: одни мечтали стать учителем, но поступили на другую специальность, другие так увлечены предметом, что счастливы делиться знаниями. Но некоторые люди приходят в программу из-за желания развиваться. На втором году участия в программе многие начинают свои проекты.


Например, Екатерина Трушина пришла, чтобы преподавать экономику, но получила должность учителя литературы.

В какой-то момент она поняла, что может объяснять экономику — на примере художественных произведений. Почему бы не анализировать бюджет Карениных — или альтернативные возможности в стихотворениях Лермонтова?

В итоге она открыла курсы по финансовой грамотности, написала учебник и запустила детский мобильный банк Panda Money.

Дарья Озерова

Учитель литературы в подмосковном селе Каринское

Жизнь за МКАД

Переезд для меня был болезненным — я люблю Москву, мне нравилось жить в центральном районе большого города. Но здесь жизнь тоже насыщенная. Работа занимает много времени и сил, а развлечений хватает.

Две недели назад мы устроили для детей площадки по всей школе, где они играли, например, в мафию и ЧГК. Еще у меня есть кружок «Через театр»: мы ставим спектакли и показываем их в Москве. К счастью, мы можем не тратить много времени на работу с документацией. Это выбор администрации.

Как влиять на детей

Мы хотим скрасить жизнь детей в настоящем, создать место, где им хорошо. «Учитель для России» работает в неблагоприятных школах, со сложным социальным контекстом. Часто дети сталкиваются с проблемами в семье, и нередко родителям все равно, чем они заняты. Программа направлена на то, чтобы показать, что жизнь может быть другой. Мы даем ребенку понять, что у него много возможностей, и неважно, где он родился: большой мир открыт для всех. Может быть так, как он видит в своей деревне, а может — иначе, и образование — это то, что позволяет реализовать иное видение.


Вдохновляет, когда на уроке у детей происходит какое-то открытие — это то, ради чего можно приходить в школу

Начни с себя

Работа в школе знакомит с собой, в том числе со своими недостатками. Можно сколько угодно рассуждать о том, каким должен быть учитель, но реальность далеко не всегда соответствует идеалам. Когда ты входишь в класс, подготовив урок, и теряешь над ним контроль, из тебя вырывается агрессия, и неважно, что ее проявления не нравились тебе в собственной школе. К ним приучает опыт прошлого — от него сложно освободиться.

Работа в школе — это всегда работа над собой. Она требует многозадачности, умения решать множество проблем в одну минуту. Это всегда сотрудничество: с коллективом, с администрацией — ты не можешь выжить здесь в одиночку. Наконец, это навык организовывать мероприятия. Мы бесконечно креативим: у нас мало подручных материалов, но с их помощью нужно сделать все красиво и хорошо. Это хорошая способность — из ничего, из непригодных средств создать сказку.

Павел Азыркин

Учитель истории, обществознания и астрономии в подмосковном селе Каринское

До и после

Я боялся переезжать, рассчитывал на школу поближе к Москве, но сейчас уехал бы еще дальше.

Здесь я многое понял для себя. Часто, спрашивая о чем-то, я был уверен в ответе, а он оказывался другим. Кому-то я говорил: «Вот смотрите, можно поехать в Геленджик, а можно — в Ниццу. Куда поедете?» Для меня это простой вопрос: я выберу Ниццу. А дети мне на это: «А нам дома лучше». И что тут можно сказать?

В первый год сложно управлять классом. Ночью я придумывал что-то на урок, но, когда приходил, дети не хотели этого делать или им требовалось не пять минут, а пятнадцать

Иногда я нуждался в передышке, но не позволял ее себе. В результате мучил и детей, и себя. Важно принимать себя: если тебе плохо, лучше остановись, потому что дальше бессмысленно что-то делать, ты не готов, ты не в том эмоциональном состоянии.

Сначала на подготовку к урокам уходило все мое время. В первый год сидел до полтретьего ночи… Сейчас понял: выспавшийся учитель — лучший учитель. Когда ты не выспался, сложно гореть энтузиазмом.

О системе образования

Я преподаю историю, обществознание и астрономию — это нормально. Помимо уроков, я готовлю детей к экзаменам, в этом году пытаюсь запустить тьюторскую службу. Тьютор сопровождает ребенка в самообразовании и помогает определить сферу интересов.

Я не понимаю, зачем пересказывать на уроке параграф, если можно рассматривать разные точки зрения, сравнивать, аргументировать. Уроки истории нужны не для того, чтобы знать, когда была Великая французская революция. На этом материале можно отрабатывать навыки: критическое мышление, soft skills (умения, полезные везде, а не в узкой области — прим. The Vyshka).

Важно, чтобы преподаватели могли приходить к психологу, — сейчас помогают только детям. У учителя должно быть меньше нагрузки. Если у тебя 40 часов в неделю, ты не подготовишь хороший урок, даже если ты учитель от бога: у тебя нет времени. Наконец, сама классно-урочная система изжила себя. Девять или одиннадцать лет я сижу в одном классе с людьми, с которыми, может быть, не хочу, и сорок пять минут должен учиться. Дети редко задаются вопросом, почему именно так, но я его задаю. Кому-то легче заниматься лежа, кому-то позже, чем с 8:30

Счастье преподавать

Вопрос, останусь ли я на третий год в Каринском, открыт, но я точно останусь в образовании. Само общение с детьми — источник энергии. Когда ты проходишь с ними что-то долго и нудно, даешь задания, и в один момент — может, раз в 10 уроков — слышишь: «О-о-о! Я просек!» — это круто. Еще ты расширяешь кругозор учеников, они больше видят. Наконец, когда ты что-то отдаешь, что-то делаешь, чем-то болеешь, — это делает тебя счастливее.

 

Счастье — это моменты, когда ты находишься в том месте и в то время, которое тебе нужно. И я точно понимаю: в школе я — на своем месте

Текст: Елизавета Шапатина

Редактор: Екатерина Воробьева

Фото: предоставлены героями материала