How to: научная конференция в Вышке
Оставить свой след в истории университета можно, организовав научную конференцию. The Vyshka рассказывает читателям, как и зачем это делать, какие бонусы это может принести и как избежать обидного провала.
Агаджанова Луиза
ОП «Международные отношения», 3 курс:
Наша конференция называется «MEDIA: A TOOL OR A MIRROR». Пройдет она в стенах Высшей школы экономики 29-30 апреля 2019 года. Мы уже делали похожее — и прошлая наша конференция прошла просто прекрасно. Теперь мы собираемся повторить опыт, увеличив масштаб. Тема конференции — свобода медиа, что, на наш взгляд, изначально предопределило ее международный характер. Ведь проблема актуальна не только для России, а значит, ограничив формат российскими рамками, мы не смогли бы передать суть повестки. С самого начала мы старались привлекать международных партнеров, например, Ассоциацию молодежи за Большую Европу, которая стала главным организатором, а также РСМД (Российский совет по международным делам — прим. The Vyshka) — один из самых авторитетных аналитических центров.
Постпарижское вдохновение
Всем нам хочется иметь красивую историю появления той или иной идеи, и в нашем случае она на самом деле есть. Прошедшим летом мы c Аней, принимая участие в подобной нашей конференции, заняли первое место и поехали в Париж, на дипломатический форум Ассоциации молодежи за Большую Европу. В один из дней на медиа-секции выступала молодая российская журналистка. Она рассказала о своем исследовании, посвященном Швеции и тому, как и почему в этой стране, где, казалось бы, нет проблем с давлением на медиа-издания, журналисты создают негативный образ России. В тот момент мне показалось, что тот дискурс, который создается отношениями власти и медиа, и то, почему он сформировался и закрепился именно таким, могло бы стать отличной темой для конференции. Вообще, после изможденных сессией лиц наших однокурсников атмосфера школы и люди вокруг очень вдохновляли. Это был июль, и тогда появилась идея. Октябрь — это первый план, дальше — длинная череда предложений, поиска партнеров, обдумывания того, с кем и как мы могли бы сотрудничать, чтобы правильно передать наш месседж.
Осетрова Анна
ОП «Международные отношения», 3 курс:
Проблемы с бюрократией и чтением мыслей
Наши партнеры — крупные международные организации, которые спонсируются за государственный счет. Мы понимали, что сложностей с бюрократией не избежать, однако мы не ожидали, что все настолько сложно и долго. Например, с одним из партнеров мы общаемся с ноября — установили неформальную переписку и все обговорили. Но финансирование не прошло, а саму организацию мы не можем внести в список партнеров. Хотя именно благодаря ей у нас выступят классные спикеры из европейских университетов.
С администрацией факультета ФМЭиМП (Факультет мировой экономики и мировой политики — прим. The Vyshka), напротив, проблем не возникло. Самые яркие идеи здесь слышат и науку действительно пытаются развивать, это очень приятно. До проблем с командой волонтеров еще очень рано — обычно они возникают на месте, в дни конференции. Но у меня с опытом выработался «рефлекс» проведения мероприятий — ведь что-то всегда идет не так. Чем больше я в ярости, тем больше я спокойна. Много раз видела, как даже самые уважаемые профессора теряют контроль над эмоциями, начинают кричать на своих волонтеров, что, конечно, ситуацию не улучшит. Но они не читают мысли, а значит, проблема зачастую не в них.
Волны ужаса и мотивации
Честно, мы боимся многого, в том числе и просто провала. Периодически появляется страх, особенно после встреч с партнерами и другими людьми, которые уже поверили в то, что ты можешь сделать это круто. Проходит 15 минут после переговоров — и накатывает волна панического ужаса. В такие моменты понимаешь, что впереди месяцы тяжелой работы, что можно ненароком подвести людей, которые в тебя верили. Это хоть и не самые хорошие мысли, но они прибавляют продуктивности, которая, так же как и страх, теперь накатывает волнами. Сейчас мы можем за три часа сделать вдвоем то, что раньше тянули бы две недели.
Мы так же боимся мелочей, этих маленьких возможных ситуаций из будущего: вдруг тезисы будут исключительно плохими, а какой-нибудь из участников заблудится в аэропорту
Может быть, это и банально, но от всего этого мы прежде всего ждем для себя опыт. Сколько ни повторяй эту сакральную фразу «Не для школы, а для жизни мы учимся», сколько ни говори о том, что в Вышке прикладное образование, все равно опыт организации чего-то своего и управления командой она дать не может. Это университет, и тут учат теории. Ну и, конечно, связи. На networking сейчас строится все, а особенно в сфере международных отношений. Надеемся познакомиться со специалистами и создать свою «узнаваемость».
А вообще, мы просто хотим сделать классную штуку, ведь в нашем возрасте немногие могут позволить себе сделать что-то свое. Когда все удается — это маленькое волшебство и чудо, ради которого стоит работать несколько месяцев и иногда забивать на учебу
To-do list от Ани и Луизы:
- Для начала нужно придумать рабочую идею. Она должна выдерживать баланс между научностью и популярностью. Согласитесь, ведь на лекцию о согласных в эстонском языке придет меньшее количество людей, чем на конференцию о правах женщин или свободе медиа.
- Следующий шаг — это оформление бессвязных, но гениальных идей в нормальное проектное предложение. В нем не должно быть неточностей, ошибок и даже описок, ведь именно с ним вы будете ходить как к представителям администрации, так и к потенциальным партнерам.
- На этапе между идеей и началом реализации важно заручиться поддержкой администрации факультета. Это могут быть преподаватели или официальные лица из деканата, в любом случае, люди более опытные и знающие, как избежать проблем с получением финансирования. С их помощью можно составить и смету: обычно это мерч, постеры, еда и так далее. Очень важно просить адекватно и не требовать 100 тысяч рублей на день конференции, а Бьонсе — на закрытие.
- Жизненно необходимо подобрать хорошую команду. И если вам вдруг кажется, что 2-3 человека достаточно, это не так. Дружеские отношения, кстати, здесь совсем не обязательны.
Барсукова Ирина
ОП “Медиакоммуникации”, 4 курс
Наша научно-практическая конференция называется «Исследования медиа и коммуникаций: теории, практики, исследовательские перспективы», и в этом году она проходила 15-16 февраля под руководством ФКМД НИУ ВШЭ и Академии Медиаиндустрии. Она межвузовская, а значит, принять участие в ней могут не только студенты Вышки, но и люди из других городов и университетов — петербургских, нижегородских и других. Это один из главных ее плюсов — молодые исследователи из разных мест могут почерпнуть друг у друга интересные мысли и обдумать идеи для совместных исследований и проектов. И кстати, для иногородних студентов в этом году мы предоставили шанс получить грант на поездку в Москву.
Конференция проводится уже в пятый раз. Но если раньше она была предназначена «для бакалавров, магистров аспирантов», то теперь мы поставили немного другой акцент, обозначив, что это конференция «для молодых ученых». Не важен год обучения и даже направление, главное —желание быть частью академической среды и интересы в сфере медиа.
Как это происходило и зачем в этом участвовать
В этом году мы создали сразу три формата конференции. Первый и самый очевидный — личный доклад с презентацией, по сути, возможность поделиться своим исследованием и получить фидбэк от профессоров и молодых коллег-исследователей. Второй — table talks, где участники могли предложить ещё не реализованный проект и обсудить с экспертами. Последний —экспериментальный формат «дискуссия-аквариум». Он призван стереть грань между преподавателем и молодым исследователем, где весело и непринужденно. Темой дискуссии стало будущее медиа-исследований.
Каждый год после завершения конференции организаторы выпускают сборник работ участников. Публикация работ очень важна при составлении портфолио и поступлении в магистратуру.
Не было времени бояться
Я влилась в организацию довольно естественно. Главные организаторы — С.Г. Давыдов (доцент ФКМД и ректор Академии медиаиндустрии — прим. The Vyshka) и В.А.Ракитова (менеджер ФКМД — прим. The Vyshka), координатор конференции, были мне знакомы с одной из исследовательских экспедиций. С тех пор мы завязали тесные отношения по работе над совместными проектами. Больших опасений не было, однако сложности все равно оставались. Не могу сказать, что они были значительными, но я не могла не отметить некоторые свои ошибки как организатора. Например, то, что пиар-кампанию нам нужно было начинать сильно заранее, идеально — за несколько месяцев до Нового года, чтобы участники успели найтись, а те, кто нашелся, — заранее подготовиться.
Ни с участниками, ни с партнерами проблем практически не было. В поиске последних попросту не было необходимости: нас поддерживала Академия медиаиндустрии, многие эксперты пришли именно оттуда, и из самой Вышки, конечно.
Исследовательское сообщество тем и замечательно, что многие в нем идут друг другу навстречу, соглашаются участвовать в том или ином проекте по личным связям
Что же касается участников: мне бы хотелось, чтобы их было больше как в целом, так и из других ВУЗов и городов. Мы все же должны оправдывать статус конференции «межвузовской».
Главной же объективной и неожиданной трудностью стала эпидемия кори, в результате одно из зданий на Хитровском переулке, где мы провели первый день конференции, закрыли на карантин. На второй день нам пришлось срочно «эвакуироваться»: искать аудитории, технику и место для кофе-брейка. При помощи команды организаторов и волонтеров все, конечно же, разрешилось, но поволноваться мы успели.
Short-list для успешной конференции от Ирины:
- Не стоит организовывать мероприятие с одной-единственной целью — собрать народ, да побольше. Будьте заинтересованными тем, что создаете. Подумайте не только про «обертку», но и про содержание.
- Обязательно позаботьтесь о пиар-кампании: начните ее как можно раньше и не забывайте активно поддерживать на протяжении всего периода до мероприятия. Так участников будет больше, а их идеи и исследования — хорошо подготовлены и грамотно оформлены. Также важно помнить, что у людей, на инфопартнерство с которыми вы надеетесь, непременно найдутся собственные неотложные дела.
- Лучше объявить темы секций до подачи тезисов участниками. Возможно, это сузит круг заинтересованных людей, зато те, кто найдет вашу конференцию важной для себя, будут знать, с чем им стоит приходить, какого рода идеи они смогут для себя найти и чем вдохновиться.
- Будьте готовы помочь по любому поводу. Принести воду выступающим? Не вопрос. Подсказать, как сделать хороший доклад? Конечно!
- При этом не стесняйтесь просить помощи. Да, организатор должен знать, что происходит вокруг, ставить конкретные задачи, но не нужно контролировать каждое движение волонтеров и перехватывать их работу.
- Накормите участников. Наука — это замечательно, но с блинами и кофе жизнь становится еще лучше!
- Выспитесь. Накануне конференции это первое, о чем действительно стоит позаботиться, чтобы быстро реагировать и решать вопросы.
Текст: Анна Терешева
Фото: предоставлены героями
Редактор: Елизавета Наумова