шеснацать на девять бля

How to: научная конференция в Вышке

Оставить свой след в истории университета можно, организовав научную конференцию. The Vyshka рассказывает читателям, как и зачем это делать, какие бонусы это может принести и как избежать обидного провала.

Агаджанова Луиза

ОП «Международные отношения», 3 курс:

Наша конференция называется «MEDIA: A TOOL OR A MIRROR». Пройдет она в стенах Высшей школы экономики 29-30 апреля 2019 года. Мы уже делали похожее  и прошлая наша конференция прошла просто прекрасно. Теперь мы собираемся повторить опыт, увеличив масштаб. Тема конференции  свобода медиа, что, на наш взгляд, изначально предопределило ее международный характер. Ведь проблема актуальна не только для России, а значит, ограничив формат российскими рамками, мы не смогли бы передать суть повестки. С самого начала мы старались привлекать международных партнеров, например, Ассоциацию молодежи за Большую Европу, которая стала главным организатором, а также РСМД (Российский совет по международным делам прим. The Vyshka один из самых авторитетных аналитических центров.

Постпарижское вдохновение

Всем нам хочется иметь красивую историю появления той или иной идеи, и в нашем случае она на самом деле есть. Прошедшим летом мы c Аней, принимая участие в подобной нашей конференции, заняли первое место и поехали в Париж, на дипломатический форум Ассоциации молодежи за Большую Европу. В один из дней на медиа-секции выступала молодая российская журналистка. Она рассказала о своем исследовании, посвященном Швеции и тому, как и почему в этой стране, где, казалось бы, нет проблем с давлением на медиа-издания, журналисты создают негативный образ России. В тот момент мне показалось, что тот дискурс, который создается отношениями власти и медиа, и то, почему он сформировался и закрепился именно таким, могло бы стать отличной темой для конференции. Вообще, после изможденных сессией лиц наших однокурсников атмосфера школы и люди вокруг очень вдохновляли. Это был июль, и тогда появилась идея. Октябрь  это первый план, дальше  длинная череда предложений, поиска партнеров, обдумывания того, с кем и как мы могли бы сотрудничать, чтобы правильно передать наш месседж.

Осетрова Анна

ОП «Международные отношения», 3 курс:

Проблемы с бюрократией и чтением мыслей

Наши партнеры  крупные международные организации, которые спонсируются за государственный счет. Мы понимали, что сложностей с бюрократией не избежать, однако мы не ожидали, что все настолько сложно и долго. Например, с одним из партнеров мы общаемся с ноября  установили неформальную переписку и все обговорили. Но финансирование не прошло, а саму организацию мы не можем внести в список партнеров. Хотя именно благодаря ей у нас выступят классные спикеры из европейских университетов.
С администрацией факультета ФМЭиМП (Факультет мировой экономики и мировой политики  прим. The Vyshka), напротив, проблем не возникло. Самые яркие идеи здесь слышат и науку действительно пытаются развивать, это очень приятно. До проблем с командой волонтеров еще очень рано  обычно они возникают на месте, в дни конференции. Но у меня с опытом выработался «рефлекс» проведения мероприятий  ведь что-то всегда идет не так. Чем больше я в ярости, тем больше я спокойна. Много раз видела, как даже самые уважаемые профессора теряют контроль над эмоциями, начинают кричать на своих волонтеров, что, конечно, ситуацию не улучшит. Но они не читают мысли, а значит, проблема зачастую не в них.

Волны ужаса и мотивации

Честно, мы боимся многого, в том числе и просто провала. Периодически появляется страх, особенно после встреч с партнерами и другими людьми, которые уже поверили в то, что ты можешь сделать это круто. Проходит 15 минут после переговоров  и накатывает волна панического ужаса. В такие моменты понимаешь, что впереди месяцы тяжелой работы, что можно ненароком подвести людей, которые в тебя верили. Это хоть и не самые хорошие мысли, но они прибавляют продуктивности, которая, так же как и страх, теперь накатывает волнами. Сейчас мы можем за три часа сделать вдвоем то, что раньше тянули бы две недели.

Мы так же боимся мелочей, этих маленьких возможных ситуаций из будущего: вдруг тезисы будут исключительно плохими, а какой-нибудь из участников заблудится в аэропорту

Может быть, это и банально, но от всего этого мы прежде всего ждем для себя опыт. Сколько ни повторяй эту сакральную фразу «Не для школы, а для жизни мы учимся», сколько ни говори о том, что в Вышке прикладное образование, все равно опыт организации чего-то своего и управления командой она дать не может. Это университет, и тут учат теории. Ну и, конечно, связи. На networking сейчас строится все, а особенно в сфере международных отношений. Надеемся познакомиться со специалистами и создать свою «узнаваемость».

А вообще, мы просто хотим сделать классную штуку, ведь в нашем возрасте немногие могут позволить себе сделать что-то свое. Когда все удается — это маленькое волшебство и чудо, ради которого стоит работать несколько месяцев и иногда забивать на учебу

To-do list от Ани и Луизы:

  1. Для начала нужно придумать рабочую идею. Она должна выдерживать баланс между научностью и популярностью. Согласитесь, ведь на лекцию о согласных в эстонском языке придет меньшее количество людей, чем на конференцию о правах женщин или свободе медиа. 
  2. Следующий шаг — это оформление бессвязных, но гениальных идей в нормальное проектное предложение. В нем не должно быть неточностей, ошибок и даже описок, ведь именно с ним вы будете ходить как к представителям администрации, так и к потенциальным партнерам.
  3. На этапе между идеей и началом реализации важно заручиться поддержкой администрации факультета. Это могут быть преподаватели или официальные лица из деканата, в любом случае, люди более опытные и знающие, как избежать проблем с получением финансирования. С их помощью можно составить и смету: обычно это мерч, постеры, еда и так далее. Очень важно просить адекватно и не требовать 100 тысяч рублей на день конференции, а Бьонсе — на закрытие.
  4. Жизненно необходимо подобрать хорошую команду. И если вам вдруг кажется, что 2-3 человека достаточно, это не так. Дружеские отношения, кстати, здесь совсем не обязательны.

Барсукова Ирина

ОП “Медиакоммуникации”, 4 курс

Наша  научно-практическая конференция называется «Исследования медиа и коммуникаций: теории, практики, исследовательские перспективы», и в этом году она проходила 15-16 февраля под руководством ФКМД НИУ ВШЭ и Академии Медиаиндустрии. Она межвузовская, а значит, принять участие в ней могут не только студенты Вышки, но и люди из других городов и университетов  петербургских, нижегородских и других. Это один из главных ее плюсов  молодые исследователи из разных мест могут почерпнуть друг у друга интересные мысли и обдумать идеи для совместных исследований и проектов. И кстати, для иногородних студентов в этом году мы предоставили шанс получить грант на поездку в Москву.

Конференция проводится уже в пятый раз. Но если раньше она была предназначена «для бакалавров, магистров аспирантов», то теперь мы поставили немного другой акцент, обозначив, что это конференция «для молодых ученых». Не важен год обучения и даже направление, главное —желание быть частью академической среды и интересы в сфере медиа.

Как это происходило и зачем в этом участвовать

В этом году мы создали сразу три формата конференции. Первый и самый очевидный — личный доклад с презентацией, по сути, возможность поделиться своим исследованием и получить фидбэк от профессоров и молодых коллег-исследователей. Второй — table talks, где участники могли предложить ещё не реализованный проект и обсудить с экспертами. Последний —экспериментальный формат «дискуссия-аквариум». Он призван стереть грань между преподавателем и молодым исследователем, где весело и непринужденно. Темой дискуссии стало будущее медиа-исследований.

Каждый год после завершения конференции организаторы выпускают сборник работ участников. Публикация работ очень важна при составлении портфолио и поступлении в магистратуру.

Не было времени бояться

Я влилась в организацию довольно естественно. Главные организаторы — С.Г. Давыдов (доцент ФКМД и ректор Академии медиаиндустрии — прим. The Vyshka) и В.А.Ракитова (менеджер ФКМД — прим. The Vyshka), координатор конференции, были мне знакомы с одной из исследовательских экспедиций. С тех пор мы завязали тесные отношения по работе над совместными проектами. Больших опасений не было, однако сложности все равно оставались. Не могу сказать, что они были значительными, но я не могла не отметить некоторые свои ошибки как организатора. Например, то, что пиар-кампанию нам нужно было начинать сильно заранее, идеально — за несколько месяцев до Нового года, чтобы участники успели найтись, а те, кто нашелся, — заранее подготовиться.

Ни с участниками, ни с партнерами проблем практически не было. В поиске последних попросту не было необходимости: нас поддерживала Академия медиаиндустрии, многие эксперты пришли именно оттуда, и из самой Вышки, конечно.

Исследовательское сообщество тем и замечательно, что многие в нем идут друг другу навстречу, соглашаются участвовать в том или ином проекте по личным связям

Что же касается участников: мне бы хотелось, чтобы их было больше как в целом, так и из других ВУЗов и городов. Мы все же должны оправдывать статус конференции «межвузовской».

Главной же объективной и неожиданной трудностью стала эпидемия кори, в результате одно из зданий на Хитровском переулке, где мы провели первый день конференции, закрыли на карантин. На второй день нам пришлось срочно «эвакуироваться»: искать аудитории, технику и место для кофе-брейка. При помощи команды организаторов и волонтеров все, конечно же, разрешилось, но поволноваться мы успели.

Short-list для успешной конференции от Ирины:

  1. Не стоит организовывать мероприятие с одной-единственной целью — собрать народ, да побольше. Будьте заинтересованными тем, что создаете. Подумайте не только про «обертку», но и про содержание.
  2. Обязательно позаботьтесь о пиар-кампании: начните ее как можно раньше и не забывайте активно поддерживать на протяжении всего периода до мероприятия. Так участников будет больше, а их идеи и исследования — хорошо подготовлены и грамотно оформлены. Также важно помнить, что у людей, на инфопартнерство с которыми вы надеетесь, непременно найдутся собственные неотложные дела.
  3. Лучше объявить темы секций до подачи тезисов участниками. Возможно, это сузит круг заинтересованных людей, зато те, кто найдет вашу конференцию важной для себя, будут знать, с чем им стоит приходить, какого рода  идеи они смогут для себя найти и чем вдохновиться.
  4. Будьте готовы помочь по любому поводу. Принести воду выступающим? Не вопрос. Подсказать, как сделать хороший доклад? Конечно!
  5. При этом не стесняйтесь просить помощи. Да, организатор должен знать, что происходит вокруг, ставить конкретные задачи, но не нужно контролировать каждое движение волонтеров и перехватывать их работу.
  6. Накормите участников. Наука — это замечательно, но с блинами и кофе жизнь становится еще лучше!
  7. Выспитесь. Накануне конференции это первое, о чем действительно стоит позаботиться, чтобы быстро реагировать и решать вопросы.

Текст: Анна Терешева
Фото: предоставлены героями
Редактор: Елизавета Наумова