shariki

Студенту Вышки грозит штраф за воздушные шары на митинге

10 марта на проспекте Сахарова в Москве прошел митинг за свободный интернет. Акция была согласована с городской администрацией, но несмотря на это полиция задержала нескольких организаторов. Среди задержанных был и студент 1 курса Школы Дизайна НИУ ВШЭ Игорь Романов. Он член Либертарианской партии России и один из организаторов митинга. Его задержали, когда вместе с другими активистами он собирался раздавать воздушные шары с символикой «цифрового сопротивления» и партии-организатора митинга. Мы поговорили с Игорем и выяснили, почему на согласованном митинге могут задержать за воздушные шарики.

Задержание

Игорь активно участвовал в организации митинга, занимаясь в основном его пиаром. На самом мероприятии в его задачи входило раздавать людям воздушные шарики на входе. 10 марта в 12 часов он вместе с другими активистами приехал на проспект Сахарова. Они разгрузили шарики, притащили их ко входу и привязали к металлическим ограждениям — начало митинга запланировано на 14:00, и держать шарики в руках еще пару часов не хотелось.

Шарики привлекли внимание полиции. К ним подошли двое мужчин, один в полицейской форме, второй в простой одежде. Игорь предполагает, что второй был сотрудником «Центра Э» (главного управления по противодействию экстремизму — прим. The Vyshka). Он начал объяснять, что они проводили какое-то совещание с организаторами, на котором договорились, что воздушные шарики использовать не будут, потому что «это нарушает какие-то сан-эпидемиологические нормы».

Активисты приготовились отвязывать и уносить шары, чтобы их не отобрали. Через какое-то время появился отряд полицейских. Игорь говорит, что они приняли интуитивное и не очень продуманное решение: «Мы отвязали шарики и решили просто уйти подальше от ментов через проспект. Тут же подъехали два автозака, и всех людей, у кого были шарики, начали хватать и прямо вместе с этими шариками запихивать в автозак».

Это была странная сюрреалистическая картина, потому что весь автозак был доверху забит шариками, и мы пытались как-то уместиться между ними

Всего задержали 15 человек, из них трое несовершеннолетних. Активистов с шариками повезли в ОВД «Красносельский». Игорь вспоминает, что по дороге какой-то агрессивно настроенный полицейский пытался запугивать задержанных. Говорил, что они все «получат трёшечку» и лопал шарики ногой — по мнению Игоря, это было моральное давление.

Он запрещал нам пользоваться мобильными телефонами, что он по закону конечно не может сделать, но о чем вообще речь, какие законы…

Игорь говорит, что запугивание — это стандартная история при политических задержаниях. Он уже сталкивался с таким, когда его задержали после одного из митингов Навального в прошлом году. Акция на тот момент уже закончилась, и он просто шел в «Макдональдс». Тогда его оштрафовали на 1000 рублей за «неповиновение законным требованиям полиции».

В отделении

В ОВД активистов усадили в большом помещении со столами, все шарики впихнули туда же. Следующие 4 часа они провели в ожидании.

Насколько я понял из разговоров полицейских, они не знали, что хотят с нами сделать, и что вообще можно сделать. Потому что ситуация абсурдная, мягко говоря

Изначально на задержанных составили протоколы о том, что с ними провели разъяснительную беседу. По словам Игоря, на них не хотели составлять административные протоколы, потому что ждали команды сверху: «Обычно по политическим задержаниям полицейские сами не принимают решения».

Игорь с товарищами сидели в окружении шариков, смотрели трансляцию митинга на телефоне и общались с другими организаторами, которых не задержали:

Им полиция разъяснила, что нас задержали, потому что «все полеты над Москвой нужно согласовать, а шары это воздушные средства»

«К нам выехал адвокат, которого направила Либертарианская партия. Но его не впустили, что вообще-то тоже незаконно, и мариновали где-то там на входе».

Из троих несовершеннолетних двоих забрали родители, а третья активистка была не из Москвы, поэтому забрать ее не могли. В таких случаях у полиции есть одна необычная практика, о которой рассказывает Игорь:

«Когда родственники забрать не могут, задержанных несовершеннолетних могут отправить в больницу полежать на какое-то время. Это очень странно. Поэтому несмотря на то, что у девочки все было в порядке, за ней приехала скорая и увезла в больницу, где она сидела до вечера, пока родители не приехали из Питера и не забрали ее».

Результат

В конце концов на всех активистов составили протоколы по статье 20.2 часть 5 КоАП (нарушение установленного порядка проведения митинга — прим. The Vyshka).

В протоколе они написали, что мы не относимся никак к организации митинга, хотя мы и есть организаторы митинга

«Мы якобы устроили свой несанкционированный митинг перед санкционированным. Мент потом говорил, что то, как мы шли через весь проспект с шариками, было похоже на акцию. Вообще полиция любит играть с понятием “организатор”. Например, когда проходили последние митинги Навального, там некоторых людей приписывали к организаторам митинга просто за то, что они делали репост анонса митинга. А у нас наоборот».

Статья 20.2 — наиболее частая среди задержанных за организацию каких-либо публичных мероприятий. Игорь поясняет, что на первый раз она не арестная, но на второй уже можно получить до 30 суток и штраф до 300 000 рублей. А за многократное нарушение статьи возможно и уголовное преследование, как это было в деле известного активиста Ильдара Дадина. Игорь считает, что с помощью этого закона они «пытаются всю обойму политических активистов выбить из действия».

Сейчас они ждут повесток в суд. На заседание они пригласят заявителей митинга, чтобы они подтвердили, что все задержанные тоже являются организаторами. Надежд на успех в суде у Игоря почти нет, но он считает, что пробовать все равно стоит.

В случае проигрыша в суде всем пятнадцати задержанным с шариками грозят штрафы от 10 до 20 тысяч рублей. Деньги они будут собирать краудфандингом. «Даже если это будет минимальная сумма в 150 тысяч рублей, это все равно весомо для такой организации как Либертарианская партия, у которой не очень большие бюджеты», — поясняет необходимость краудфандинга Игорь.

Мнение

История с шариками — не единственный пример давления на организаторов митинга 10 марта. Еще до начала акции полицейские забрали баннер, который должен был висеть на сцене, и отобрали часть плакатов. Команда организаторов быстро напечатала новый баннер, но и его отобрали, рассказывает Игорь. После этого одного из заявителей митинга, Игоря Ефремова, отвели в автозак чтобы «поговорить».

Игорь признается, что уже привык и перестал бояться попадать в такие истории. Проблем в Вышке он тоже не ждет. До поступления в Школу Дизайна он учился в МГУ на философском факультете. По его словам, там за активизм тоже ничего не грозило, но активно пытались проводить воспитательные беседы, чтобы студенты не участвовали в таких акциях. Игорь вспоминает, как на факультет приходили сотрудники ФСБ и говорили с администрацией. Это было в 2017 году, после акции Навального «Он вам не Димон» 26 марта. «Многие студенты с факультета ходили на тот митинг, и об этом было известно», — поясняет Игорь интерес спецслужб.

По мнению Игоря, штрафы за митинги — это новый политический тренд: «Двух организаторов митинга в Санкт-Петербурге сейчас пытаются осудить на несколько миллионов за то, что на их митинге пришедшие люди вытоптали траву. Так они собираются штрафовать на крупные суммы все политические движухи и не давать им нормально функционировать. А с помощью нового закона об оскорблении представителей власти можно будет штрафовать оппозиционеров практически за любое высказывание против власти».

Текст: Олег Ян
Фото: предоставлены героем материала
Редактор: Светлана Киселева