sd1_2_1

Это не я: синдром самозванца

Герои нашего материала не по наслышке знают, что значит не ценить свои достижения, ощущать свою никчемность, пытаться ее скрывать, ждать, что все узнают правду и отвернутся, думать, что близкие любят авансом — жить с синдромом самозванца. The Vyshka разбирается, что к нему приводит и как с ним бороться.

Суть проблемы

«Я добился своих целей не благодаря таланту или упорному труду. Мне просто повезло».

«Люди вокруг не понимают, какое я ничтожество. Им интересен не я, а выдуманный образ».

Многим подобные мысли приходят в голову иногда — но обладателей синдрома самозванца не покидают ни на день. Его жертвы не способны приписать свои достижения своим достоинствам и стараниям, чувствуют себя обманщиками и постоянно боятся разоблачения. Они могут работать все больше и больше, чтобы доказать, что чего-то стоят, но никогда не поверят в это. Теплые слова близких помогли бы, но, чтобы их услышать, нужно признаться в собственных слабостях и страхах — именно в том, что «самозванцы» прячут в себе. Кроме того, любую похвалу человек с синдромом может посчитать проявлением чужих иллюзий.

Синдрома самозванца нет в МКБ (международная классификация болезней — прим. The Vyshka). Его исследуют несколько десятков лет, но он не считается достаточно тяжелым: его обладатели могут многого достигать в своей профессиональной деятельности. Однако он отравляет жизни.

От синдрома страдают те, кто предъявляет к себе и к своим успехам требования выше среднего. Ситуацию усугубляет эффект Даннинга-Крюгера. В соответствии с ним, чем умнее человек, тем легче он замечает свои ошибки.

Если обобщить, с синдромом самозванца сталкивается треть или четверть людей. Его владельцев может встретить в своем окружении каждый из нас.

Личный опыт

Анна, студентка ФГН ВШЭ

(имя изменено по просьбе героини)

В университете поняла, что не на своем месте. Видела вокруг умных, талантливых людей, часто с наградами, и они учились на платном — а я на бюджете. Считала свое поступление случайностью. Спрашивала себя: «Может быть, что-то не так?»

С первого дня учебы я ощущала, что не дотягиваю. Первую неделю мне не хотелось ехать на пары. Весь первый модуль единственным желанием было перевестись. В общении с людьми чувствовала скованность, постоянно казалось, что делаю что-то не так. Часто смотрела на другого человека и думала: «Черт, какой же ты крутой. Что я делаю рядом с тобой?»

Всегда чувствовала, что создаю некий образ ненамеренно. Ничего не делала для этого, но он закреплялся. И некоторые любили меня только за этот образ.

Я словно пыталась докричаться до всех вокруг: «Я не такая, как вы обо мне думаете». Сейчас людей, которые любили бы меня настоящей, нет.

Последствия

Анна, студентка ФГН ВШЭ

«Когда в девятом классе в моей прекрасной голове появилась идея поступать в театральный, мне — замкнутой, вечно молчащей — все говорили: «Ты куда?» Я очень долго готовилась к вступительным, потом сказала себе: «Я там буду лишней». И не пошла.

Сейчас обнаружила, что люблю петь, и хочу заниматься этим, но боюсь. Когда училась вокалу, пела вместе с преподавательницей спокойно, но стоило ей остановиться — и я начинала рыдать. Был какой-то внутренний блок, сломать его я не могла.

По словам доцента департамента психологии Вышки Елены Станковской, страх позора и стремление любой ценой его избежать мешают мне самовыражаться и делать что-то смелое. И последствия синдрома не сводятся только к этому. Жизнь становится менее радостной. Ты берешь на себя все больше и больше задач, чтобы почувствовать свою состоятельность.

Человек боится, что все узнают: он на самом деле не такой, что он не идеален — и избегает контактов

Изнанка страхов

Анна, студентка ФГН ВШЭ

«Я должна была получить высшее образование первой в семье. К нему готовили, и я чувствовала ответственность, которую возложили родители. Ко мне относились как к особенному ребенку, и рождалось чувство, что следует выполнить какую-то сверхзадачу. Сейчас родителям начинает казаться, что я не оправдала их ожиданий. Они говорят: «Мы, наверное, слишком сильно на тебя надеялись».

Как общество поддерживает синдром

Елена Станковская, доцент Департамента психологии НИУ ВШЭ:

«Название «синдром самозванца»отражает суть феномена. Оно понятно и перекликается с переживаниями многих. Но использовать его следует осторожно: ярлык не должен закрывать своеобразие опыта личности. Мало определить, что у человека «синдром» — важно понять, что конкретно за ним стоит»

По словам Елены Станковской, чаще всего синдром при взрослении возникает в двух случаях. Первый: ребенка хвалят по любому поводу, идеализируют его и создают образ, которому приходится соответствовать. Второй: ребенка недооценивают, ему уделяют мало внимания, постоянно сравнивают с братьями или сестрами.

В первых исследованиях синдрома участие принимали женщины. В 70-х они были в сложном положении. Их роль изменилась за предшествующие полвека, но представления о том, что успеха мужчин женщинам не добиться, ушли не до конца. Ломая традиции, опираться на материнский опыт было нельзя — но и собственного не хватало. Попытка воплотить устоявшуюся гендерную роль и в то же время быть профессионалами в своей деятельности может отнимать силы и мотивацию. Это создает давление, идеал, которого сложно достичь, и тревогу — получится ли. Но синдром не является исключительно проблемой женщин — с ним сталкиваются все.

По словам Станковской, на развитие синдрома влияет культ самореализации. Человек начинает думать, что должен постоянно совершенствоваться, делать из себя проект, добиваться успеха, и это предрасполагает к синдрому самозванца. В нашей культуре разные модели поведения: можно пытаться достичь вершин любой ценой, а можно вести тихую жизнь и быть счастливым. То, какую стратегию выберет человек, зависит от его опыта. Ребенок впитывает многое из того, как родители к нему относятся — но также из того, как они воспринимают себя и мир вокруг.

Что делать

Синдром самозванца можно победить. Как утверждает Елена Станковская, срок для каждого человека свой, но чаще это вопрос месяцев. Центральная тема, “сердцевина” этого “синдрома” — это вопрос самоценности и идентичности. Кто я? Имею ли я право быть таким? На что я могу рассчитывать в этом качестве?

Путь исцеления — это путь исследования представлений о самом себе. Обычно человеку показывают: «у тебя получилось здесь, здесь и здесь тоже.» Возникает контраст с привычными ему представлениями и появляется возможность их обсуждать. Что человеку говорили когда-то раньше? Кто не замечал его достижения? Как он узнал, что глуп или некрасив?

«Порой люди всё ещё живут оценкой, полученной в детстве тогда нужно увидеть, кому она принадлежит, и спросить себя: может быть, она не точна? Если человек привык к постоянному восхищению, к идее, что успех всегда достаётся легко, и теперь из-за любых трудностей сомневается в себе эти установки стоит заменить на более реалистичные. Большинство побед действительно достигается посредством приложенных усилий»

Часто за синдромом самозванца скрывается история о том, что человек боится быть счастливым, как будто это приведет к ужасным последствиям и стыдится гордиться собой. Станковская советует понять, какой смысл для него имеет убеждение, что он не замечательный: «Не исключено, что он часто встречался с порицанием и теперь, будучи успешнее кого-то, чувствует вину. Можно обсудить это с близкими: каким они видят его, считают ли, что ему не следует относиться к себе хорошо».

Носители синдрома подстраиваются под ситуацию. Они боятся показать себя настоящих, скрывают мысли, чувства и желания, чтобы заслужить одобрение и поэтому чувствуют себя самозванцами. Доцент считает, что для них важно учиться самовыражаться все больше и больше и воспринимать коллективную обратную связь, учитывать позитивные оценки других. Задумываться: «Какие последствия меня ждут, если я представлю, что со мной все в порядке, даже если я не идеален?».

Текст: Елизавета Шапатина

Иллюстрации: Лиана Гайнутдинова

Редактор: Екатерина Воробьева