ZfvdQFxL34Q

По аналогии: съемка на пленку

В прошлом десятилетии на смену пленочным камерам пришли цифровые, казалось бы, намного более удобные в эксплуатации. Спустя время многие фотографы все равно отбрасывают современные девайсы и берут в руки старые пленочные фотоаппараты. Почему выражение «новое всегда лучше старого» не применимо к искусству фотографии, рассказали нам пятеро студентов Питерской Вышки, не выпускающие пленку из рук. 

Начало: пленка vs цифра

Иван Бурков, ОП «Политология и мировая политика», 3 курс

Я начал интересоваться фотографией в школе, сначала работал с мыльницей, которая была дома, потом купил себе простенькую зеркалку. Получалось вполне неплохо, но ярого желания заниматься этим на самом деле не было. Пытался изучить какие-то приемы, но чаще всего фотоаппарат оставался дома на полке. В 2015 году в Америке случайно увидел пленочный Canon в комиссионном магазине всего за 1$ и решил попробовать что из этого выйдет. Отфоткал один моток пленки и после этого отправил ее на полку, к своему цифровому брату. Но в 2017 году резко про нее вспомнил и теперь уже не могу выйти без неё из дома.

Арслан Каримов, ОП «Логистика и управление цепями поставок», 3 курс

Фоткать я начал в 2010 году. Тогда как раз был бум зеркальных камер за 30 тысяч, и каждая семья считала своим долгом купить такую, несмотря на то, что никто не понимал, как ей пользоваться, и все снимали на авто-режиме. Я этого не понимал. У меня была куча одноклассников с такими камерами, а у меня не было. Всякий раз кто-нибудь приносил ее, я просто подлетал к этому однокласснику и забирал камеру. Мне очень нравился сам звук спуска затвора, и я обожал сам выставлять экспозицию. Сначала я делал просто какие-то красивые картинки, пейзажи. Я смотрю сейчас на эти картинки, и они действительно красивые, но, с другой стороны, ничего особого. Дальше я пытался делать картинки со смыслом, то есть это было уже на уровень выше. Затем, переехав сюда, я начал делать портреты и понял, что это гораздо интереснее. Сначала я делал портреты друзей. Выходило вроде неплохо, но это тоже надоело: мне стало запросто сделать крутой портрет. Сейчас же я хочу полностью уйти в моду. И примерно год назад мне написала девочка, попросила ее поснимать. С собой у нее тогда была пленочная мыльница, я же никогда не пользовался пленкой. Она предложила мне взять, пофоткать на свою камеру, я согласился, купил пленку. Тогда я с друзьями пошел в клуб «Кислоты». Там я предложил нескольким незнакомым ребятам их пофоткать. Получилось неплохо. Сейчас я бы, конечно, так уже не снял и не выложил, но все же. Это был мой самый первый день с пленкой.

Настя Молчанова, ОП «Филология», 2 курс

Вы меня, конечно, можете закидать старой пыльной пленкой, но фотографировать я начала для души, а не ради какой-то высокой эстетической цели. Порой соберешься с друзьями в поход или поедешь на практику в Чувашию, и появляется сильное желание сохранить, запомнить. Вероятно, будет звучать банально, но у каждой пленки есть своя собственная душа. Смотришь на нее и улыбаешься. Фотографии с историей — это то, ради чего я и начала снимать.

Кристина Авоян, ОП «Политология и мировая политика», 3 курс 

В детстве я очень любила делать фотографии на пленочный фотоаппарат, который мне подарил дедушка. Он тоже всегда все снимал: и природу, и животных, и семью, и когда мы проводили лето на даче. Каждые два дня ездили проявлять пленку, — это была такая отрада! Такое блаженство, когда нам вручали конверт со свежими снимками! Потом, ближе к подростковому возрасту, это постепенно сошло на нет. Да и появилась уже цифра, мы щелкали на нее, но все равно распечатывали. У бабушки дома целый шкаф отведен под фотографии! Это занятие, конечно, не было чем-то профессиональным и концептуальным. Обычные любительские карточки. А лет в 13 я купила себе цифровой фотик и уже не могла с ним расстаться, мечтая о более навороченном, интересном. Однако мой пустой карман не позволил мне осуществить желание, и мы с друзьями довольствовались тем, что есть, и фотографировали абсолютно все время! Прогулка была не прогулкой без фотика. Ну, а когда у всех появились телефоны с камерами, он начал пылиться. И только на первом курсе я вспомнила о старой пленке, которая теперь всегда в сумке.

Артур Печёрских, ОП «Социология и социальная информатика», 1 курс  

Мой отец жил в Германии какую-то часть своей жизни, по обмену в 90-х, и он снимал на пленку. Потом привез сюда одну, и она лежала в холодильнике лет 20. Я нашел «Зенит» у него старый, это было в марте 2017 года. Решил эту пленку зарядить, позвал двух друзей в качестве моделей. Я встретился с другом, а подруга еще не приехала. Мы позвонили ей, а она такая: «Я сплю, скоро приеду». Ну, я иду с другом, фотографирую деревья, здания. И потом она нам звонит, говорит, что приехала, зовет нас подойти. В итоге мы возвращаемся, а ее сбил ее же автобус, зацепил. Не сильно, конечно, она просто упала, но всех из автобуса вывели, полиция приехала. Потом я эту пленку доснял в этот же день, пока был закат, но я ее никогда не проявлял и, наверное, не буду. Это как символ остался, пусть она останется непроявленной. Вообще, на нашем потоке каждый 10-ый фотографировал на пленку на момент начала года. И мы с тремя ребятами собрались и попытались сделать ярмарку. Подошли в отдел по воспитательной работе, поговорили с ними. Нашли фотографов, штук 30 в нашем кампусе, наделали открыток. Потом уже пытались сделать выставку, все контакты были, и вроде все были позитивно настроены. К тому же на ярмарке фотки покупали, мы какие-то деньги собрали.

Особенности пленки

Иван: Основная специфика — нужно подробно продумывать кадр (спойлер: не всегда обязательно) и долго ждать итогового результата. Совет, наверное — не бояться экспериментировать, испортить кадр и, наверное, ожидать шедевров. Возможно, это у меня кривые руки, но обычно самые простые и неожиданные кадры получаются лучше всего, а продуманные — наоборот.

Арслан: Дело в том, что с любой цифровой камерой дико сложно получить цвета, которые ты теоретически можешь получить на пленке. Насколько я знаю, художники задавали свое понятие о цвете и так создавали каждую пленку. В том, что у тебя цвета делает не компьютер, а они уже заданы, и тебе не нужно на постобработке их как-либо крутить, для меня самая главная разница. К тому же пленку ты можешь с собой куда-угодно носить, она легкая. Это, конечно, зависит от камеры, но я пользуюсь мыльницей, она маленькая. По части советов: стоит пробовать разные пленки, потому что каждая пленка, цветная во всяком случае, отличается значительно по цвету. Возможно, стоит найти какую-то свою определенную пленку, которая будет тебе по этому параметру нравиться, можно попробовать поснимать на ЧБ. Также стоит посмотреть разные камеры, их на рынке очень много. Например, многие мои друзья снимают на зеркальные пленочные фотоаппараты, там ты выставляешь абсолютно все параметры. Насчет кадра, это все субъективно, потому что каждый строит его, как он хочет. Конечно, нельзя забывать о фоне. Не стоит резать человеку руки на половине, стоит думать, снять на вспышку или без. Рекомендаций можно составить огромный список, но в то же время это все вкусовщина. Никакие учебники по фотографии не научат фотографированию. Они дадут какой-то узкий инструментарий, из которого сложно будет выбраться. И я советую никогда не ходить на курсы фотографии. Это все bullshit. Техническим моментам они научат, но не построению кадра. Изначально загонять себя в рамки на таком просторе для творчества очень глупо.

Настя: Как я уже сказала, в работе с пленкой есть что-то эфемерное. Есть только один кадр, причем совершенно неважно, получится ли он хорошим или плохим. Ведь в жизни у вас тоже не получится переснять события, удалить тот момент времени, когда лицо получилось не совсем красивым. Так же и здесь. Поэтому, думаю, нужно ловить не хороший кадр, а хороший момент жизни. Тогда фотография физически не может не получиться, это я гарантирую.

Кристина: Самое привлекательное в пленке — это то, что ты никогда не знаешь, что получится. То, что ты забываешь о каких-то снимках, а потом лыбишься до ушей, обнаружив их.
Хороший кадр — кадр с душой. Я стараюсь не делать постановочные фото, а ловить жизнь. Даже снимая архитектуру, пытаюсь поймать человека на фоне. Нет, не могу дать совет, надо просто чувствовать. Ну, в крайнем случае, повертеть камеру кругом — все просто. Если камера не автоматическая, понастраивайте экспозицию и прочие штуки. Попробуйте сделать один кадр с разными настройками — втянетесь и поймете.

 

Артур: Насчет специфики, мне важно, что фотография физически существует. Не на каком-то цифровом пространстве, а то, что они существуют как моток пленки, в материальном виде, то что ты его видишь, сам подстраиваешь. В принципе мне приятнее такие тактильные ощущения. Да и у пленки больше разрешительная способность, чем у цифры все еще. То есть если снимаешь на какой-нибудь большой формат, какая-нибудь пленка 4:6, то у тебя будет лучше качество, чем на даже самой хорошей цифре. К тому же, от съемки получаешь больше эмоций, каждый кадр более вдумчивый. По поводу советов, как поймать хороший кадр, то это ничем не отличается от цифры. Вообще, нужно просто походить по городу, посмотреть в разные стороны. То есть стоит искать какие-то сюжеты, они могут казаться будничными. Проблема, с которой сталкиваюсь я, в том, что я больше специализируюсь на уличной фотографии и мне зачастую неудобно снимать людей на улицах, но я с этим борюсь. Они особо не против, были, конечно, несколько прецедентов, но они мирно разрешились.

«Снимать на пленку сложно и дорого»?

Иван: Сложность только в том, что это дело небыстрое. Результат съемки можно ждать до месяца. Затратно — может быть, если сравнивать с цифрой. У меня уходит где-то 30 рублей за кадр, что не так уж много. Да, нужно купить пленку, проявить и отсканировать, но в этом же есть своя магия!

Арслан: Если ты живешь в Питере, то потратить 600 рублей на моток 36 кадров, которые у тебя могут даже не закончиться за месяц, — это дешево. Это 4 пачки сигарет. Потратить эти небольшие деньги ради каких-то очень крутых кадров, которые могут потом напоминать о хороших моментах или просто сделать кому-то крутую фотку на аватарку «ВКонтакте», это очень круто, мне кажется. И это стоит своих 600 рублей, это абсолютно копейки для такого. К тому же я думаю, что это несложно, даже если человек вообще никогда не сталкивался ни с пленкой, ни с чем.  Дать ему опять же какую-нибудь мыльницу, там вообще ничего сложного. Ты просто покупаешь моток, открываешь крышку, ставишь пленку. Если есть какие-то трудности, то можно зайти на YouTube и посмотреть туториал, как просто поставить пленку, это делается за 5 секунд. Несложно это еще потому, что сейчас мы не сидим у себя в комнатах и не оцифровываем фотографии, не проявляем негативы. Во-первых, времени нет, во-вторых, никому это не нужно. Просто приходишь в лабораторию, отдаешь пленку и тебе ее оцифровывают за ~200 рублей, отправляют на почту на следующий день. Это очень-очень просто. Сейчас такой бум на пленку, поэтому даже в провинции можно легко найти магазин. Можно вообще купить просроченную. Фишка в том, что на просроченной пленке появляются дефекты, цвета изменяются. Купив такую, ты можешь получить какие-то крутые визуальные, цветовые эффекты совершенно случайно. Она и дешевле в разы. Если вы захотите фотографировать на аналоговый фотоаппарат, то там посложнее. Нужно экспонометр покупать, если нет его в камере, нужно будет все настройки выставить, да и она сама по себе тяжелее.

Настя:  Конечно, пленка стоит денег. Прибавьте сюда проявку, и уже получится приличная сумма. Поэтому нужно решить для самого себя: «Готов ли я платить деньги за текстуру и эстетику? Оно мне надо?»

Кристина: Сложность только в том, что у тех, кто снимает на пленку, нет возможности моментально проверить кадр и исправить ошибку сразу же.  Затратно — безусловно. Однако если вы ловите кайфушку со своих снимков, это того стоит!

Артур: Было бы желание, на самом деле. Я думаю, что каждый, кто просто фотографирует на цифру, должен поснимать и на пленку, потому что это важный опыт, да и вообще интересно будет посмотреть, как фотография развивалась. Когда ты держишь в руках пленочный фотоаппарат, не мыльницу, а на котором ты можешь все параметры сам поставить, то ты понимаешь, как вообще работает фотография, как работать с настройками кадра. Может, это поможет и на цифру лучше снимать. Я снимаю пленку около месяца и не знаю, для кого-то стоимость может быть высокой, но для меня она приемлема. Здесь может возникнуть вопрос: «ЧБ или не ЧБ?» Он довольно-таки сложный для меня. Я слышал, что цветная пленка снимает одежду, а черно-белая — душу, интересно звучит. Просто с цветной ты по-другому выставляешь акценты, и там от цвета очень много зависит. Думаю, разумно будет чередовать черно-белую и цветную пленку.

 

Как подобрать фотоаппарат?

Иван: Мой первый фотоаппарат был мыльницей из комиссионного, на него я и сейчас иногда снимаю. Недавно купил советский шкальник — это такой, где нужно по шкале настраивать выдержку, диафрагму и резкость — с ним работать гораздо сложнее, но и интереснее! Можно, конечно облажаться с чем-нибудь, но я называю такие штуки творчеством. Купить бы посоветовал автоматическую мыльницу, они дают неплохой результат, ради которого не стоит париться. Знаю, многие мечтают о «Зенитах», но чтобы работать с ними, нужно понимать что-то в фотографии. Если вы снимаете на цифру в режиме «М», проблем у вас не будет, но если в «авто», то пока Зенит отложите.

Арслан: Стоит отталкиваться от умений и удобства. Я выбрал Olympus Mju II, потому что она легкая, быстрая, и там ничего не нужно делать. Просто открыть ее и сфоткать. Все. При этом у меня есть зеркальный фотоаппарат — Canon Mark 3. Он огромный, он тяжелый, неудобный совершенно. Ты хочешь, например, погулять по городу без сумки, без рюкзака, соответственно берешь просто эту «мьюшку», в карман брюк кладешь и все. Тебе больше ничего не нужно. Вообще, стоит посмотреть на то, как ты умеешь фоткать, разбираешься ли ты в технике, а также на удобства, которые тебе необходимы. Выбор камер огромный, столько названий, что все и не запомнить. Рекомендую обратить внимание на то, как они снимают, какой у них конструктив. К тому же камеры отличаются форматом плёнки: кропнутые, full frame, средний формат. Вообще, за 3-4 тысячи на «Авито» или в специализированных пабликах «ВКонтакте» можно очень хорошую камеру купить, поддержанную. Новые мыльницы сейчас не выпускают пленочные, насколько я знаю.

Настя:  Если вы, как и я, хотите фотографировать для себя и истории, то смело бегите в секонд хэнд или на «Авито». Там можно урвать достойный фотоаппарат буквально за 400 рублей. Большинство моих снимков до сих пор сделаны на старую-старую «Конику». Она маленькая и удобная, всегда можно носить с собой. А дальше уже сами будете разбираться в тонкостях дела и искать то, что вам больше нравится. Выбор действительно большой!

Кристина: Как и с любым музыкальным инструментом, вы возьмете какой-нибудь фотоаппарат, найденный он хоть на барахолке или в профессиональном магазине, и поймете, что это ваше дитя.
Ребятам, желающим серьезно этим заниматься, просто вдобавок нужно искать тот аппарат, что подойдет им по характеристикам, отвечающим их требованиям. Я пока думаю о поисках второй камеры, чтобы снимки были качественнее и ярче.

Артур: При покупке фотоаппарата нужно исходить из целей. Если ты хочешь поснимать тусовку и выложить пару фотографий в Instagram, то можно купить любую мыльницу, как мне кажется.  Вообще, стоит почитать заранее, понять, интересно тебе это или нет. Лично я последнее время фоткал на «Смену-8М». На «Смену» в принципе много хороших фотографий получается, она очень удобна для уличной фотографии. В карман куртки ее засовываешь и ходишь, снимаешь, особенно в метро, потому что если начнешь доставать «Зенит», то это заметно будет. Она шкальная, все думают что она детская, там же вместо привычных обозначений выдержки «солнышки», «тучки». Однако в целом она хороша. Как и все советские камеры, «Смена» плоха в темноте, но если есть солнце или какой-то источник света, то в принципе все клево. Вообще, я думаю, камера — это только инструмент. Намного важнее то, что видит фотограф.

Коротко о главном

Иван: Не бойтесь и не ждите многого. Еще прикольно фоткать друзей неожиданно. Получаются веселые, порой зашкварные кадры.

Арслан: Самое главное — попробовать поснимать одну катушку 36 кадров. Может быть друзей, портрет какой-нибудь сделать, выбраться на природу, поснимать там. Это будет очень интересный experience, ты можешь получить крутые вещи. И еще — не нужно сразу серьезно собираться и идти покупать камеру. Камеры могут быть у друзей, у знакомых, у родственников, у бабушек и дедушек.

Настя: Фотографируйте, чтобы помнить.

Кристина: Не думайте о деньгах, но не снимайте все подряд, у кадров должен быть характер!

Артур: Тут важно попробовать, пощупать, посмотреть, это важно. Однако я уверен, что вам понравится.

Текст: Влад Шатилов

Фото: оцифрованный пленочный архив героев

Редактор: Полина Малахова

Если Вы нашли опечатку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите сюда, чтобы проинформировать нас.

Также рекомендуем
Рассказываем про общежития питерской Вышки, в которые чаще всего заселяют студентов-первокурсников
Первое, с чем сталкиваются абитуриенты Вышки – сотрудники приемной комиссии. Спросили первокурсников об их впечатлениях о работе Приемки, а также сотрудников об их впечатлениях от абитуриентов
Вместе с четверокурсниками питерской Вышки проследили, как изменился стиль в одежде на протяжении 4 лет обучения в бакалавриате
Иллюстраторка и тату-мастер Злата Зива рассказала о влиянии НИУ ВШЭ на подход к творчеству, продвижении собственных стикеров и коллаборации мечты
Питерская редакция поговорила со студентами перезапустившими HSE Store в питерском кампусе о смелых решениях и условиях продуктивной работы