TRzZX6C2RvY

Елена Панфилова: о своем увольнении и работе с В. Касамарой

Экс-глава лаборатории антикоррупционной политики Вышки Елена Панфилова опубликовала текст, в котором рассказала о закрытии лаборатории, собственном уходе, вероятном увольнении преподавателя Александра Кынева. О своем увольнении по политическим причинам сообщила экс-сотрудница Лаборатории сравнительных социальных исследований Елена Сироткина. Выпускники ФСН рассказали об использовании подразделения факультета для политических целей ректора. Новость дополняется.

Панфилова прокомментировала ситуацию с возможным увольнением преподавателя Александра Кынева. Валерия Касамара в интервью «Новой газете» сказала, что в прошлом году Александр поставил некачественной работе хорошую оценку только из-за того, что она касалась Алексея Навального. Елена Панфилова в посте отметила, что была научным руководителем той курсовой работы и что студент защитил ее на 8 у другой комиссии. Это, в частности, противоречит словам Касамары о том, что изначально работе поставили низкую оценку из-за ее ненаучности:

«Что было точно не очень хорошего качества, так это поведение сотрудниц тогда ещё Лаборатории политических исследований (теперь Институт того же самого), которые, увидев вполне прямые в свойственной ему манере сформулированные цитаты Алексея Навального в экспертном интервью, подшитом к работе, устроили форменную истерику. И да, если кто захочет поспорить, практически весь день 29 июня прошлого года, когда проходила защита, от и до у меня задокументирован так или иначе (сообщения разные, смс, звонки и так далее). Обе данные сотрудницы предложили поставить работе «два» (неудовлетворительно). Коллега Александр Кынев, бывший в той же комиссии, кинулся на амбразуру. Ну да, все наговорили в запале друг другу. Но факт остаётся фактом: вот последнее сообщение мне коллеги Кынева в тот день. А сегодня его «уходят» с факультета. Его, с его прекрасным индексом Хирша и с лекциями, которые студенты политологической магистратуры считают чуть ли не одними из самых полезных по политической регионалистике.

Знаете, как это называется? Это называется политическая цензура и мелкая, гнусная месть»

Панфилова также рассказала о давлении, которое, по её словам, оказывалось на деятельность лаборатории:

«Мне поступил первый звонок: остановить или дезавуировать одно расследование — Кампус! Нам нужен кампус! А у вас — мама Хуснуллина; потом второе — у вас на Летней школе про блокчейн и коррупцию затевается оранжевая революция. Стало понятно, что нашей Лаборатории в Вышке не дадут работать».

Панфилова считает, что Валерия Касамара злоупотребляет административным ресурсом на выборах. Елена заявила, что у некоторых сотрудников Института прикладных политических исследований (директоров которого является Касамара) в «служебные обязанности» входит «информационно-аналитическое сопровождение деятельности ректора, связанной с его участием в работе Московской городской Думы».

Елена Панфилова уволилась из Вышки 19 июля 2018 года. Она руководила Проектно-учебной лабораторией антикоррупционной политики НИУ ВШЭ. Тогда многие СМИ писали, что руководство университета вынудило ее уволиться из-за слишком активной антикоррупционной деятельности лаборатории. 3 сентября 2018 Meduza сообщила о том, что из лаборатории уволилась большая часть сотрудников, а новый руководитель «не хочет заниматься политической коррупцией». Подробнее о ситуации мы писали в материале.

После того, как Панфилова опубликовала пост, о ситуации с использованием административного ресурса на ФСН высказалась другая бывшая сотрудница Лаборатории сравнительных социальных исследований Елена Сироткина. Она рассказала, что уволилась из Вышки по политическим причинам вследствие давления со стороны руководства Вышки на нее и ее лабораторию. По ее словам, давление оказывалось из-за научного проекта по исследованию активистов Алексея Навального. Она утверждает, что давление оказывала Валерия Касамара — она позвонила ей и потребовала отчет о проекте.

«Чтобы обезопасить коллег, я была вынуждена уволиться и продолжить исследование уже как независимый/безработный ученый»

Также она выразила поддержку Александру Кыневу. О ситуации на ФСН высказались и двое его выпускников. Майкл Наки, журналист радио «Эхо-Москвы» и выпускник ОП «Политология» 2016 года, написал в своем Telegram-канале, что его университет «превратили в фабрику поддержки политических интересов власти».

Более подробный текст опубликовала его однокурсница Юлия Архипова. Она рассказала, как в 2014 году Лаборатория Политических Исследований (ЛПИ) частично превратилась в избирательный штаб ректора Ярослава Кузьминова, а после его избрания в Мосгордуму выполняет функции аппарата депутата МГД Кузьминова. Архипова рассказала, как попыталась добиться официальной информации о финансировании ЛПИ, и обратилась к председателю Студсовета Дмитрию Шминке. По ее словам, вопрос замяли, а вскоре на нее было оказано давление:

«Мне приходит звоночек характера «ну ты же хочешь закончить университет», а у меня впереди ГОСы и диплом»

По словам Архиповой, после того, как она окончила Вышку, преподаватели из той части ЛПИ, которая выполняла функции депутатского аппарата Кузьминова, стали вести все больше курсов у студентов. Она утверждает, что под предлогом «практикоориентированности» вся программа по политологии «рискует превратиться в аппарат депутата Валерии Касамары» в случае ее избрания в Мосгордуму. Архипова считает, что уже сейчас программа утратила свою академическую ценность:

«То, что предлагается администрацией Вышки сегодня как ОП «Политология», прошу таковой не считать. Можете назвать ее ОП «Москвоведение и основы любви к Родине»

The Vyshka запросила официальный комментарий у Валерии Касамары, но отказалась комментировать ситуацию, уточнив что вопрос находится вне её компетенции. Директора по информационной политике Вышки Антон Назаров на момент публикации не ответил на вопросы нашего корреспондента.

Текст: Даниэль Нижник, Олег Ян

Редактор: Светлана Киселева