жуков

Все за одного: как преподаватели ВШЭ высказываются о деле Егора Жукова

2 августа после ночных обысков по делу о «массовых беспорядках» на 2 месяца был арестован студент Вышки Егор Жуков. Вместе с ним по делу, которое уже получило неофициальное название «Дело 212», были арестованы студент МГТУ им. Баумана Даниил Конон и студент РГУ им. Косыгина Валерий Костенок. Первым объединилось и начало оказывать реальную помощь задержанным студенческое сообщество Вышки. Студенты регулярно проводят пикеты, собирают поручительства и средства на адвокатов, а также организовывают передачки в СИЗО.

Однако сами вузы институциональной поддержки пока еще не оказывали, а некоторые даже пригрозили студентам отчислением за участие в митингах. При этом в Вышке о своей поддержке задержанных открыто объявили многие сотрудники и преподаватели. Пересказываем вам посты из Facebook, интервью на Дожде и колонки в Московском комсомольце: кто из преподавателей и как высказывался о массовых протестных акциях и задержанных студентах, в частности, о Егоре Жукове. Спойлер: не все из них поддерживают арестантов по 212 статье.


UPD 2:15 19.08.19: Со схожими заявлениями касательно массовых протестов и темы «университета вне политики» в разных медиа выступили 6 преподавателей Вышки: Декан ФСН Андрей Мельвиль, декан ФКМД Андрей Быстрицкий, профессор ФСН Леонид Поляков, профессор ФКМД Дмитрий Евстафьев, профессор ФГН Елена Пенская и профессор ФКМД Александр Шпунт. Все публикации вышли в один день, 18 августа. На это обратил внимание Telegram-канал Маслина FM.


7 августа в эфире «Дождя» на круглом столе по делу Егора Жукова выступили несколько преподавателей ВШЭ. Профессор ФКМД Александр Архангельский не присутствовал в эфире лично, но по видеосвязи высказался в поддержку студента:

«Иногда говорят, что его надо защищать, потому что он хороший и правильный. Даже если бы он был неправильный, его все равно нужно было бы защищать по той простой причине, что он ничего предосудительного не совершил. Это сфальсифицированное дело, как и многие другие дела. Этого вполне достаточно, чтобы мы, люди разных позиций, разных взглядов, разных ориентаций, объединились вокруг простого вопроса: может ли человек, ничего не совершавший, отвечать за свои действия перед судом? Нет, не может»

Также Александр Архангельский не согласился с комментарием о том, что руководство Вышки не оказывает какой-либо организованной поддержки задержанному Егору Жукову. По его словам, стоит обращать больше внимания на публичные действия. Так, он отметил, что Валерия Касамара одновременно как проректор университета и кандидат в депутаты Мосгордумы «активно способствовала сбору поручительств за Егора». «Каждый должен заниматься своим делом», — подчеркнул Архангельский. Кроме того, он прокомментировал последние высказывания ректора МГУ Виктора Садовничего и ректора МПГУ Алексея Лубкова: «Я с трудом представляю себе ректора, который рекомендует студентам ходить на митинги, но я [хорошо] представляю себе ректора, который не будет за это преследовать. Вуз обязан защищать своих студентов, даже если ректорат с этими студентами не согласен. Тем более, если эти студенты ничего предосудительного не совершали».

Доцент Школы философии Кирилл Мартынов в эфире «Дождя» отметил, что ожидает более активной реакции от профессорско-преподавательского состава на дело Егора Жукова, если ситуация не изменится к осени, когда все вернутся из отпуска. Доцент также указал, что задержание студента именно Высшей школы экономики оказалось грубой ошибкой, поскольку декларируемые ценности университета — это «не просто официальные кричалки».

«Если Высшая школа экономики не будет защищать Егора Жукова, то это будет означать, что наши студенты плохо учились все эти годы, а мы их плохо учили. Общественная кампания, которая развернулась сейчас, свидетельствует как раз об обратном»

Также он выразил гордость за объединившихся студентов и надежду, что в будущем к кампании активно присоединятся и выпускники Вышки.

Проректор ВШЭ и кандидат в депутаты в Мосгордуму Валерия Касамара в эфире подтвердила, что Егору Жукову не грозит отчисление и вуз готов пойти ему навстречу и дать возможность закончить обучение. Проректор заявила, что готова откликнуться на подсказки коллег о том, как еще она может помочь задержанному студенту. В ответ на это поступило предложение сняться с выборов в Мосгордуму. Касамара ответила:

«Я отношусь к этому как к нелепой шутке, потому что понимаю, что это никоим образом не отразится на судьбе Егора. Если коллеги хотят ярких символических шагов, то это, наверное, не ко мне. Если коллеги хотят реальной поддержки, то давайте обсуждать, что еще мы можем сделать»

Политолог Александр Кынев высказался о неэффективности массового уголовного преследования протестующих:

«Чем больше людей попадает под каток репрессий, тем больше вовлекается количество сочувствующих. Потому что каждая новая жертва репрессий представляет какую-то социальную группу, у нее есть друзья, родственники, коллеги»

Так, на примере Вышки Кынев объясняет, как уголовные дела против задержанных студентов приводят к политизации вузов.

Декан Факультета социальных наук Андрей Мельвиль на своей странице в Facebook опубликовал открытое письмо сотрудников и преподавателей НИУ ВШЭ в Следственный комитет РФ и Московский городской суд. Подписавшиеся высказали свое несогласие с обвинениями в отношении Егора Жукова и призвали закрыть уголовное дело против него и других протестующих. Но на своей странице в Facebook Мельвиль косвенно отметил, что университет — не место для пропаганды политических взглядов: «Наш главный капитал <…> это «неполитическая» экспертиза по вопросам экономики, общества и политики».
Похожее открытое письмо опубликовала профессор Департамента медиа Анна Качкаева. Его подписали более 300 преподавателей и сотрудников Вышки «с разных факультетов и из всех трех региональных кампусов университета». Под открытыми письмами, в частности, не стоят подписи сотрудников Института прикладных политических исследований, которым заведует Валерия Касамара.

Руководитель Школы философии Владимир Порус присоединился к поручительству за Егора Жукова и подчеркнул свою уверенность в невиновности студента:

«Вина его не доказана, и, насколько могу судить, обвинение строится на лжесвидетельствах. Считаю, что судебная процедура не должна быть сведением счетов с юношей за его политические взгляды. Нельзя ломать жизнь талантливому юноше, это негуманно и несправедливо»

Профессор ФГН Гасан Гусейнов выступил за отмену уголовного преследования против участников акции 27 июля. Ранее он также высказывался в поддержку протестующих студентов. Также 14 августа в Новой газете Гусейнов опубликовал колонку о том, почему Егора Жукова и других арестованных по 212 статье УК РФ нужно освободить. Профессор обратился к работникам юстиции с просьбой привлечь к ответственности тех, кто «приказывал силовиками развязать в Москве массовые беспорядки в июле-августе 2019 года».

«Им [властям] не удалось спровоцировать дисциплинированных граждан, но закон нарушили именно они — избиениями и задержаниями людей без всяких на то оснований», — подчеркнул профессор ФГН

Кроме того, с обращением к руководству российских университетов выступила Американская ассоциация преподавателей славянских и восточноевропейских языков. Члены ассоциации выразили поддержку Егору Жукову и Даниилу Конону и потребовали их немедленного освобождения.

Студенческий журнал DOXA помимо открытого письма в поддержку Егора Жукова опубликовал похожее письмо в поддержку студента Бауманки Даниила Конона. Под ним подписались и преподаватели Вышки: доцент департамента политической науки ФСН НИУ ВШЭ и 1-й замдекана ФСН Михаил Миронюк, профессор департамента истории НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Адриан Селин и старший преподаватель Школы культурологии Анна Грешных. Также открытое письмо опубликовало братство выпускников МГТУ им. Баумана.

Открытого письма в поддержку другого студента Валерия Костенка не создавалось. 27 июля он дважды бросил пластиковые бутылки, одна из которых попала в каску полицейского. Свою вину Костенок признал на суде.

Судебное заседание, на котором рассматривалась апелляция по изменению меры пресечения для Егора Жукова и Даниила Конона, прошло 15 августа в Мосгорсуде. Поддержать студентов пришли академический руководитель ОП Политология Илья Локшин, профессор Департамента политической науки Святослав Каспэ, старший преподаватель Департамента политической науки Вера Абелинскайте, старший преподаватель Школы философии Виктор Горбатов и проректор НИУ ВШЭ Валерия Касамара. Касамара также опубликовала пост, где сообщила, что разочарована решением Мосгорсуда: «Сейчас надо продолжать добиваться, чтобы и Егор, и все арестованные по этому делу вернулись к своим семьям».

Илья Локшин опубликовал лонгрид на своей странице ВКонтакте. Он отметил, что, по его мнению, Жуков не должен находиться в СИЗО. Но Локшин указал также на неоднозначность своей позиции, поскольку открытая поддержка студента нарушает «политическую нейтральность университета»:

«Могу ли я поддерживать своего студента Егора Жукова в деле, которое считаю политически окрашенным, но при этом не способствовать вовлечению Вышки в политические перипетии? <…> Как член корпорации под названием «НИУ ВШЭ» я хочу, чтобы Вышка оставалась университетом и не превращалась в политическую партию. Я очень хочу, чтобы интеллектуальные добродетели, воспитываемые университетом, сами по себе не повышали шансов оказаться в тюрьме. В настоящей же ситуации я — как частный человек — буду в рамках закона поддерживать Егора в надежде на то, что его отпустят под домашний арест, а потом освободят»

Не все преподаватели выразили свою солидарность с обвиняемыми по делу о массовых беспорядках студентами. Профессор Департамента политической науки Леонид Поляков подписался под обращением членов Совета по правам человека к гражданам с призывом не поддаваться на провокации на несогласованных митингах и соблюдать общественный порядок. На своей странице в Facebook Поляков также отметил, что, по его мнению, не стоит выдумывать «несуществующих репрессий инакомыслящих».

Марк Урнов, профессор ФСН, опубликовал пост, в котором раскритиковал открытое письмо политологов в поддержку Жукова и отметил, что оно способствует лишь «нагнетанию атмосферы». Он также предположил, что «куда более конструктивными были бы усилия», направленные, в частности, на обеспечение задержанных адвокатами и «предотвращение практики перерастания законных акций протеста в противозаконные». Напомним, что сейчас с задержанными студентами уже работают адвокаты из «Агоры», а инициативные группы поддержки собирают деньги для оплаты юридической помощи и передачек — так, Егору Жукову уже собрали больше 2 миллионов рублей.

18 августа профессор и декан факультета коммуникаций, медиа и дизайна Вышки Андрей Быстрицкий опубликовал заявление на «Московском Комсомольце» от лица «членов академической корпорации — преподавателей и студентов». Он отметил, что главные ценности Вышки — это свободная научная мысль и открытое образование: «И мы не хотели бы видеть наше будущее погубленным ради конъюнктурных политических желаний». Напрямую в поддержку задержанных студентов декан не высказался и заявил, что университет не должен втягиваться в политику. Он также прокомментировал недопустимость разделения на своих и чужих внутри сообщества Вышки:

«ВШЭ открыта для людей с самыми разнообразными взглядами, хотя бы потому, что жизнь университета куда глобальней, шире и существенней политических дебатов. Ни в коем случае нельзя допустить разделения на своих и чужих. В стенах университета не может быть охоты на ведьм — либеральных или консервативных, все равно»

Быстрицкий указал также, что университетское сообщество состоит из «примерно 50 000 индивидуальностей», и отметил, что одна часть этого комьюнити не может репрезентировать всех его участников: «Какой-то удивительно советский, если не сказать тоталитарный привкус». Сам декан, напомним, опубликовал заявление от лица «академической корпорации профессоров и студентов».

Похожая публикация вышла в тот же день на Комсомольской правде от лица Елены Пенской, профессора ФГН:

«Но меня в данной ситуации тревожит вот что: все эти выступления проходят под именем университета, втягивая его в политику, используя в ВШЭ политических целях. Отдельные группы выступают от имени всего университета, что неизбежно вызывает политические конфронтации, разделение на своих и чужих по идеологическим принципам. Война меморандумов вовлекает университет в атмосферу внутренних баррикад, опасного напряжения и раскола. И в этом я вижу реальную опасность и серьезные риски»

Текст: Анастасия Елфимова

Фото: Новая Газета
Редактор: Светлана Киселев
а