Посмотреть и обсудить: киноклубы ВШЭ
В Вышке существует множество студенческих организаций. Среди них есть киноклубы, в которых можно не только посмотреть кино, но и обсудить его с другими студентами. Там часто проходят лекции, а в обсуждениях участвуют люди, непосредственно связанные с индустрией кино. Мы поговорили с организаторами и узнали, как создаются и функционируют киноклубы.
Клуб страшного кино школы философии НИУ ВШЭ «Ужасы на Басманной»
Никола Лечич — руководитель клуба «Ужасы на Басманной», преподаватель школы философии
Следить за анонсами можно в группе ВКонтакте.
Создание киноклуба
Создание клуба страшного кино — это следствие подхода его руководителя к преподаванию философии и его мировоззрения как философа.
«Я часто на лекциях давал примеры из фильмов ужасов: они очень хорошо передают философские идеи, и они находили отклик в аудитории. Поэтому я подумал: а почему не делать это все организованно?»
У будущего руководителя уже был большой материал по десяткам фильмов ужасов, которые он преобразовал в лекционную форму. Название «Ужасы на Басманной» — это эхо названия «Кошмар (ужас) на улице вязов».
Выбор жанра
Никола Лечич считает, что фильмы ужасов и философия очень похожи друг на друга по своему воздействию на человека. «Философия и ужасы должны быть суровыми, прямолинейными и бескомпромиссными в оголении истины. Такая простота подхода ценная, поскольку жизнь очень короткая».
Организатор киноклуба хочет научить людей чувствовать страх, ведь, по его словам, страх — необходимая составляющая полноты палитры человеческих ощущений. «Как и все другие ощущения, страх сильно притуплен современным стилем жизни. Считаю большим успехом, когда студент сообщает мне, что фильм, кажущийся ему раньше «совсем не страшным» — а так часто говорят о наших фильмах, теперь стал источником леденящего и глубочайшего ужаса».
Как проходят кинопоказы
До кинопоказа руководитель киноклуба делает вступительную часть лекции на 20–30 минут, в которой объясняет, на что надо обратить внимание при просмотре. В клубе «Ужасы на Басманной» не занимаются киноведением, не исследуют биографию автора, не изучают, кто на кого «повлиял». Здесь смотрят на фильм как на самостоятельное произведение искусства. «Хороший фильм действует на нас, потому что играет по струнам важных идей, общих для всех людей одной цивилизации». Никола Лечич, как историк философии, до фильма говорит о том, какие мыслительные плоскости фильм пересекает.
А после фильма рассказ продолжается: преподаватель объясняет, как работает фильм в рамках структур западного мышления. Иногда лектор трактует фильмы через различные философские концепции. По мнению преподавателя, идейные составляющие многих фильмов, сильно на нас действующих, связаны с важными точками истории человеческой мысли. Все показы и лекции проходят в полной темноте.
Запоминающиеся кинопоказы и интересные моменты
«Любимые показы — те, на которых я вижу, что публика ощутила, что мы пошли по неизведанной территории мыслей и чувств». Такими, на взгляд организатора, получились показы «Колдуна» (Авати, 1996), «Лестницы Иакова» (Лайн, 1990), «Подглядывающего» (Пауэлл, 1960) и «Бесстрашных убийц вампиров» (Полански, 1967).
«Интересность моментов обусловлена жанром», — говорит руководитель киноклуба.
«Сложно забыть момент, когда я после показа «Колдуна» Авати говорю об идее главенствования Сатаны в универсуме, а на улице начинается звук грома, хотя казалось, что день был ясным»
Проблемы и трудности
Проблемы, с которыми сталкивался Никола Лечич, технической природы и, по его словам, довольно банальные: в Вышке мало аудиторий, в которых можно сделать тьму, необходимую для показа, а множество технических приспособлений порой «живут своей жизнью».
Любимые фильмы и режиссеры
Сегодня любимый фильм ужасов преподавателя школы философии — «Глаза без лица» (Франжю, 1959). По словам организатора, это визуально-звуковой шедевр, построенный ради последних 40 секунд. И в этих 40 секундах зрители с безлицей главной героиней и ее белой маской буквально уходят в другой мир страшнейшей мифологии. «Фильм в умело построенном рассказе переплетает в себе столько нитей вопросов человеческой экзистенции, мифотворческой древности, архетипов классических трагедий, и это настолько круто, что, как говорят, голова кружится. Научиться смотреть такие фильмы, и еще почувствовать страшное — цель существования «Ужасов на Басманной».
«Черный список»
Руководителя и зрителей интересует «глубочайший экзистенциальный и космологический страх». Поэтому Никола Лечич никогда не покажет фильм ужасов, который дешево использует глубокие страхи, волнения и переживания для создания банальных одноразовых испугов: «Не покажу большинство фильмов, считающихся сегодня «ужасами».
Отличия от других киноклубов
По словам руководителя, «Ужасы на Басманной» — не совсем «клуб», это цикл авторских лекций. Дискуссия в клубе «Ужасы на Басманной» больше похожа на семинар, модерированный преподавателем.
Посетители киноклуба
Никола Лечич описывает посетителей своего киноклуба как храбрых и внимательных людей. «Они храбрые потому, что на наших встречах мы серьезно окунаемся в лабиринты мыслей, идущие вразрез со всеми общепринятыми и тем самым уютными мировоззренческими установками». Среди зрителей-семинаристов есть те, кто не пропустил ни один из 49 семинаров за полтора года. А некоторые даже писали курсовые работы на тему ужаса.
Будущее
В клубе прошли показы 45 фильмов ужасов. А в запасе у руководителя есть материалы по множеству кинокартин. В мыслях у преподавателя школы философии создание факультатива «Философия ужаса»: «[факультатив] будет идти параллельно с показами, где те, кто хочет максимально посвятиться и стать мастером ужаса, может прочитать необходимые литературные и философские произведения, систематически посмотреть все фильмы, которые в клубе не успели увидеть, и еще заработать академические баллы, сдавая экзамен».
OPIA
Ксения Вахрушева — координатор киноклуба «OPIA»
Следить за анонсами можно в группе ВКонтакте.
Как проходят показы
У клуба документального кино OPIA существует отлаженная система кинопоказов. Зрители регистрируются на событие в интернете, а потом приходят на сам показ. Иногда организаторы беседуют со зрителями до показа. На обсуждение фильма обычно приходят авторы: режиссеры, монтажеры, операторы, продюсеры. «Самая важная часть показа — разговор после показа». Команда киноклуба OPIA очень ценит, что каждый показ проживается совместно с автором и зрителями.
Любимые и запоминающиеся показы
Показ фильма «Насквозь» — один из любимых у организатора. На него пришла режиссер фильма Ольга Привольнова и герои картины. Этот фильм о студентах-первокурсниках школы-студии МХАТ, учеников театральной мастерской Брусникина. Они едут на поезде Москва – Владивосток и собирают истории из жизни своих попутчиков, чтобы в дальнейшем сыграть их на сцене в спектакле-вербатиме (документальный спектакль, состоящий из реальных монологов или диалогов обычных людей — прим. The Vyshka). Показ и обсуждение, по мнению Ксюши, получились очень трогательными и честными.
А одним из самых важных событий для команды является показ фильма «B-movie» во время фестиваля культуры Западного Берлина. Ребята организовали трехдневный фестиваль с лекциями, кинопоказами и вечеринкой закрытия.
Любимые фильмы
Одним из любимых документальных фильмов Ксюши является «Кроссворд» Софьи Данилиной — кино про сложные, нежные, забавные отношения взрослого сына с пожилой матерью. «Этот фильм совершенно удивительный для меня по своей способности передать тонкую материю человеческого взаимодействия». Ксюшу также восхищают работы Ксавье Долана и Уэса Андерсена: «их художественные приемы, язык, которым они говорят со зрителем, и визуальная составляющая хорошо передают авторскую систему понимания мира».
«Черный список»
В «черный список» OPIA заносит фильмы, снятые без уважения к герою.
«Фильм, в котором нарушаются человеческие границы, а материалы добываются неэтичным способом, не будет показываться, ведь организаторам важен честный подход к герою, который знает, что его снимают»
Трудности и проблемы
У клуба существуют и свои проблемы — в университете почти невозможно найти помещение, которое полностью подходило бы для просмотра фильмов. Зритель и организаторы должны чувствовать себя комфортно.
Будущее
Сейчас главный интерес команды организаторов — различные подходы к показам. Именно поэтому был создан фестиваль культуры Западного Берлина. Организаторы хотят «потрогать» документалистику с разных сторон, используя различные медиаприемы.
Белый шум
Наталья Богатырева — руководитель киноклуба «Белый шум»
Следить за анонсами можно в группе ВКонтакте.
Как создавался киноклуб
Когда клуб создавался, команда решила придумать собственную тематику: слушать о кино от людей, которым оно дорого. И не просто слушать лекции и смотреть кино, а главное — обсуждать его. «Очень часто после просмотра фильм забывается, мы не погружаемся в него». Целью клуба стало «погружение в кино». Идея названия пришла подруге Наташи. Это название не просто понравилось ребятам, оно еще и совпадало с задумкой киноклуба — привнести больше осмысленности в просмотр кино.
Как проходят показы
Сначала организаторы приглашают интересного спикера, и он уже выбирает фильм, о котором хочет поговорить. Как правило, спикер готовит вопросы и темы для обсуждения. В клубе смотрят абсолютно любые фильмы, предложенные спикером. Если предложенный фильм известен наличием сцен насилия или секса, показ таких фильмов ребята не рискуют согласовывать с администрацией корпуса и не показывают их.
Также организаторы и зрители вместе ходят в кино, а после обсуждают его, сидя в кафе. Участники клуба смотрят новинки и ретроспективы. «Не всегда друзья хотят идти с тобой на какой-то фильм, а так как мы клуб, больше вероятность найти кого-то, кто захочет пойти».
Запоминающийся показ
Одним из запоминающихся показов для Наташи стал недавний показ с режиссером Никитой Ордынским, который снимает короткометражки по инди-играм. Организаторы и зрители смотрели фильм «Третий человек» Орсона Уэллса. Спикер рассказывал о фильме и поделился множеством интересных фактов «из закулисья» короткого метра.
Трудности и проблемы
За время существования клуба команда сталкивалась с организационным проблемами, которые обычно не были связаны с самим показом.
«Однажды спикер не смог прийти на сам просмотр, опоздал и пришел только на обсуждение, потому что сосед закрыл его на балконе»
Посетители клуба
По словам Наташи, в клуб приходят разные люди, которые любят кино. Кто-то приходит посмотреть конкретный фильм, потому что его любит, кто-то приходит как постоянный зритель, а кто-то — потому, что знает спикера и интересуется им.
Например, на встречу с Кириллом Мартыновым, преподавателем, философом и публицистом, пришло очень много ребят, потому что он довольно популярен среди студентов. А один из нынешних спикеров раньше приходил на показы в качестве участника.
Будущее
В будущем команда «Белого шума» планирует найти преемников и заняться дизайном: продавать сумки с собственным логотипом. Наташа также хотела бы сделать киноклуб независимым от Вышки.
Текст: Александра Морозова
Редактор: Анастасия Ларионова
Фотографии: предоставлены героями материала