Фотопроект: увлечения студентов
Несмотря на лекции, сессию и дедлайны, многие студенты находят время, чтобы заниматься творчеством. Для кого-то это хобби или возможность выплеснуть свои эмоции на тренировке, а кто-то превращает свое детское увлечение в профессию.
Анна Скубко, МГУ
Я начала заниматься керамикой в восьмом классе, когда поступила в Тимирязевскую художественную школу. Те, кто до этого там учился, сами могли выбрать спецкласс: батик, гобелен, графика, — а меня сразу определили на керамику.
Я закончила художку в одиннадцатом классе и на долгое время забросила это дело — поступила в университет, изучала международные отношения. Время от времени я рисовала, но чтобы заниматься лепкой, нужны помещение и печь. На втором курсе магистратуры я снова увлеклась керамикой и поняла, что многое помню, и процесс захватил меня. Бывает, что захватывает ненадолго, а тут очень даже надолго.
Я познакомилась с девочкой, у которой было свое производство посуды, при этом она заканчивала психологический факультет.
Тогда у меня возникла мысль, что человеку необязательно дальше идти по своей специальности, потому что он мог выбрать ее ошибочно, как я, например. И если ты видишь то, чем хочешь заниматься, твое образование не должно тебя останавливать
Знания из художки частично забылись, в какой-то мере их было недостаточно для того, чтобы увлечение переросло в профессию. Я начала постепенно сама расти, сделала пару кружек на продажу, работала в разных мастерских и планомерно шла к тому, чтобы открыть свою. Изначально я хотела делать посуду на продажу, но потом поняла, что мне больше нравятся мастер-классы.
В гончарном деле мне нравится, что сразу виден результат. Когда я работала в большой международной компании, я что-то делала целыми днями, но из-за бюрократии не понимала, приносит ли это хоть какую-то пользу. В случае с керамикой ты сел за круг, посидел полчаса и уже видишь результат. А еще мне нравится учить людей, тут тоже виден результат от того, что ты делаешь, и это здорово.
Часто мне приходится заниматься всем подряд. У меня очень большая сфера деятельности: я преподаю, делаю что-то на продажу, разрабатываю новые мастер-классы, занимаюсь рекламой, закупкой всех материалов, общением с партнерами. Когда у тебя много разных дел, ты всегда можешь переключиться на что-то новое.
Если одна задача надоела, всегда можно помыть полы, как я обычно говорю
Мурат Бакеев, НИУ ВШЭ
Я давно занимаюсь музыкой. В доме, где мы жили, стояло пианино, и моя мама решила пригласить учительницу фортепиано давать уроки мне и моей сестренке. Потом я начал ходить в музыкальную школу, играл там академическую программу, ездил по конкурсам, довольно серьезно занимался. В старшей школе я ходил на уроки композиции и сочинил самую значительную пьесу за всю мою карьеру в академической музыке — трехчастную сюиту для скрипки и фортепиано.
Я уехал из Казани в Москву учиться в Вышку и немного отошел ото всей это академической истории: занимался джазом, импровизировал. На музыкальной почве я сошелся со своим одногруппником, и мы начали писать совместный материал. Начиналось это как некий рок, а потом сместилось в какую-то шумовую электронную экспериментальщину. Когда мы нашли вокалиста Диму, записали альбом и сняли клип. Наша группа называется «энкодер», и сейчас мы находимся в законсервированном состоянии, но, думаю, мы еще соберемся.
Недавно мы с Сашей начали делать записи в жанре лоу-фай хип-хоп с гитарами. Для этого я приобрел электронные синтезаторы и начал далеко уходить от своего пианистического бэкграунда. Еще в «энкодере» я играл на ромплере, где возможности по работе со звуком, его трансформации и использованию разных звуковых эффектов ограничены. А тут чистая электронная музыка.
То, как я делаю музыку, происходит случайно. Во время этих импровизаций появляются идеи, которые можно развивать в какие-то более оформленные вещи. Конечно, есть какие-то образы, впечатления, которые вдохновляют, но здесь нет прямой связи. Нет такого, что ты понабрался впечатлений и дал им выход в виде музыкальных идей. Большую роль играет случайность. Наверное, и вдохновение случайно приходит.
София Кускова, МГПУ
Я занимаюсь на воздушных полотнах больше двух лет. Я смотрела сериал «Милые обманщицы» и однажды увидела в инстаграме фотографию одной из актрис, где она на полотнах, а я тогда еще не знала, что это такое, и думала, что в Москве нет такой секции. Позже оказалось, что моя знакомая тоже давно хотела заниматься на полотнах и даже уже нашла школу. На первое занятие мы пошли вместе: попробовали себя в этом чудо-спорте и остались в нем.
Когда я начинала заниматься полотнами, я училась в колледже. Потом пришло время писать диплом, готовиться к поступлению в вуз, на хобби у меня времени не оставалось. Позже я продолжила заниматься, но уже не в такой усердной форме — чисто для себя.
Я не знаю, буду ли развиваться дальше в этой области. Раньше мне хотелось пройти аттестацию и стать тренером, но сейчас я понимаю, что для этого нужно иметь профессиональное спортивное образование. Для меня же полотна — дебют в спорте. Но, думаю, это мне еще пригодится, потому что я творческий человек, и с детства творчество — часть моей жизни.
Мне всегда очень хотелось совместить то, что я умею, с тем, что я научилась делать. В результате мне удалось поставить номер, который до этого не ставил никто — вокал на полотнах. Я хотела развивать это дальше, но пока не представилась такая возможность. Мне нравится, что полотна — не очень известный вид спорта или искусства, но его всегда можно куда-то вклинить, и получается красиво.
Когда я начала заниматься на полотнах, я поняла, что могу летать, как птица. Но до сих пор перед каждым обрывом я боюсь отпустить руки, упасть, даже осознавая, что несколько раз перемотала себе ноги для безопасности. Преодоление себя — это очень круто. Ты понимаешь, что способен сделать гораздо больше, чем ты думаешь. Это огромная разрядка, порция вдохновения и даже успокоения.
Когда мне было очень плохо на душе и казалось, что из этого состояния уже не выйти, я приходила на тренировки и оставляла все там
Ты лезешь вверх, начинаешь крутиться, потеть, и весь твой гнев, депрессия, страхи просто уходят. Ты выходишь из зала сильным, обновленным и уверенным в себе человеком.
Я восхищаюсь профессиональным спортсменами, которые выступают в цирке. Возможно, для зрителя это просто красиво. Но когда ты имел возможность к этому прикоснуться, понимаешь, какую огромную работу проделал человек, выполняющий номер, который для зрителя длится три минуты. Я уважаю таких людей, восхищаюсь ими. Меня это очень вдохновляет.
Текст: Александра Ромадина
Фотографии: Зиля Бакеева
Редактор: Анастасия Ларионова