b39vz09m6ie-e1579710290283

Философия автостопа

25 января в Культурном центре состоится «Фестиваль Диких Путешествий», вдохновленный историями людей, преодолевших тысячи километров по Земле самыми необычными способами. Мы поговорили с главным организатором фестиваля Эдгаром Бабасяном, лидером студенческой организации Country Study о том, почему хорошие путешествия не равны хорошим отелям и как опыт автостопа может поменять отношение к окружающему миру и к самому себе.

Эдгар Бабасян, лидер студорганизации Country Study

Билет в одну сторону

Когда Эдгар первый раз купил билет за границу, он учился на первом курсе «Политологии». Билет был в Исландию, а его дата совпала с днем экзамена по истории политических учений. «Тогда встал выбор между неинтересным предметом и мечтой всей моей жизни — я забил на университет, потому что Исландия казалась мне чем-то более вдохновляющим, взял спальник и все деньги, которые были у меня на руках. Всего пять тысяч рублей, что для Исландии, где ночь в отеле стоит 100 евро, очень мало», — говорит Эдгар. По дороге в Вильнюс, из которого был рейс до Рейкьявика, Эдгар понял, что билет обратно он не купил, не подумал об этом полгода назад, когда брал первый. Самым дешевым из Исландии был рейс до Парижа.

Пора возвращаться домой

Когда Эдгар прилетел в Париж, срок его визы заканчивался через пять дней, в карманах оставались 20 евро, а до Москвы было больше 2800 километров. «Я сидел в парижском метро и думал, как вернуться домой. Первое, что пришло в голову — автостопом». Эдгар доехал из Франции до границы Евросоюза с Беларусью через Бельгию, Нидерланды, Германию и Польшу, а саму границу пересек в маленьком поселке пешком ровно в день, когда заканчивался срок визы. За это время он успел сдать в бельгийский секонд-хэнд пуховик за 20 евро, переночевать под мостом и в закрытой церквушке.

Я понял, что можно получить удовольствие без отелей и комфорта, не зная, где будешь ночевать сегодня. А люди часто бывают добрее чем мы привыкли думать

 «Многие были готовы помочь. И без их помощи я бы не смог преодолеть эти почти три тысячи километров до Москвы», — вспоминает Эдгар. 

Извините, do you speak English?

Эдгар рассказывает, что поездка в Исландию показала, что самое главное в путешествии — это люди и природа вокруг. Автостоп позволил узнать не только исландцев, но и совершенно разных людей. «Когда человек останавливается, он уже открыт для тебя. Автостоп позволил мне и свободно разговаривать по-английски, что не получилось и после четырех лет занятий с репетитором. В первой машине говоришь “Hi!”, во второй — спрашиваешь у попутчиков, как у них дела, а в третьей — уже рассказываешь, как дела у тебя самого. Хотя однажды сами люди, которые подобрали меня, знали английский очень плохо: у нас произошло недопонимание, и они высадили меня в месте, которое напоминало марсианскую пустыню».

Не только сплошная радость

После этого Эдгар отправлялся путешествовать каждые два месяца, сейчас он посетил уже 23 страны. «Это казалось волшебством, потому что то, о чем я мечтал всю жизнь, реализовывалось у меня на глазах. Тогда меня почти невозможно было застать в Москве». Однако именно тогда он понял, что между путешествиями и обычной жизнью нужно держать баланс. Так о рассказывает про поездку в Милан, в которую отправился сразу после большого путешествия по Скандинавии. «Я просто пытался  выжить, иммунитет сильно упал, а путешественническое “вау” совсем пропало. Пять дней я замерзал и практически не спал, просто не мог найти теплое место для сна». Эдгар рассказывает, что в поисках такого места, он забрел в Католический университет Святого Сердца в Милане и уснул прямо у кабинета ректора. Когда его нашли охранники, Эдгар был даже рад, что проведет ночь в камере, там будет тепло. 

То, чего нет в путеводителях

Он особенно вспоминает путешествия по странам, которые являются зонами политических конфликтов — разделенный на две части Кипр, Восточная Турция, где проживают курды, Израиль, Сектор Газа и Голанские высоты на Ближнем Востоке. «Я смотрел, как в реальном времени взрываются бомбы на границе Сирии и Израиля, видел пришедшего в “Макдональдс” израильского молодого парня в шортах, футболке и с М-16 на перевес, общался с курдами, которые рассказывали про турков много неприятных вещей, узнал о существовании стольких малочисленных народов, о которых мне бы никогда не рассказали в университете», — вспоминает Эдгар.

Он говорит, что именно в таких местах раскрывается другая сторона путешествий, связанная с эмпатией и ответственностью: «Это тяжело, потому что я обычный турист, который через пару дней уедет, а люди, как например в Израиле, живут с постоянным чувством того, что их могут в любой момент убить, многие на северо-востоке того же Израиля не соглашаются получать израильские паспорта, потому что ждут очередного конфликта с Сирией».

Уроки эмпатии

Эдгар рассказывает, что путешествия не только дают возможность увидеть мир вокруг, но и изменить человека внутри. Повышается уровень эмпатии, того, насколько один человек может чувствовать проблемы другого. Именно поэтому путешествия становятся образом жизни: в рутинной жизни они раскрывают те моменты, которые часто остаются незаметными, когда все мысли об учебе, работе или самом себе. «У меня бывало, когда я бродил по улицам уставший и замерзший и мечтал поговорить с кем-нибудь или попросить помощи, но стеснялся и не делал этого. Люди проходили мимо, улыбались мне, наверное, думали, как классно мне путешествовать с рюкзаком, но не понимали всего масштаба моей проблемы. Сейчас, если мне кажется, что с человеком что-то не так, я подойду и спрошу, нужна ли ему помощь. Не нужна — я от этого ничего не потеряю, но для некоторых это может быть необходимым зарядом веры в себя и свои силы. А может быть, я дам человеку 500 рублей, а он сможет жить на них целую неделю». 

Эдгар также говорит, что за за время путешествий поменял и отношение к себе:

Окружающие меня люди часто показывали, что я другой, практически чужой и что это плохо. Мой опыт дал мне понять, что самое ценное — это уникальность человека. К такой уникальности должна появляться любознательность, а не страх перед ней

Эдгар признается, что основная цель его путешествий — изучать людей и их уникальных привычек и обычаев. «Например, в Марокко люди едят руками. И можно просто сказать, что это очень дикие люди, а можно копнуть глубже и понять, что даже такая особенность — это часть культурного пласта, который не всегда очевиден для посторонних». Эдгар восхищается разнообразием акцентов в разных уголках мира и считает, что если они не мешают пониманию речи, то не стоит скрывать особенности произношения, потому что именно они лучше всего  показывают происхождение человека и культурно-языковую среду в которой он вырос. 

Фестиваль диких путешествий

Идея фестиваля зародилась у Эдгара во время поездки в Армению, которую он организовал для знакомых, чтобы показать им, что бюджетные путешествия — это реально. «Путешествие вышло совершенно не затратным для всех участников, Все получилось, как я и планировал, и это воодушевило меня».

Каждое утро мы просыпались пораньше и учили армянские танца и язык, потом танцевали на улицах, в горах и даже забитой электричке — нам даже аплодировали!

Сам Эдгар говорит, что именно танцы — это одна из важнейших форм соучастия, а само соучастие означает максимальное погружение в культуру тех или иных людей. Поэтому армянские танцы он также предложил сделать частью программы.

Из первых уст

Идея фестиваля строится на трех пунктах — истории, исследования и приключения. «Мы собираем на одной площадке людей, для которых путешествия — это не про отдых, а про исследование мира, людей свободных от стереотипов по поводу правильного способа поездок по миру. Иногда в их историях как будто совмещаются реальность и фантазия». Эдгар очень рад, что на его призыв стать спикерами фестиваля откликнулось много людей, разделяющих его ценности в своих поездках. Среди них будет Лиза Чернецкая, проехавшая автостопом 7000 километров от Москвы до Камчатки и расскажет, как правильно общаться с российскими водителями и один из участников проекта «Бауманцы. Жигули. Дубай», которые на «девятке» проехали от Москвы до Дубая, несмотря на то, что власти Ирана не хотели пропускать их через границу.

Эдгар говорит, что каждый гость так же сможет рассказать свою историю путешествий автостопом и что в этом и есть главная ценность фестиваля — обмен историями. 

Текст: Анна Терешева
Фотографии предоставлены
Дианой Семичасновой и героем материала 
Редактор: Анастасия Ларионова