Фотопроект: справляюсь со стрессом на самоизоляции
Из-за коронавируса вся учеба перенеслась в онлайн, а многие студенты разъехались по домам. Наш фотограф провел дистанционную фотосессию через скайп, на которой герои показали, как справляются со стрессом в условиях самоизоляции. А еще мы поговорили с психологом, который поделился короткими советами, как справиться с карантинными негативными эмоциями.
Дисклеймер: во время подготовки материала все герои соблюдали самоизоляцию, а фотографии были сделаны дистанционно с помощью Skype, поэтому качество снимков зависело от техники героев и качества связи.
Габриель Прибылова
учится в МГУ (телевидение)
самоизолировалась в Калининграде
Чтобы описать мою боль, достаточно двух слов: я экстраверт. Мне необходимо живое общение. Буквально за пару дней отменились все проекты — все, что наполняло мою жизнь, перенеслось на неопределенный срок. В Москве, где я учусь, ловить было нечего, и я вернулась к родителям. В Калининграде первые дни было классно: зараженных почти не было, успела встретиться с родными и друзьями. Но потом ввели режим самоизоляции, и я перестала выходить из дома. Мне сложно сидеть в четырех стенах, потому что я люблю тусоваться. Не хватает всего: живого общения, длинных прогулок, походов в кафе. Когда слушала речь Путина о продлении самоизоляции до конца апреля — заплакала.
Сейчас я выработала несколько привычек, которые помогают не превратиться в «овощ». Во-первых, встаю очень рано, часов в семь — это даёт ощущение времени, будто нужно собираться в университет. Во-вторых, я начала заниматься физическими упражнениями дома. Вообще, я терпеть не могу зарядку и спорт, но так я восполняю утраченные десять тысяч шагов в день. В-третьих, я начала вышивать, хотя в последний раз делала это классе в пятом. Делаю интуитивно, как душе угодно.
Еще я собираюсь перед парами в зуме, крашусь и красиво одеваюсь, чтобы организовать себя и освежить голову. А дома стала готовить по книгам рецептов. Раньше до них не доходили руки, а теперь и себя развлекаю, и домашние рады горячему ужину — все ведь продолжают работать даже на самоизоляции.
Мария Дзюбенко
учится в НИУ ВШЭ (психология)
самоизолировалась в Москве
У меня почти нет стресса из-за изоляции: с родителями отношения замечательные, дома животные и даже есть собака, с которой я могу выйти погулять, а с подругами всегда могу поболтать в зуме с бокалом чая. Конечно, есть волнения из-за ситуации в целом, да и немного хочется снова ходить в институт и гулять по любимым московским улицам. Ну и дедлайны никто не отменял — вот где вечный стресс, не важно, дома ты или нет.
Но я не была бы так спокойна, если бы не постоянные дела. Я инструктор по йоге и именно сейчас могу развиваться, проходить курсы и, конечно, заниматься самой и вести занятия для желающих. Последнее особенно важно — это мотивирует больше всего и дает силы.
София Кускова
учится в МГПУ (режиссура)
самоизолировалась в Москве
Конечно, не хватает встреч с друзьями, вкусного латте с миндальным сиропом из Серфа, творческого движа, да и в целом свободы. Но все же я не могу сказать, что испытываю сильный стресс из-за сложившейся ситуации, потому что вряд ли переживания как-то помогут мне справиться с домашним заточением.
Вместо этого я стараюсь искать плюсы и делать что-то полезное каждый день, проведенный дома. Тренируюсь с котами, которые счастливы от того, что теперь не остаются одни больше, чем на десять минут, готовлю, учусь, смотрю много фильмов, регулярно пишу посты для своего инстаграма, ностальгирую, пересматривая фотки с недавних путешествий. В общем, стараюсь не зацикливаться на проблемах, сохраняю позитивный настрой и верю в то, что хорошее настроение и любовь во всех ее проявлениях спасут мир!
Ирина Иванова
учится в НИУ ВШЭ (журналистика)
самоизолировалась в Москве
Я решила рассматривать самоизоляцию как возможность сделать все, чего прежде не успевала. У меня есть привычка к накопительству, но не материальному, а виртуальному: сохраняю кучу полезных ссылок, книг, видео и обещаю себе открыть их, когда будет свободное время. Уверена, в обычном режиме студенческой жизни времени бы так и не нашлось.
Я справляюсь со стрессом, когда навожу порядок, добираюсь до тех мест, разбор которых всегда откладывала. Например, организую архив фоток на компе, разбираю гардероб и собираю вещи, которые не ношу, в отдельные пакеты, чтобы отнести на своп или сдать на переработку, обустраиваю балкон, чтобы на нем можно было чиллить вместо прогулок на улице. Это дает какое-никакое ощущение контроля в обстановке неопределенности.
Я абсолютный интроверт, поэтому недостаток социализации никак критично на мне не сказался. У меня даже есть ощущение, что общения меньше не стало: пары и интеллектуальные игры от вышкинского АИКа в зуме, занятия вокалом и консультации психиатра по ватсапу, разговоры с подругой и молодым человеком в скайпе. С парнем мы, кстати, придумали концепцию свиданий по скайпу: красиво одеваемся, готовим или заказываем себе еду и смотрим фильмы или сериалы через специальную программу, которая позволяет это делать синхронно. Ну а для всего остального есть вуманайзер.
Чего не хватает, так это пеших прогулок. По учебе и фрилансу мне нужно писать тексты, а текст лучше всего обдумывается на ходу. Так что часто тупо хожу туда-сюда по квартире.
Роман Воеводин
учится в НИУ ВШЭ (психология)
самоизолировался в Москве
Тяжело постоянно находиться в контакте с родителями — живу сейчас с мамой и бабушкой, причем бабушка живет со мной и вовсе в одной комнате. А еще у нас в квартире живут коты — это временами здорово, но не в количестве четырёх штук. Еще удручает невозможность спокойно поехать в нужный магазин и нехватка свежего воздуха — я обожаю ходить пешком и грущу без прогулок. А так как ботать я люблю в вышкинских корпусах и библиотеках, то тоже по ним скучаю.
От этого всего у меня капля за каплей переполняется чаша психического равновесия, чувствую, что становлюсь все более и более раздражительным.
Чтобы справиться со стрессом, я наконец-то занялся давно интересовавшими хобби — озвучиваю научно-популярные книги и учебники. Пока в стол, но скоро буду публиковать у себя на странице. Еще регулярно тренируюсь — силовые, кардио, развиваю навыки, например, стойку на руках.
Практикую навыки осознанности, делаю упражнения для снижения эмоциональной реактивности. А также выписываю мечты и планы на бумагу. Если понимаю, что поглощен негативными эмоциями, стрессом, тревогой — срочно беру любую попавшуюся бумажку и пишу, пишу, пишу. Выношу все мысли из головы, сортирую их, переписываю. Очень успокаивает, а в лучшем случае даже приводит к хорошим решениям.
А в любой непонятной ситуации падаю на кровать и дремлю — просто вырубаю себя из стрессовой ситуации.
Вера Бунтман
учится в НИУ ВШЭ (иностранные языки и межкультурная коммуникация)
самоизолировалась в Москве
У меня изоляция наложилась на переезд. Я съехала от родителей и живу теперь одна, так что скучаю по родителям, другим родственникам и домашним животным, друзьям и девушке. А еще скучаю по возможности гулять, много ходить и бывать во всяких местах помимо магазина, помойки и ближайшего парка. Работать и учиться удаленно мне одновременно и нравится, и не нравится: я все-таки люблю бывать в университете, а видеосвязь, наоборот, недолюбливаю.
Ещё мне тревожно, потому что вся ситуация неопределённая и непонятная — неизвестно, сколько все это продлится и насколько все плохо. Справляюсь по-разному. Например, много мою и убираюсь в квартире, это наш семейный копинг-механизм. Стараюсь чаще звонить и писать всем, кому только могу, отмечаю в дневнике достижения и занимаюсь всякой ерундой — крашусь блестками, складываю пазлы, недавно вот слепила из пластилина штуковину, раскрашиваю раскраски. А на черный день храню еще не собранный леговский звездолет.
Маша Лабазанова
учится в НИУ ВШЭ (психология)
самоизолировалась в Москве
Мне не хватает свежего воздуха и движения. Раньше я довольно эффективно спасала себя работой — постоянно моталась на съемки, встречалась с большим количеством новых людей и друзей.
Первое, что покоробило в самоизоляции — мне было тяжело взаперти, вечное чувство одиночества, экстраполирующееся на все сферы жизни, вновь угнетало меня, от отсутствия движения много ела и грустила, тело не работало.
Сейчас мне более-менее удалось найти баланс. Я визажистка и теперь, например, каждый день крашусь. Стараюсь как можно чаще заниматься своим телом: растягиваюсь и занимаюсь с фитнес-тренером по скайпу. А еще нахожу онлайн-занятия, фотографируюсь или созваниваюсь с друзьями-фотографами, и мы делаем что-то крутое на вебку.
Я настолько комфортно влилась в эту изоляционную волну, что чувствую новый приток вдохновения, сил на учебу и развитие в сфере психологии.
Дарья Вишня
учится в МГУПП (кафедра зерна хлебопекарных и кондитерских технологий)
самоизолировалась в Москве
В первую очередь мне не хватает спонтанности: хочется иметь возможность позвонить и встретиться, выйдя в любое удобное время на улицу. Еще не хватает физического контакта с близкими людьми — объятий, прикосновений. Кроме того, я открыла для себя, что абсолютно не принимаю видеосвязь: это так не по-настоящему, так сухо и навевает еще большую грусть из-за того, что не могу прикоснуться к человеку вживую.
Один из способов справиться со стрессом, ставших уже привычными, это перестановка в комнате, чтобы хоть как-то изменить обстановку. Она может быть масштабной с задействованием мебели или же небольшой с заменой мест у некоторых вещей. Еще я увлеклась комнатными растениями и даже посадила новые. Ну а больше всех самоизоляции рады мои домашние животные, потому что я стала уделять им больше времени.
Оля Киреева и Костя Шахвердов
учатся в СПбГАСУ (Оля — реконструкция и реставрация архитектурного наследия; Костя — прикладная механика)
самоизолировались в Санкт-Петербурге
Самоизоляция не стала для нас чем-то особенно стрессовым. Мне вполне себе комфортно сидеть дома, Костя тоже не страдает. Но, конечно, некоторые последствия выбивают из колеи. Во-первых, Костина младшая сестра не может ходить в детский сад, няне к ней не прийти, а у домашних работа и учеба. Так что всем от нее немного достается, от этого устаешь. Во-вторых, учеба — кажется, что заданий стало больше и разбираюсь я со всем дольше.
Справляемся с этим по-разному. Костя гуляет в лесу с собаками, дышит, я к нему иногда присоединяюсь. Еще расслабляет уборка: мне нравится на кухне копошиться, понемногу разгребать очаги завала в комнате — ящики, полки. Костя помогает.
Еще я залипаю на глупые игры, а по вечерам мы все вместе смотрим полнометражные мультики. Даже не знаю, сколько мы всего уже успели посмотреть, но это круто. Вкусная еда тоже поднимает настроение — мы с Костей стараемся участвовать во всех кулинарных задумках домашних.
Катя Воротынцева
учится в НИУ ВШЭ (журналистика)
самоизолировалась в Воронеже
Я не могу представить себя без постоянного общения с большим количеством людей — именно живого общения! Первые дни спасал зум, но сейчас этого катастрофически мало. Зато появилось время для игры на фортепиано — могу сидеть за инструментом часами. Это отвлекает от потока новостей, которые совсем не радуют, и самокопания. Уже выучила несколько новых мелодий, кажется, скоро надоем всем в инстаграме своими однотипными историями с фортепиано.
Соня Головаха
учится в НИУ ВШЭ (реклама и связи с общественностью)
самоизолировалась в Энгельсе
Прежде всего мне не хватает элементарного личного пространства и свободы, к которым ты привыкаешь, когда живешь один. Из-за этого я испытываю угрызения совести: я люблю своих родителей, но как будто недостаточно уважительно отношусь к ним.
А еще тяжело из-за одиночества. Когда возвращаешься в родной город и понимаешь, что у тебя тут один друг или вообще нет друзей, становится одиноко и грустно, потому что ты не можешь нормально с кем-то пообщаться — и я сейчас не про интернет-общение. А из-за того, что ты не особо занят, начинаешь думать о чем-то грустном, поэтому я думаю о своих неудачных отношениях.
Но это помогло мне начать рисовать. Я взяла себя в руки и записалась на курс рисования, а когда совсем одиноко, то звоню друзьям. А ночью, когда рядом нет родителей и никто не мешает, могу заниматься своими делами.
Анастасия Морозова
учится в НИУ ВШЭ (психология)
самоизолировалась в Москве
Я живу с бабушкой. Когда стало понятно, что в России есть вероятность введения карантина, я думала, о том, что нужно уехать жить к другу, чтобы уберечь бабушку, но не уехала — и я этому рада. Рада, потому что вспомнила, как люблю делать разные штуки руками. Если бы я находилась не дома, у меня не было бы столько всего, что помогает в творчестве. За время карантина я сшила два платья, связала свитер и три шапки, покрасила пол и стены в комнате и перила на балконе! А еще купила складной столик на балкон — и жду не дождусь момента, когда станет теплее и я смогу работать на балконе.
Небольшая проблема состоит в том, что делать штуки руками мне часто нравится больше, чем работать или учиться, и я не могу оторвать себя от какой-то новой творческой идеи.
А что касается стресса, первую неделю самоизоляции я, кажется, вообще проспала.
Рита Милосердова
учится в МГПУ (психология)
самоизолировлась в Москве
Я впервые живу одна так долго — уже полтора месяца — и примерно столько же не контактирую с близкими людьми. Сначала я этого очень хотела, но постепенно отсутствие живого контакта начало само тянуть из меня силы. Еще скучаю по чувству свободы на улице, точнее по отсутствию тревоги из-за того, что совершаю что-то противоправное, когда выхожу из дома.
Сейчас свободу я нахожу в игре на укулеле и пении. Для меня петь — это говорить на языке, который понятен всем. Через пение я выражаю своё реальное внутреннее состояние, чувства, отношение к людям. Я пою каждый день хотя бы чуть-чуть и, когда слышу свой голос, понимаю, что я еще существую и не поглотилась собственной квартирой. А когда я собираюсь с друзьями в зуме, я не упускаю возможность попеть и выразить то, что для меня важно, разделяя с ними этот момент.
Иван Семериков
учится в ЯГПУ им К.Д. Ушинского (преподавание иностранных языков)
самоизолировался в Рыбинске
Самоизоляция для меня — это легкая тоска из-за одиночества и постепенные замыкающиеся временные рамки, которые надо мной довлеют. Впервые в жизни у меня появилось желание оттянуться в ночном клубе или вечеринке. Не хватает человеческого контакта.
Да и то, что преподаватели, которые, кажется, взбесились и решили дать домашних заданий года на четыре вперед, чтобы ты только ими и занимался, забив на личные дела и свои проекты, — это вызывает агрессию. Когда нахожу время, веду свой видеоблог, где анализирую кино, сериалы, видеоигры — правда сейчас из-за учебы успеваю сделать только один выпуск в неделю. Еще пишу текст для The Vyshka и пытаюсь заниматься спортом. В общем, готовлю себя к жизни после коронавируса.
Комментарий психолога
На самоизоляции всем тяжело по-своему. Кто-то испытывает чувство неопределённости, кому-то тяжело круглосуточно находиться в квартире с родителями, а кто-то наоборот страдает от одиночества. Мы попросили психолога и преподавателя НИУ ВШЭ Ингу Сергеевну Грин дать несколько советов, как справляться со стрессом и негативными эмоциями в условиях самоизоляции.
1. Очень важно выстроить режим — тот, в котором вы встаете, ложитесь и едите примерно в одно и то же время, чтобы день не «размывался» и не превращался в бесконечный.
2. Найдите для себя физическую активность в удовольствие — ту, которой можно заниматься в домашних условиях. Йога c инструктором из youtube, танцы под любимую музыку, отжимания, приседания, планка. Спорт помогает взбодриться и сбросить часть напряжения.
3. Снижайте планку требований к себе: в условиях карантина действительно трудно справляться с задачами в том темпе, к которому вы привыкли. Завышенные или нереалистичные ожидания от своей производительности — верный путь к унынию и переживанию себя аморфной субстанцией.
4. Хвалите себя даже за небольшие достижения, например, за заправленную кровать и вовремя принятый душ, за звонки родным, за небольшие шаги в сторону написанной контрольной или домашней работы.
Фотографии: Зиля Бакеева
Редактор: Екатерина Понамарева