Архитекторы медиапространства: учеба на медиакоме
Программа «Медиакоммуникации» появилась в Вышке в 2015 году. За это время выпустилось только одно поколение студентов, а учебный план, количество студентов и педагогический состав до сих пор меняются. Согласно сайту университета, на образовательной программе обучаются «будущие архитекторы медиапространства», которые владеют творческими и технологическими методами, а также управленческими навыками. Мы решили спросить у первокурсников, считают ли они свое образование поверхностным, а у выпускников — насколько полезными для их профессиональной деятельности стали четыре года на медиакоме.
Елена Минченкова, студентка 1 курса
Я считаю себя достаточно творческой и интересной девушкой, но я всегда понимала, что такая не одна. Поэтому не ждала от преподавателей и от своих одногруппников внимания к себе. К моему большому и приятному удивлению, почти с первых дней я почувствовала, что меня не только слушают, но и слышат, что многие считаются с моим мнением. Это сильно отличалось от того, как ко мне относились в школе. Каждый в моей группе может быть уверен в том, что его идея не будет «лишней» и «нетворческой» среди потока других идей.
Я ожидала, что мы будем получать поверхностные знания — как и в любой первый год в любом университете, когда дают понятие о будущей специальности. Некоторые предметы и правда оказались поверхностными, но разочарования по этому поводу не было. Главное, что нам дали основные понятия из сферы медиа и научили важным навыкам — работать в команде и создавать проекты с нуля.
С самого начала было много дедлайнов, много проектов разных по объему, содержанию и посылу. Например, на нашем первом проектном семинаре мы должны были создать свой собственный социальный проект с нуля — большое и достаточно трудное задание в первую неделю учебы. Мы создали проект «Доброе кино» — благотворительные кинопоказы в Вышке.
В третьем модуле мы делали еще один проект: на этот раз по этическому регулированию медиа. Мы исследовали коллизии в кино и играх, смотрели на кейсы с brownface в мультфильмах Disney (например, реакция общественности по поводу темнокожей Русалочки — прим. The Vyshka), на излишнюю сексуализацию женских героев и переписывание исторических событий в компьютерных играх.
«Все проекты я не вспомню. Некоторые достаточно быстро забываются — то ли от того, что были маленькими и легкими, то ли, наоборот, от неудачного опыта и желания забыть его как можно быстрее»
На медиакоме примерно в два раза больше внимания приходится уделять совместным проектам, чем самостоятельным. Сложно понять, каково это — работать самостоятельно, когда почти все проекты ты делаешь в команде. К тому же, если у тебя нет постоянной пары, например, бывшего одноклассника, то приходится нервничать перед началом каждого проекта, судорожно выбирая себе партнера.
Сейчас я с уверенностью могу сказать, что первый год медиакома дает азы и профессиональной деятельности, и фундаментальных дисциплин, строит базис, подготавливает к тому, чему нас буду учить со второго курса, и расширяет кругозор. На психологии, например, мы проходили стадии развития личности, узнавали самые важные имена и эксперименты. На социологии — деление на социальные группы, функции и дисфункции социальных институтов. На литературе мы находили в одних произведениях отсылки к другим и взаимосвязи между ними, анализировали мотивы, архетипы героев. Это интересно, но есть и слишком далекие от направления предметы, которые лично меня утомляют и напрягают.
Александра Атрашкина, студентка 1 курса
Медиаком стал моей розовой мечтой со времен первого дня открытых дверей. Когда пришло время подавать документы, у меня за плечами была парочка реализованных проектов, учеба в Лицее при Вышке и уверенность в том, что я и медиакоммуникации созданы друг для друга.
На вступительных испытаниях я рассказывала о том, что меня привлекает концепция гибридизации профессий и мультизадачности в медиасфере. Тогда мне казалось, что очень круто уметь делать всего понемногу: немного писать, немного верстать, немного монтировать — и не зацикливаться на чем-то одном. С этой стороны учебный план программы выстроен идеально — каждые несколько месяцев у нас меняются профильные дисциплины. В первом модуле мы говорили про управление проектами и учились питчингу: на каждой паре нам надо было придумать новый проект и «продать» его за три минуты. Во втором пытались писать рецензии, а в третьем уже записываем собственный аудиосериал. Это все очень здорово, но в то же время очень поверхностно.
Сейчас, наблюдая за студентами с направления, я начинаю понимать, насколько важны для работы и проектной деятельности углубленные знания и умения в какой-то одной сфере и насколько люди, обладающие этими знаниями, выгоднее смотрятся на фоне других. Зачастую им даже не надо искать работу — она находит их сама. Jack of all trades — круто. А вот master of none — не очень.
Я не воспринимаю поверхностность программы как минус. Мне кажется, что это «обзорная экскурсия», благодаря которой в будущем я смогу выбрать узкую специализацию
Больше всего я ценю медиаком за среду: когда тебя окружают целеустремленные и талантливые люди, хочется развиваться вместе с ними. Мне всегда казалось, что на медиакоме очень глупо только учиться. Вокруг столько единомышленников — можно выбрать любого и вместе создавать что-то крутое. Помимо участия в существующих студорганизациях, можно создать свою или заняться волонтерством. Многие устраиваются ассистентами к преподавателям, которые ведут профильные предметы: теорию массовых коммуникаций или проектные семинары. Более того, я знаю ребят, которых преподаватели приглашали на стажировки в сторонние проекты: писать статьи для журналов или работать на съемочной площадке. Вариантов внеурочной деятельности очень много.
Миглена Пенкова, выпускница образовательной программы
В первую очередь я получила от программы нетворкинг и замечательные связи с однокурсниками, которые мы до сих пор поддерживаем. Сейчас мы делимся интересными рабочими кейсами, и все в целом здорово трудоустроены. Большинство из нас работает в сфере диджитала: кто-то маркетолог, кто-то спецпроекты делает, кто-то работает в SMM. Не суперкруто: никто не стал продюсером мегапопулярного проекта, не придумал новое Евровидение, не снял фильм, который бы взял Канны. Но никто не жалуется. Сама я работала продюсером в театре, а сейчас занимаюсь внешними проектами в «Сбербанке».
Остаемся на связи мы и с преподавателями. Во время учебы многие из них были настроены к нам очень лояльно, брали на стажировки, делились инсайдерской информацией — многие рассказывали, что надо говорить на собеседовании и как получить первую работу. Кто-то учил конкретным скилам, кто-то нас водил по редакциям: например, одна преподавательница показала нам редакцию Дождя.
Я понимаю, что могу обратиться к людям из Вышки и спустя год, и, надеюсь, что и спустя пять или десять лет. Это очень классное комьюнити, с которым бы мне не хотелось расставаться
Безусловно, я получила и знания. Сейчас я учусь в МГУ на кафедре рекламы и связей с общественностью, и здесь я замечаю, что подход к образованию совершенно другой, Вышка была больше про практическую историю. Начинать изучать PR нужно с основы — ROMI, KPI (показатели эффективности в маркетинге — прим. The Vyshka) и всего такого, и на медиакоме можно получить этот starter pack. В МГУ тебе дают такой набор знаний, как будто ты уже готов выстраивать бренд-коммуникацию на международном уровне. Но как пройти этот путь — все еще непонятно.
У меня были свои ожидания от программы — довольно завышенные. Я думала, что это будет сочетание тусовок с крутыми ребятами и лекций с преподавателями, которые будут давать инсайд за инсайдом. Эти ожидания не оправдались.
Я думаю, что проблема скорее в ожиданиях, чем в Вышке. Мне было достаточно сложно перестроиться на лад самообразования: занятий мало, домашнего задания почти нет, структуры курсов тоже. К тому же я не понимала, зачем мне, например, философия. Но сейчас, закончив вуз и смотря на прошедшие четыре года со стороны, я понимаю, что это был отличный опыт.
Обучение на медиакоме дало мне огромное количество вещей, которыми я пользуюсь в своей повседневной жизни: это знания — и история культуры, и понимание бизнес-процессов, это навыки — создания рекламы или проектов, это способ моего мышления — критика, планирование, организованность, внимательность. Это очень важные фундаментальные вещи, которые не осознаешь в процессе обучения, но потом вдруг понимаешь, что они у тебя есть. Ожидания семнадцатилетней девочки, которая плакала от счастья, когда поступила на бюджет в Вышку, не сбылись. Но ожидания уже относительно взрослого, созревшего человека, который за время обучения попробовал себя в профессии digital-продюсера и пообщался с профессионалами своего дела, определенно сбылись. Я рада что этот опыт у меня есть.
Лилит Андриасян, выпускница образовательной программы
Когда я думала, чем хочу заниматься и куда стоит поступать, меня штормило между разными гуманитарными и социальными направлениями: например, режиссерским факультетом ВГИК и политологией. Медиакоммуникации стали чем-то между: это творческое направление, но в то же время оно связано с обществом. Целенаправленно в медиа я не стремилась.
Мы были первым набором медиакома — авантюристами, которым было неважно, есть ли у программы бэкграунд и успешны ли ее выпускники
Лично мне не хватило теоретических предметов, курсов, которые не получалось бы «тащить» просто на харизме и креативности. С такими предметами столкнулась только на майноре по международным отношениям. Иногда там мне было сложнее учиться, чем на основной программе. Но, с другой стороны, у нас было много свободы выбора, чтобы заниматься теми проектами, которые нам нравились: кто-то уходил в видеосъемку, кто-то в продюсирование и т.д.
Сейчас я работаю пиарщиком в кадровом агентстве Kelly Services. Мой функционал — это проводить исследования, взаимодействовать с прессой, организовывать мероприятия, подготавливать спикеров, вести социальные сети. Внутренняя коммуникации в компании частично тоже на мне.
Дальше я планирую идти в образование и науку, буду поступать в магистратуру в сфере инноваций в образовании. Поработав после завершения вуза, я поняла, что сфера медиа — это не совсем то, чего я хочу.
Текст: Мария Русанова
Фотографии предоставлены героями материала
Обложка: Департамент медиа НИУ ВШЭ
Редактор: Анна Терешева