В поисках человека
В Вышке учится много талантливых людей. Студент факультета гуманитарных наук нижегородской Вышки Даниил Максюков — один из них. За его фотоработами следят тысячи людей в социальных сетях, недавно о его фотопроекте написали в издании «Meduza». The Вышка пообщалась с Даниилом о том, как добиться успеха и каково фотографировать на российских улицах сегодня
Люди – мой источник вдохновения
Кто хоть немного знаком с философией, знает, что древнегреческий философ Диоген днем бродил по городу с фонарем в поисках человека. Люди — моя страсть. Я большой фанат уличной фотографии. В свободное от учебы время брожу по городу, ищу яркие сюжеты, делаю снимки незнакомых людей, обычно даже не здороваясь с ними. Я отправляюсь в путешествие на край города, не задумываясь о конечном пункте назначения. Вхожу и выхожу из метро несколько раз за прогулку. Пробую все возможные маршруты.
В России стрит-фотография только набирает обороты. Человека, фотографирующего прохожих, до сих пор воспринимают как пришельца с другой планеты, сумасшедшего. Мне нет никакого дела до того, что обо мне думают. Амбиции превыше всего. В будущем надеюсь связать свою жизнь с фотожурналистикой, поэтому стараюсь как можно чаще совершенствовать навыки репортажной съемки.
Позы, жесты, взгляды, улыбки и злобные гримасы, запутанные истории, необычная одежда, цветовые и геометрические рифмы — вот, что меня увлекает. Когда выхожу из дома, не настраиваю себя на поиск чего-то конкретного. Моя голова свободна от тяжелых мыслей. Мне кажется, что уличная фотография должна быть бессознательной. Харизматичный персонаж ждет тебя за углом. Твоя задача только угадать, за каким именно.
У меня нет нужды покупать билеты в кино, потому что я обладаю потрясающей возможностью получать удовольствие от созерцания драм и комедий на улицах. Убежден, что даже в рутине можно отыскать что-нибудь необычное и вдохновляющее. Нужно быть лишь чуточку внимательнее, иногда сворачивать с протоптанных дорожек. Я заметил, что большинство людей не смотрит налево и направо, они погружены в себя, рефлексируют. Всё их внимание сосредоточено на собственных ногах, их глаза прилипли к экрану смартфона. Кажется, что реальный мир проходит мимо них стороной.
Мне близок социологический подход. Я исследую повседневную жизнь русских людей с разных аспектов. Также во многом на мое творчество влияет любовь к литературе. Я проецирую образы, типажи и сюжеты из прочитанных книг на окружающую меня действительность.
Возможно, через 5-10 лет мои снимки будут иметь историческую или культурологическую ценность. Мне интересно искать следы прошлой эпохи, о которой я ничего практически не знаю. Пытаюсь поймать особую атмосферу былого, канувшего в лету. Всё вокруг очень быстро меняется (сносятся ларьки, строятся гипермаркеты с неоновой рекламой, всё больше и больше «пластикового» комфорта). Мне хочется зафиксировать хоть какие-то остатки СССР. Мне страшно думать о будущем, поэтому мой взор устремлен в прошлое.
Реакция окружающих
При попытке их сфотографировать большинство конфузятся, отводят глаза, но есть и такие, кто начинает позировать. Бабушки, бывает, говорят: «Спасибо». Я никогда не скрываю того, что я фотографирую. Если снимать людей по-шпионски, будет плохо, когда они разоблачат тебя. Делать это исподтишка как-то не очень…
Интерес к фотографии появился в 9-ом классе. На зимних каникулах я поехал вместе с классом в Москву. Тетя дала мне в дорогу мыльницу. Щелкал все подряд: кривляющихся одноклассников, гастарбайтеров, мусор. Мне нравился сам процесс нажатия на кнопку, магия «схватывания реальности». Когда показал родителям кадры из поездки, они сказали, что я бездарь и отказались дарить мне зеркалку на день рождения. Пытался накопить самостоятельно, но спустил все на походы в кафешки. Я предал свою мечту.
К фотографии вернулся только в 2012 году, после поступления в университет. Изначально хотел снимать городские пейзажи, поэтому покупал широкоугольный объектив. Затем вдохновился местным сообществом руферов. Однако после нескольких вылазок на крыши разочаровался в этом жанре. Во-первых, дискомфортно чувствовал себя, пытаясь протиснуться в маленькое окошечко на чердаке или карабкаясь по ржавой внешней лестнице. Во-вторых, пришел к выводу, что в съемке пейзажей мало творчества. Все зависит от погодных условий и технической подкованности. Мне не хотелось делать однотипные кадры, которые легко может повторить другой фотограф.
То, что съемка людей – мое призвание, я понял после несанкционированного митинга оппозиции 4 ноября 2012 года. Оказался там совершенно случайно. К нам тогда приехало много москвичей, как активистов, так и журналистов. Я не знал, как снимать. К тому же был в шоковом состоянии от криков, фаеров, дыма, черных шлемов космонавтов со всех сторон. Я бегал по пятам за известным блогером Митей Алешковским, пытаясь понять, какие ракурсы надо выбирать. До сих пор помню момент, когда присел, чтобы сфотографировать выбегающее из дворов подкрепление ОМОНа. Один из бойцов хотел ударить мне по камере, но я вовремя убрал её, и он попал мне в нос.
Мне понравилось чувство эйфории, которое испытываешь от динамики события, когда удается поймать «решающий момент». Я продолжал снимать митинги. Затем протестная активность сошла на нет. Тогда стал ходить на городские праздники в поиске интересных сюжетов. Позже наткнулся на ЖЖ Марии Плотниковой. В описании этого блога было написано, что она увлекается уличной (стрит) фотографией. Я совершил открытие: оказывается, для документальной съемки совсем не обязательно, чтобы было какое-то событие. Можно искать сюжеты и в обычной жизни. Я прочитал несколько статей на эту тему, посмотрел фото классиков. А потом пошел во двор, снимать бабулек, сидевших на скамейке. Так все и началось.
Я снимаю на зеркалку любительского класса. Объектив у меня с фиксированным фокусным расстоянием (35 мм), поэтому приходится подходить к людям на достаточно близкое расстояние. На самом деле техника мало значит. Гораздо важнее то, что изображено на снимке, обработка. Я стараюсь максимально приблизиться к пленочным цветам, потому что они создают особое настроение даже там, где его нет. Некоторые кадры получаются как в старом кино. Я подкручиваю цвета и экспозицию в Adobe Lightroom.
Пленочная фотография абсолютно не похожа на цифровую. В ней есть волшебство. И как ни обрабатывай цифру в фотошопе, все равно не добьешься такого же уровня «душевности». На пленке удивительным образом фиксируется твое настроение. Конечно, немаловажную роль играет проявка. Какое-то время я горел желанием поснимать на пленочный фотоаппарат, даже обзавелся Зенитом для съемки деревенских пейзажей. Потом все прошло. Мне жалко тратить деньги на расходные материалы, лучше куплю на эти деньги билет в какой-нибудь областной город.
Мечты
У каждого человека есть какая-то отдушина. Многие находят смысл жизни в дружбе, кто-то в развлечениях и комфортной жизни. Меня же деньги, престиж и досуг мало интересуют, лишь бы на хлеб и квартплату хватало. Ну и немного на путешествия по провинциальной России. Семью я тоже навряд ли буду создавать, поэтому для меня очень важно, чтобы моя будущая работа была интересной. Пока не до конца представляю, как строить карьеру в фотосфере, как искать работу. Это очень трудный путь, но постараюсь сделать всё возможное, чтобы пробиться. После получения высшего образования планирую продолжить обучение в крупных фотошколах в Москве или Санкт-Петербурге. Также в планах есть издание фотокниги. Благо, сейчас есть краудфандинговые сайты, можно попробовать найти средства на печать с их помощью.
Конечно, когда кто-то пишет добрые слова в мой адрес, появляется больше мотивации развиваться дальше, брать новые вершины. Теперь я стал пропускать меньше кадров по причине робости. Каждый раз, когда чувствую скованность и колеблюсь при съемке, вспоминаю, что есть люди, которым это небезразлично. Внезапно откуда-то берутся силы, страх уходит. По своей природе я человек не тщеславный, потому что с детства меня учили быть скромным. Но если хочешь добиться чего-то в фотографии, не избежать погони за известностью. Это порочный круг: крутые фотографы круты, потому что им дают много заказов, командируют в разные страны. Они могут проникнуть в места, куда обычный человек попасть не сможет, дают продвинутую фототехнику на тесты. У них есть все возможности. В фотографии очень многое зависит от громкости твоего имени.
Текст подготовлен Эльдаром Усмановым
Фотографии Даниила Максюкова