обложка

Культурное волонтерство: первые шаги в арт-индустрию

Арт-волонтерство — это возможность не только бесплатно посещать культурные мероприятия, но и обрести опыт организации проектов и интересные знакомства. Героини нашего материала — девушки с разным опытом волонтерства в сфере культуры. Они поделились с The Vyshka самыми яркими воспоминаниями о проектах, рассказали, каким видят свое будущее в индустрии, и дали совет, как найти интересное мероприятие.

Анастасия Рухлядева,
НИУ ВШЭ, ОП «История искусств», 1 курс

Первые шаги в волонтерстве 

Еще в школе я научилась гармонично совмещать учебные и внеучебные активности. В Вышке я искала, чем заполнить внеучебное время, но студенческие организации меня не заинтересовали. Мне хотелось погрузиться в нетворкинг и поиск связей в профессиональной сфере, и я решила заниматься волонтерством. Помимо прочего, это хороший способ сэкономить деньги. Некоторые мероприятия, на которые я хотела попасть, были мне не по карману. Так, моим первым опытом волонтерства стала работа на международном фестивале креативных индустрий ART-WERK, он проходил на Винзаводе. На этом фестивале я сопровождала иностранных гостей: помогала добраться из гостиницы на площадку, была их переводчиком. Мне стала очень интересна внутренняя кухня проекта, я познакомилась с организаторами фестиваля и даже загорелась идеей запустить свой проект в будущем. Для меня этот опыт был неким толчком: после фестиваля я получила много позитивного фидбека о своей работе и решила, что буду продолжать. 

Как попасть на проект мечты

Одним из самых ярких мероприятий, где я волонтерила, стала ярмарка современного искусства ArtRussia, который проводит арт-академия Синергии. Я давно слышала об этом фестивале, потому что он самый крутой и большой в Москве, среди гостей много выдающихся иностранных художников, скульпторов и фотографов. Этой осенью в ленте новостей я увидела анонс фестиваля, мне очень хотелось пойти, но остро встал вопрос финансов. Когда до ярмарки оставалось три месяца, я написала одному из кураторов pr-отдела, что хотела бы поработать волонтером на мероприятии, потому что меня интересует современное искусство, а в университете его почти не изучают. Я прислала свое резюме, но ответили мне только спустя полтора месяца, когда начался набор волонтеров. На собеседовании обсуждались условия работы, мне задали несколько вопросов: почему я хочу участвовать, что могу принести проекту. В итоге меня пригласили не только в качестве волонтера на площадку, но и в качестве стажера к продюсеру. 

Не нужно бояться писать организаторам и предлагать помощь, даже если ее не просят. Начинайте с маленьких проектов, потому что на больших важен опыт в креативной индустрии 

Чем занимаются волонтеры

Не стоит ждать, что вам сразу дадут сложную интеллектуальную работу. Например, у нас было две девочки из МГУ с четвертого курса искусствоведения, и фестиваль прервал с ними сотрудничество. Они буквально приходили, садились за стол и ждали, что им дадут важную искусствоведческую работу. Но вряд ли у вас сразу же появится возможность сразу же проявить свои знания и креатив. Чаще всего от волонтеров требуется механическая работа: вести официально-деловую переписку с художниками, замерять стенды, выполнять мелкие поручения.

Помимо этих стандартных обязанностей, на ArtRussia у меня были и творческие задания. Например, на благотворительном стенде с детскими рисунками нужно было сортировать картины по теме, колориту и формату и развешивать их. На стенде у Кевина Эбоша, ирландского фотографа-концептуалиста, я рассказывала гостям о его фотографиях, технике фотопечати. Таблички около работ были только на английском, так что иногда приходилось переводить. Всегда были какие-то мелкие поручения: кого-то куда-то отвести, что-то перенести, однажды я даже продавала мерч. А еще мне доверили вести инстаграм: я писала посты для арт-академии Синергии, переводила фрагменты интервью, снимала сторис с анонсами.

Шестьсот картофелин

Самым интересным для меня были именно непредсказуемые задания. Например, за несколько часова до презентации выставки для СМИ Кевину Эбошу понадобились шестьсот картофелин. Он хотел сделать отсылку к своей нашумевшей фотографии картофелины, которую купили за миллион евро. Мы находились в гостином дворе, в самом центре Москвы, все помогали Кевину, чтобы успеть. Вдруг ко мне подходит куратор и говорит: «Что ты стоишь, картофель сам себя не принесет!». Я, конечно, очень растерялась, но была приятно взволнована. Так я и еще двое ребят из Синергии пошли в ГУМ за картошкой, но столько там просто не было. В итоге мы обошли несколько магазинов, дошли до Центрального Рынка. Там нам упаковали двенадцать мешков картофеля, попутно предлагая морковку и лук. Мы привезли картошку за пятнадцать минут до начала пресс-тура. Кевин быстро вывалил все из мешков в абстрактную, но концептуальную кучу картофеля, а я потом еще три дня на стенде рассказывала людям, зачем эта картошка здесь лежит, что это такое и какая в этом идея.

Отношения с командой

За полгода волонтерства у меня ни с кем не было конфликтов. Были колоссальные заминки на проекте, но все кураторы очень быстро и понимающе помогали решить проблему. Например, на фестивале ART-WERK часть иностранцев, которые были на экскурсии, потерялась и заблудилась в пространстве Артплея. Мне позвонили организаторы, но не ругали, а попытались помочь. С кураторами ArtRussia мы вообще в дружеских отношениях, продолжаем общение. Эти люди тебя запоминают, приглашают в другие проекты. Они ценят твою энергию, и если ты максимально выкладываешься, отдача будет соответствующая.

Но бывает пренебрежение со стороны посетителей. Некоторые гости видят бейджик «волонтер» и думают, что это человек непрофессиональный, некомпетентный и необученный. В таких случаях нужно сохранять лицо, быть вежливым, потому что на одного такого посетителя приходится сто благодарных, которые тебе улыбнутся. Самое ценное — опыт общения с людьми из индустрии, нетворкинг, невероятные знакомства со знаменитыми деятелями искусства.

Планы на будущее 

Моя мечта — сделать свой проект. Весь мой опыт волонтерства дал мне понимание, как организовать подобное мероприятие. Сейчас я учусь в школе культурного волонтерства от фонда «Четверг». Эта школа проводится несколько раз в год, все полностью бесплатно. Ты ходишь на разные мероприятия, слушаешь лекции от людей из индустрии арт-фестивалей, а потом два месяца стажируешься в партнерской организации: в галерее, библиотеке, театре или музее. 

Я бы хотела начать с маленьких скромных мероприятий, но в будущем курировать большие аукционы и ярмарки. Так что я буду продолжать волонтерить, и потом, надеюсь, стану куратором. Масштабное мероприятие невозможно без правильной координации связи и денег. То есть если у тебя много денег, но нет связей, получится посредственный контент. Если есть связи, но нет денег, получится камерное мероприятие, о котором никто никогда не услышит. Так что волонтерство в арт-индустрии — хорошее подспорье для прокачки всех факторов проведения успешного проекта.

Дарья Макаровская,
Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, ОП Филология, 1 курс

Работа в Новой Третьяковке

Этим летом я сидела в Москве, не знала чем заняться. Мама скинула мне ссылку на выставку «Свободный полет» в Новой Третьяковке, организатором был музей Анатолия Зверева. Я знала и любила этого художника, он учился в моей школе (Школа № 1530 «Школа Ломоносова» прим. The Vyshka). На выставку набирали волонтеров, и я решила попробовать. Как такового отбора не было, средний возраст волонтеров был 45 лет, молодых — буквально пару человек. Мне быстро ответили на заявку и пригласили волонтерить. Нам скинули блок материалов, которые мы должны были изучить, и провели подробную экскурсию по выставке. 

Волонтерами предлагали две позиции: администратор и наблюдатель в зале. Администратор проверял билеты и провожал гостей на выставку. Но меня поставили наблюдателем: нужно было 4–6 часов сидеть в холодном зале с тусклым освещением и слушать повторяющуюся музыку. У нас была волонтерская комната, и мы часто бегали туда пить горячий чай. Потом я попробовала работать и на позиции администратора, это было интереснее. Я общалась с людьми, получала фидбэк от довольных гостей, но работа все равно очень выматывала.

Опыт экскурсовода

Проведение экскурсий не входило в наши обязанности, но так получилось, что я начала их проводить. Однажды на выставку пришла компания подвыпивших женщин, они довольно агрессивно себя вели, требовали провести им экскурсию. Я постаралась спокойно и вежливо им объяснить, в какие дни можно посетить экскурсию, но они меня не слышали. Так я в первый раз проводила экскурсию для посетителей. После этого случая я начала регулярно проводить экскурсии, иногда даже на английском. Бывало, что экскурсионная группа образовывалась стихийно, я рассказывала про выставку своей подруге, и постепенно к нам примыкали и другие гости. Было очень приятно получать положительный фидбэк, в книге отзывов мне даже было посвящено несколько.

В один из дней всю выставку закрыли на частное мероприятие Сбербанка. Туда нужны были волонтеры для проведения экскурсий, развлечения гостей. И меня позвали, это было очень ответственно и серьезно, я очень нервничала. Но экскурсии в итоге почти никого не заинтересовали, мы начинали с группой из двадцати человек, а возвращались с тремя.

Отношения с командой

У меня были разногласия внутри волонтерской команды. Одна женщина-волонтер постоянно ничего не делала, а я работала за двоих, бегала и решала вопросы. Но с остальными волонтерами и штатными сотрудниками проблем не возникало, правда, связь после проекта ни с кем не поддерживаю. 

После проекта нам вручили благодарности, всем волонтерам дали статус «друзей музея Анатолия Зверева», с ним можно бесплатно посещать выставки. С этого волонтерства у меня осталось много мерча, а спустя месяц мне позвонила организатор проекта, пригласила к себе и подарила книгу с автопортретами Зверева, я ее очень давно хотела.

Мария Турти,
МГЛУ, факультет немецкого языка

Начало волонтерского пути 

Два года назад я училась в лингвистическом университете, где мировоззрение, цели и интересы окружения не совпадали с моими. Мне хотелось оказаться в культурной среде, найти своих людей, которые увлечены искусством, и я заинтересовалась культурными проектами. Первым опытом серьезного волонтерства был Пушкинский музей, меня там официально оформили. Волонтеры работали с посетителями и помогали смотрителям. Иногда нам давали более интеллектуальные и творческие задачи. Например, на проекте «Арт-медиация Пушкинского» мы рассказывали о картинах без художественной интерпретации, опираясь лишь на свой жизненный опыт. Например, кто-то из нас был поваром и рассказывал о блюдах на картинах в самом бытовом смысле. 

Профиты

В Пушкинском волонтеры сами выбирают расписание, смены длятся по 2–3 часа. В музее очень дружелюбная среда, а волонтеры получают много профитов: нам устраивали бесплатные экскурсии, предлагали билеты в театр, организовывали просмотры фильмов. Я попала внутрь культурной индустрии, вокруг меня сложилось творческое сообщество людей — это то, за чем я пришла в волонтерство. Весь этот опыт поможет двигаться в арт-направлении в будущем.

Любимый проект

Мой самый яркий опыт волонтерства был на международном форуме креативных индустрий Art-werk. В прошлом году я уже пыталась попасть волонтером на форум, но не получилось — это очень популярное мероприятие и желающих много. Тогда я подписалась на рассылку и начала следить за проектом. Когда я получила сообщение о начале отбора волонтеров, отправила заявку. Через несколько дней мне позвонила менеджер проекта и предложила сопровождать спикера из Германии. 

Девушка, которую я сопровождала, была владелицей архитектурного бюро в Берлине. На проекте оказалось, что гостья хорошо говорила по-английски, и моя помощь ей не понадобилась. Мы обменялись телефонами, чтобы в случае чего она могла позвонить. Из-за того, что я оказалась свободна, мне стали давать разные задачи: я работала на стойке регистрации, в гардеробе. А еще я познакомилась с ночным мэром Амстердама, взяла у него интервью для своего блога, посетила много лекций.

Два дня проекта прошли, как маленькая жизнь, и оставили только положительные впечатления. У меня появилось много знакомых, которые и сейчас продолжают менять мою жизнь в культурном направлении.

Самое ценное на таких мероприятиях — чувство синергии, объединения вокруг одного большого и важного дела

Арт-лихорадка

На ART-WERK я познакомилась с арт-дилером Анной Семеновой, и она в тот же день пригласила меня поволонтерить на проекте ее подруги — Арт-лихорадке. Это аукцион, где можно приобрести произведения современного искусства за небольшие деньги. Программа была очень насыщенной: помимо самого аукциона был и балет, и вечеринка.

Распределения обязанностей не было. На аукционе мы монтажили и демонтажили площадку, развешивали картины, помогали на кассе, упаковывали картины покупателям. Одновременно в соседнем зале активно шла подготовка к вечеринке «Назло маме», это kinky party. Брутальные мужчины развешивали цепи и наводили антураж. К вечеру гости начали уходить, а участники вечеринки приходить.  Произошло забавное смешение публик: люди, одетые в латекс или вовсе раздетые, растворились в гостях аукциона.

Взгляд в будущее

Волонтерить в той сфере, которая тебе интересна, классно, это двигает тебя в нужном направлении, а новые знакомства часто перетекают в плодотворное сотрудничество. Культурным волонтерством я планирую заниматься и дальше, чтобы в будущем найти работу в этой сфере. Благодаря волонтерству я познакомилась с основателем магазина  зинов (любительские издания прим. The Vyshka) Benzine, после чего всерьез задумалась о выпуске собственного зина.

Текст: Алина Болознева
Редактор: Александра Ромадина

Обложка: паблик Пушкинского музея