one-to-one_4x

Не Зумом единым: студенты о платформах для дистанционного обучения

Обучение в период карантина невозможно представить без специальных онлайн-платформ и социальных сетей. Если раньше некоторые сервисы ассоциировались только с отдыхом, общением и развлечениями, то теперь они стали инструментами для работы и учебы. Мы узнали у четырех студентов, какие платформы предпочитают в их вузах, и почему занятий только через Zoom иногда оказывается недостаточно.

Мария Пивоварова,
студентка факультета Химии веществ и материалов СПбГТИ

Через вузовские платформы нам просто скидывают задания и уже записанные лекции, а мы их выполняем и переписываем вручную. Это очень долго и нудно. А вот лекции в Инстаграм Live — это супер удобно. Всегда можно спросить в чате, если что-то непонятно.

Сбои бывают на любых платформах. А иногда и просто из-за слабого интернета. Один раз мы должны были писать короткий тест на вузовской платформе, но сервер рухнул из-за того, что писало одновременно очень много студентов. В итоге, мало кто успел завершить работу. Сначала преподаватели хотели снять с себя ответственность. Заявили, что это не вина вуза, а факт сбоя надо еще доказать. Но потом сразу 600 студентов им прислали скриншоты с сообщением о неполадках, и нам все-таки дали возможность написать тест снова. На этот раз в разное время. Думаю, многие вузы технически оказались не готовы к переходу на дистанционку. 

Сами преподаватели несколько раз отменяли у нас занятия из-за семейных проблем, здоровья и плохой связи. 

Сложнее всего пожилым преподавателям, потому что многие из них не умеют даже пользоваться компьютером. 

Так, один преподаватель должен был готовить нас к экзамену, но из-за того, что ему тяжело работать с компьютером, он долго отвечает нам и ничего не может провести. 

Некоторые преподаватели боялись, что мы будем бездельничать на карантине и сильно повысили нагрузку. Недавно я, например, просидела за компьютером с одиннадцати утра до одиннадцати вечера

Каждый день я учусь за компьютером часов шесть минимум. Повезло еще, что я живу в частном доме и могу позволить себе выйти на улицу. Если бы я сейчас жила в общаге и сидела в четырех стенах, то я бы точно сошла с ума.

Отдельное веселье — это занятия по физкультуре. От нас потребовали отправлять видео, на которых мы выполняем упражнения: отжимания, растяжка, позы из йоги. Но платформа вуза не потянула загрузку видео, и нам пришлось скидывать фотографии упражнений. Меня фотографирует мама. Порой она не успевает снять меня в нужной стойке, и снимок получается размазанным. Приходится снова пытаться встать в нужное положение.

При этом преподаватели часто идут нам навстречу, а мы пытаемся подстроиться под них. Но без живого объяснения некоторые работы приходится переделывать по пятнадцать раз, и то, что в обычных условиях мы бы могли сделать за пару дней, растягивается на месяц. К счастью, деканат услышал наши жалобы и просьбы, и сейчас количество заданий немного уменьшилось.

Думаю, после того, как все это закончится, мы начнем больше ценить очные лекции и время, проведенное с одногруппниками. Но вспоминать все эти испытания я буду, скорее, с юмором, чем с болью. К тому же, раньше я вообще не знала никаких сервисов видеосвязи, кроме всем известного Skype, а теперь мы устраиваем конференции через камеру с подругой.

Николай Буланин,
студент института наук о Земле СПбГУ

Из необычных платформ у нас некоторые преподаватели используют 8×8 (бесплатный сервис для бизнес-конференций — прим. The Vyshka). Правда, она очень похожа на Zoom. Каких-то особых плюсов у нее нет, и используется она обычно преподавателями, у которых по какой-то причине не устанавливается Discord.

Я и до дистанционного обучения пользовался Discord для игр. По сути это тот же Skype c дополненными возможностями, улучшенными интерфейсом, видеосвязью и передачей звука.

По-моему, весь софт, все программы, все лучшее, в первую очередь, создается для геймеров

Discord — одна из наиболее удобных программ среди бесплатных. Тот же TeamSpeak (программа голосового общения для игроков; отличается высоким качеством звука при любом количестве пользователей — прим. The Vyshka), тоже один из лучших, но он платный. Разобраться в Discord несложно. Все наши преподаватели освоились. Кстати, многие одногруппники именно во время самоизоляции освоили Discord, и стали использовать его и другие сервисы видеосвязи для общения.

Один наш преподаватель использует для занятий YouTube, но достаточно странным образом: выкладывает лекцию рано утром и требует от старост проверять, чтобы все посмотрели ее сразу. Просыпаются все позже и с ужасом видят, что лекция, которая была доступна утром, уже удалена. К счастью, некоторые добрые люди стали выкачивать видео на Google Диск, благодаря чему остальные могут смотреть лекцию позже.

Общение во «ВКонтакте» с преподавателями гораздо более неформальное, чем, например, по почте. Можно быстро получить ответ, обсудить какие-то вопросы, промежуточные моменты. Через почту обычно пересылаются либо большие файлы, либо какие-то законченные работы.

Дистанционной площадкой вуза — Blackboard, как и вузовской почтой, мы почти не пользуемся, потому что она, мягко говоря, неудобная. Нам просто отправляют все материалы на личные ящики.

Тесты были всего пару раз, отправляли мы их через Google Classroom (веб-сервис, разработанный Google для школ. Упрощает процесс обмена файлами между учителями и учениками — прим. The Vyshka) По физкультуре, кстати, мы также проходим тесты в Blackboard, по которым надо набрать баллы для зачета. Контролировать, выполнение физических упражнений СПбГУ, конечно, не может, так что это самый логичный вариант.

Самое сложное на дистанционном обучении — это самоорганизация. У человека, который умеет организовывать себя, не будет проблем с учебой. В целом же, я не вижу каких-то существенных минусов в удаленном формате. Общение с преподавателем вполне заменяют дистанционные сервисы. А еще во время дистанционного обучения не приходится ездить лишний раз в универ.

Пока слушаешь лекцию, можешь спокойно сидеть и пить чай

Александра Вайсберг,
студентка политологии НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге

Раньше на паре по иностранному языку мы использовали Discord, но теперь постепенно переходим на Zoom. Решающей причиной для преподавателя стали технические проблемы, а еще жалобы на «базар» в чате. В Discord ведь есть быстрый доступ к гифкам, поэтому ими легко можно завалить сервер. А вот Zoom изначально лучше настраивает на рабочий лад, хотя там тоже можно флудить.

Мои однокурсники выступают против перехода. Возможно, студенты, использовавшие Discord для игр, относятся к нему как к приложению для развлечений, а не для учебы. К тому же в нем они могут параллельно общаться с товарищами по играм. Я не геймер, и Discord для меня был сервисом непривычным. В то же время с Zoom я уже давно знакома, так что к переходу отнеслась нейтрально. Хотя я знаю, что в Zoom есть проблемы с конфиденциальностью.

Также для проведения лекций часть преподавателей использует сервис Webinar (онлайн-площадка для проведения вебинаров — прим. The Vyshka). Это довольно удобно. Один раз приходилось использовать Skype, потому что мой научник решил организовать что-то вроде защиты курсовых, хотя она и не предусмотрена на втором курсе. Это было немного стрессово. Я не люблю Skype. Он очень напрягает и психологически давит на тебя.

По одному из предметов у нас теперь, например, проводят тест в GoFormative (веб-приложение для проведения занятий и тестов. Позволяет преподавателям давать задания и отслеживать процесс их выполнения — прим. The Vyshka). Преподаватель сразу сказал, что там он сможет следить, переходим ли мы на другие вкладки браузера и копируем ли ответы. По теории игр, кстати, у нас был тест через форму MC Teams (пространство для работы группой — прим. The Vyshka), которая по сути мало чем отличается от форм Google.

Иногда мы сидим так по 3 пары подряд с небольшими перерывами, во время которых тоже не всегда удается отдохнуть или подвигаться, потому что надо готовиться к следующему семинару.

Мне повезло, что у меня есть отдельная комната, и поэтому мы с мамой и бабушкой еще не вынесли друг другу мозг окончательно.

Наверное, если бы я жила в одной комнате с кем-то, то было бы тяжелее.

Я также руководитель студенческого проекта Вышка Lite SPb по подготовке школьников к олимпиадам, и мы недавно провели занятие через Jitsi Meet (открытый сервис для проведения видеоконференций до 75 человек, аналог Zoom — прим. The Vyshka). Все прошло хорошо, кроме того, что было трудно понять, слушают ли тебя вообще ученики с выключенными камерами и микрофонами.

Возможно, благодаря дистанционному обучению, лекции ведущих университетов станут доступнее для широкой публики. С другой стороны, общение с интересными людьми вживую может добавить мотивации и вдохновения, которых не даст дистанционка.

Алексей Стручков,
студент СПбГУГА

Дистанционное обучение ввели в конце семестра, и в таком формате прошла лишь пара лекций. Отличий от живого обучения было немного, поскольку преподаватели и раньше всегда заранее готовили презентации и рассказывали по ним.

Нет особой разницы, откуда читать и как воспринимать информацию: через монитор компьютера у себя в комнате или через проектор в аудитории

Сейчас мы сдаем зачеты. Один из зачетов был проведен довольно интересным способом — через Whatsapp. Каждый из нас по очереди должен был звонить преподавателю, показывать ему в камеру свое лицо и студенческий билет, чтобы подтвердить свою личность. При этом неважно, есть ли кто-то еще в комнате, главное, чтобы он молчал и не пробовал подсказать. На самом деле, если ты попытаешься куда-то посмотреть, преподавателю это сразу увидит.

Неудобно использовать для зачетов бесплатную версию Zoom, приходится заново создавать конференцию и заново заходить каждые 40 минут. На это уходит довольно много времени. Могут быть и проблемы с интернетом. Однажды на зачете в Zoom моя камера почему-то неожиданно затемнилась, хотя в других программах такой проблемы не было. В остальном, зачеты и занятия проходят гладко.

Один наш преподаватель стримит свои лекции через Twitch (крупнейший видеостриминговый сервис — прим. The Vyshka), который специализируется на играх, как и Discord. Этот преподаватель ведет не у нас, но я присутствовал на его стриме, как и многие мои одногруппники. Было занимательно послушать его, плюс лекция в Twitch — это само по себе интересно. Иногда какие-то случайные люди присоединялись и писали в чат что-то, несвязанное с лекцией, но они особо не мешали, и вряд ли кто-то обратил на них внимание. Удобно также то, что видео лекций в Twitch сохраняются, и можно посмотреть их повторно.

Я считаю, что дистанционное обучение — это новый опыт. Думаю, после окончания периода самоизоляции у нас все вернется на круги своя и мы будем учиться так же, как учились всегда. Вряд ли в нашем вузе сохранится что-то от дистанционного формата.

Текст: Константин Корякин
Редактор: Анастасия Жигулина

Обложка: Ron Horon // dribbble.com