39b8f22c-26af-4c7c-a815-f127eef4fe60

Звуки улиц: истории уличных музыкантов

Отношение к уличным музыкантом неоднозначное: кто-то считает их попрошайками, а кто-то — настоящими артистами. Мы поговорили со студентами, которые в свободное время играют на улицах. Герои рассказали, что им нравится и не нравится в уличных выступлениях и почему игра на сцене не похожа на выступления на улицах, а также посоветовали, как решиться выйти играть на улицу.

Герои:

Анастасия Большакова, студентка 1 курса НИУ ВШЭ

Екатерина Гладких, студентка 1 курса ЛЭТИ

Юлиан Кавка, студент 2 курса ГУУ

Первые аккорды уличной музыки

Музыка с самого детства была важной частью жизни наших героев. Катя пошла в музыкальную школу в детском саду, Юлиан начал играть на гитаре в четвертом классе. Настя тоже училась в музыкальной школе, но вскоре она поменяла флейту на гитару.

Юлиану уличные музыканты всегда казались интересными и романтичными: «Это же круто, как будто даешь свой концерт». Для Насти уличные выступления с детства были заветной мечтой, несмотря на то, что мама говорила ей, что играть на улице плохо и девушка будет играть в переходе с бездомными.

Катя не представляет свою жизнь без уличных выступлений: в Петербурге, где она родилась и выросла, уличная музыка очень популярна, и летом музыканты играют по всему Петербургу, буквально в нескольких метрах друг от друга: «Для меня уличная музыка всегда была чем-то личным и особенным. Когда я была в Москве, я видела всего двух или трех музыкантов на одной и той же улице. Но в Питере они действительно на каждом шагу, это уже такое огромное сообщество. Это целый уличный культ, это не просто выйти на улицу и попеть.

Когда от человека исходит действительно крутая энергетика, я считаю это творчеством, несмотря на то что многие берут за это деньги. Я рассматриваю уличную музыку как процесс самореализации

Петербург вдохновил на выступления и Настю. В первый раз она вышла играть в 2016, но тогда это не стало для нее регулярным занятием. Только два года назад Настя решила играть постоянно. Началось с того, что она подходила к уличным музыкантам и спрашивала их, можно ли спеть и сыграть с ними. Только после этого Настя решила купить аппаратуру и выйти сама. 

Когда Настя играла сама в первый раз, она выступала около торгового центра в своем районе и столкнулась с теми, кому не нравилась уличная музыка: «К нам подошла пара, и они сказали, что живут в соседнем доме, женщина беременна, а мы мешаем ей отголосками своей музыки. Они сказали, что дают нам полчаса, чтобы уйти. На это мы ответили, что мы можем играть до восьми часов, так как это общественное место. Потом мужчина подошел к нам и спросил: «Может, вам помочь собраться?» А женщина в это время вылила банку колы на комбик (гитарный усилитель — прим. The Vyshka)». С аппаратурой ничего не случилось, но на то место Настя больше не возвращалась, выбирая в дальнейшем официально разрешенные места.

Юлиан впервые попробовал выступать уже в 2016 году, но тогда у него не было аппаратуры и ничего не получилось: из Парка Горького, где он играл, его выгнали охранники. Поэтому в следующий раз он решил снова выйти только через два года, когда познакомился с девушкой, с которой потом играл дуэтом: она пела, а он играл на гитаре.

Катя тоже начала выступать, когда познакомилась с другими музыкантами. Затем она присоединилась к их группе. Катя очень стеснялась и в первый раз не смогла попросить разрешения спеть с ними: «Я слушала их минут сорок, хотела попросить спеть вместе, но не смогла этого сделать. На следующий день я встретила эту же группу в другом месте, подошла к ним и спела с ними. Потом я встречала их в разных местах, ближе познакомилась с гитаристами и стала выступать с ними».

Катя начала выступать в группе, но мало пела и денег не брала. Во время ЕГЭ она не могла играть, а когда вернулась, один из участников отвел ее в сторону и сказал, что у них нет так много мест в группе: «Мне кажется, решение мало обсуждалось и не было коллективным, однако этот парень сказал мне, что так решили все. Меня это задело, я подошла к ребятам и сказала, что больше не хочу с ними играть. В этот же день я создала свою группу, взяла деньги в долг у сестры и друзей на аппаратуру, но отдала все на следующий день».

Катя очень хорошо помнит свои впечатления от первого дня, когда она вышла играть на улицу: «Я очень люблю выступать, но у меня всю жизнь была боязнь сцены, и на видео с первого дня видно, как я дрожу и смущена».

Когда же Катя вышла играть со своей собственной группой, эмоции были совершенно другими: «Когда я в первый раз выступала отдельно, я чувствовала себя прекрасно, это был день России, я играла на Невском проспекте, в одном из самых красивых мест Питера. Было солнечно, мы много заработали, но больше всего меня вдохновляло то, что в тот день я познакомилась со многими творческими людьми. Прошел всего год, но тогда я познакомилась с большим количеством людей, чем за всю жизнь до этого. Я встретила столько художников, столько прекрасных музыкантов».

Когда лучше играть? 

Жизнь уличных музыкантов напрямую зависит от времени года: «Сезон — это весна, лето и осень. В основном мы начинаем играть с февраля, но ориентируемся на погодные условия: если идет снег или метель, то играть невозможно», — рассказывает Катя.

Многие чаще всего выступают летом, так как осенью меньше свободного времени из-за учебы: «Летом я играла почти через день, это стало образом жизни. Когда началась учеба и стало холодно, я ходила, когда было свободное время. Я поняла, что уже пора переставать ходить на стриты (уличные выступления на слэнге музыкантов — прим. The Vyshka) в декабре, мы тогда менялись каждую песню, потому что было холодно, и, пока играешь на гитаре, уже не чувствуешь пальцы», — делится Настя.

Если музыканты играют в первую очередь ради своего удовольствия, а не заработка, то частота выступлений может зависеть и от настроения самого музыканта. Юлиан рассказывает, что у него нет никакого среднестатистического ритма выступлений, он может выходить почти каждый день, а потом прервать выступления на две недели.

Катя также рассказывает, что каждый день выступают обычно те, кто зарабатывает этим на жизнь: «Когда я играла в других группах, я выходила каждый день. Сейчас, когда у меня своя группа, я не выхожу так часто, потому что теряется вкус». По ее мнению, чтобы не потерять интерес к выступлениям и играть в свое удовольствие, оптимальнее выходить раз или два в неделю.

Уличные музыканты любят выступать на городских праздниках, потому что на них много людей и чувствуется особая атмосфера. Например, в Петербурге Алые Паруса — большое событие для всех уличных музыкантов. Катя рассказывает, что музыканты бронируют место за месяц или два до начала праздника или приезжают с самого утра, чтобы занять хорошее место и встают на Невском проспекте через каждые 10-15 метров, даже на проезжей части.

В Москве, в отличие от Петербурга, где музыкантов везде окружают люди, уличные выступления обычно привлекают к себе меньше внимания. Но во время Дня города, когда Настя выступала в Зарядье, вокруг нее собралось много людей, среди которых были и иностранцы: «Когда закончился салют, круг людей стал огромным. Я начала петь и не слышала себя, потому что все подпевали дружной толпой. Ощущалась атмосфера праздника и счастья, к которому все вокруг причастны. Когда я спела свою песню, были такие же громкие овации, как и на те, которые зрители пели все вместе».

Сколько зарабатывают уличные музыканты?

Регулярно зарабатывать на уличных выступлениях не так просто, потому что заработок зависит от всех условий: места, погоды, дня недели. Катя объясняет, что летом гуляет много людей, весной же все готовятся к экзаменам. Первое выступление девушки состоялось в праздничный день — День России — поэтому тогда она заработала много: 8 тысяч рублей за два часа. 

Юлиан говорит о том, что предсказать, сколько можно заработать за день, невозможно: «Нет какой-то даже среднестатистической цифры, потому что бывало такое, что я зарабатывал ничего или около 100-200 рублей за полтора часа. Однажды за 3 часа мы с подругой заработали 23 тысячи рублей».

Настя рассказывает, что можно заработать больше, если кто-то будет аскером, то есть будет ходить среди людей с шапкой. Катя говорит, что аскерство было обычной практикой, когда группа, где Катя играла, зарабатывала уличными выступлениями, но это изменилось, когда они стали выступать в свое удовольствие: «Кто-то бегал с шапкой, когда нужно было собирать деньги и не было другой возможности, но сейчас мы за свободные донаты».

Где выступать?

Не только для заработка, но и для атмосферы выступления важным оказывается выбор площадки. Юлиан делится своими впечатлениями от выступления в Яме, которое было одним из самых необычных его выступлений: «Обычно люди приходят, слушают и уходят, а в Яме люди сидят. Когда я там в первый раз выступал, люди сидели там по несколько часов, а я выступал около пяти часов. Подходили ребята, спрашивали, можно ли спеть, танцевали. Люди веселились, и мне очень понравилось общее настроение. Было очень приятно играть, но мне нужно было каждый раз придумывать что-то новое, по-новому шутить, петь другие песни. Обычно из-за того, что люди постоянно меняются, можно петь по кругу одни и те же песни, а тут так сделать было нельзя, и это был вызов для меня».

В Москве выбор места может зависеть не только от популярности и атмосферности места или акустики, но и от того, разрешено ли там играть: «У мэрии Москвы есть проект для уличных музыкантов с площадками, которые официально разрешены и с которых не будет прогонять полиция. Нужно выбрать время и написать свои данные, и тебе дают разрешение. Я всегда выбираю эти площадки, чтобы не было никаких проблем. Хотя пару раз я выступала на Арбате, где это не разрешено, но там свои страшные схемы и какой-то человек держит весь Арбат и просит половину выручки», — делится Настя.

Однако и у этого проекта есть ограничения: например, одну площадку можно забронировать только на два часа, и этого не всегда хватает, а переходить с одного места на другое неудобно. Поэтому Юлиан играет в местах, где таких ограничений нет, но и играть там, соответственно, запрещено:

«Мы встаем и играем до того момента, пока охранники нас не выгонят. Это бывает часто: в самом начале января меня и моего друга, с которым я играю, забрали в отделение полиции, оштрафовали и конфисковали аппаратуру на две недели».

В Петербурге разрешенных площадок нет, но полицейские достаточно лояльны к музыкантам, потому что в Питере выступающих гораздо больше, чем в Москве. Своим опытом взаимодействия с полицией делится Катя: «Полицейские подходят и говорят, что здесь нельзя играть. Никого обычно не забирают, просто просят уйти, и мы переходим на другую точку. Когда мы играли во время карантина, они сказали надеть маски и убрать табличку».

В Петербурге музыканты сами договариваются между собой, кто и где будет играть: «Чтобы не ссориться, кто-то создал группу Вконтакте, там есть ссылки на беседы каждой точки. Туда можно писать и бронировать время. Тогда никто из тех, кто есть в этой беседе, приходить на эту точку в это время не будет. Сложнее с теми музыкантами, которых в этой беседе нет», — рассказывает Катя.

Время и порядок выступлений

Выступления чаще всего проходят вечером, потому что на улицах больше людей, и само выступление приятнее. Иногда у музыкантов есть свое любимое время для выступлений, например, как у Насти: «Мы всегда старались выбирать такое время, чтобы встречать закат во время выступления, с 6 до 8 осенью и весной или с 8 до 10 летом».

Распорядка выступления обычно нет, и длительность выступления зависит от реакции зрителей и настроения музыканта. Свой обычный день Юлиан описывает так: «Я собирал аппаратуру, заряжал батарейки, ехал в центр и начинал обычно в пять или в шесть. Выступление длилось по-разному всегда, от двух-трех часов и дальше. Однажды мы играли 12 часов подряд».

У некоторых уличных музыкантов расписание выступления, наоборот, продумано до мелочей. Катя рассказывает о своем опыте игры в такой группе: «Мы делили время, каждую минуту, кто-то поет одну минуту, кто-то — две, нельзя было говорить больше 10 секунд в микрофон и больше трех раз. Были очень жесткие правила, мне это очень не нравилось, потому что превратилось в заработок и не приносило никакого удовольствия».

Весенний сезон 2020 года нельзя назвать типичным. Из-за карантина уличные музыканты не смогли играть на улице, но выступать и общаться со своими подписчиками не перестали. Настя, например, ведет эфиры, в том числе совместно с ХСЕ Фактором. Катя также устраивает эфиры, но сейчас готовится к уличным выступлениями: «Сейчас мы начинаем выходить, но соблюдаем меры безопасности: выступаем в перчатках, в масках, микрофон без насадки, которая собирает все микробы, и поем только я и мой молодой человек. Мы поставили табличку с номером карты, чтобы уменьшить контакт с наличными».

Плюсы и минусы уличных выступлений

Больше всего музыканты ценят уличные выступления за их атмосферу: «Мне нравится, когда люди подпевают, танцуют, зажигают фонарики на телефоне, говорят какие-то приятные слова. Нравится, когда толпа людей собирается, очень часто бывало, что толпа так громко пела, что я мог даже не петь, а просто играть, это потрясающе», — делится своими впечатлениями Юлиан.

Настя любит уличные выступления за реакцию зрителей, которая выражается в разговорах после стрита, сообщениях или отметках в историях в Инстаграме. Юлиан рассказывает, что особенно приятно, когда зрители заботятся о музыкантах и приносят кофе или чай в холодную погоду. Стриты позволяют не только получить отдачу на свое творчество, но и продолжать самореализовываться, Настя, например, заработала на предоплату своего будущего альбома уличными выступлениями.

Уличные выступления могут полностью поменять жизнь, и в том числе за это Катя их и ценит: «Я была безумно стеснительной, но моя жизнь с ног на голову перевернулась с тех пор. Я была примерной маминой дочкой, хорошей ученицей, у меня было немного знакомых. Сейчас я чувствую себя абсолютно иначе, ребята, с которыми я познакомилась, вселили в меня уверенность».

Бывают и обратные случаи, когда уличные выступления меняют людей к худшему. Настя передает опасения знакомых уличных музыкантов: «Есть такие люди, которые поют типичный репертуар, Цоя, например, и поют монотонно, типичным голосом, без души. Это сильно чувствуется, и люди даже не останавливаются. Один мой друг боится к годам тридцати-сорока стать таким же, как эти ребята, потому что уличная музыка очень затягивает. 

Очень сложно пойти работать в другое место, потому что манит то, как легко заработать деньги. Можно постоять два часа и заработать столько, сколько в книжном за целый день зарабатывают

Катя воспринимает музыкантов, играющих без души простую музыку, как попрошаек. Она считает, что, когда музыканты играют ради заработка, это перестает быть творчеством и может привести не только к потере удовольствия от процесса выступления, но и к ухудшению отношений в группе: «Я не люблю, когда начинается дележка денег. Есть люди, которые этим зарабатывают. У меня есть основная работа, для меня это хобби, дело души. Мне вообще все равно, кто заберет деньги. Сейчас часть денег мы отдаем ребятам, которые помогают нам на стритах».

Проблемы возникают не только с другими музыкантами, но и со зрителями. Настя говорит, что пьяные и бездомные люди очень портят атмосферу выступления: «Они подходят прямо вплотную и просят спеть песню Би-2, а ты говоришь им в десятый раз, что не знаешь ни одной песни Би-2. Хотя и в них есть свой шарм, их весело вспоминать».

Отношения со зрителями

На выступлениях наши герои часто встречают своих друзей и знакомых, но еще они находят себе новых во время выступлений. Катя считает, что уличные выступления создают дружескую и доверительную атмосферу: «Мы выступали на двух свадьбах, одна была на корабле, другая — в ресторане, а потом мы праздновали на свадьбе вместе с гостями. Люди настолько нам доверились, что они просто подошли к нам после выступления и попросили, чтобы мы сыграли у них на свадьбе. После знакомства на улице невозможно относиться друг к другу как-то официально».

Зрители, которым понравилось одно выступление, находят музыкантов в Инстаграме, где они публикуют анонсы выступлений, и часто возвращаются. Через Инстаграм или группу ВКонтакте происходит и основное общение с поклонниками. Общение со своими подписчиками часто вдохновляет, продолжает Катя: «Один раз я выложила видео со своей песней, и одна девочка написала, что ей очень понравилось, и она спросила, что это за песня. И это очень мотивировало двигаться дальше».

Некоторые думают, что уличные музыканты работают исключительно ради денег. Катя рассказывает, что однажды во время выступления к ней подошла женщина и сказала, что она заплатит, если Катя споет песню: «Я всегда в таких случаях отказываюсь, потому что я не хочу, чтобы уличных музыкантов воспринимали как уличных попрошаек.

Мы не попрошайки, мы не просим денег, мы просто выступаем, а пожертвования — это дело каждого 

Люди делают это сами, а не потому, что их кто-то заставил».

Отношения с музыкантами

В Петербурге, как рассказывает Катя, сообщество уличных музыкантов очень большое и сплоченное. У них есть группа Вконтакте, где все бронируют места и общаются, есть общая беседа, где все обсуждают новое в музыке, законы, которые запрещают играть. Внутри сообщества сложились дружеские отношения, но не все музыканты состоят в этом сообществе: «Есть ненормальные музыканты — они ничего не знают об уличной музыке, но говорят, что двадцать лет играют самостоятельно. С такими очень часто были конфликты, потому что они не хотят идти на контакт».

Единого сообщества в Москве нет, есть беседа ВКонтакте, но, как рассказывает Юлиан, там в основном люди гораздо старшего возраста: «Они далеки от меня в плане уличной игры, они там обсуждают свои темы, непонятные мне. Это мне совсем неинтересно». Однако Юлиан познакомился со многими музыкантами во время выступлений: «У меня очень много знакомых и друзей — уличных музыкантов, мы хорошо общаемся, помогаем, например, предупреждаем, если откуда-то выгоняют или полицейские могут забрать и так далее. Почти все уличные музыканты друг другу друзья, поэтому конкуренции нет».

На улицах быстро рождаются творческие тандемы, так как обычно люди на стритах открыты ко всему новому. О таком сотрудничестве рассказывает Настя: «Этой весной ко мне подошли двое ребят, пока я завершала стрит, мы разговорились, оказалось, что парень пишет музыку, и мы с ним договорились записать песню».

Советы

Катя, несмотря на то, что она не может представить свою жизнь без уличных выступлений, не советует начинать играть на улице только ради заработка: «То, что ты зарабатываешь за два часа пять тысяч рублей, а на обычной работе пятьсот рублей, сильно портит психику».

Настя однозначно советует хотя бы попробовать выступить на улице, чтобы понять, подходит ли такой формат: «Можно взять комбик в аренду или подойти к уличным музыкантам на улице. Надо не бояться, что ты плохо поешь — это мнимый страх, никто не будет на улице тебя осуждать, но ты найдешь своего слушателя, который полюбит тебя за искренность и за то, что ты делаешь его день немного лучше».

Юлиан тоже говорит, что нет другого варианта, кроме как выучить десять песен, выйти и играть. Первые выступления, по словам Юлиана, пройдут не идеально, но главное — не переживать, что никто не останавливается. Катя советует составить список песен, который будет под рукой во время выступления, чтобы не играть популярные песни, которые исполняют все уличные музыканты. 

Юлиан также подчеркивает, что, кроме умения хорошо петь и играть, нужно выступать с хорошим настроением, иначе никто не будет слушать: «Как показывает практика, даже если ты крутой музыкант и певец, это не значит, что много людей остановятся, чтобы послушать: нужно иметь харизму, очень важно иметь чувство юмора и уметь взаимодействовать с людьми».

Текст: Екатерина Волошина
Фотографии из личных архивов героев
Редактор: Анастасия Елфимова