Дизайн без названия

Не умнее всех: студенты, первые в рейтинге

Одной из особенностей Вышки является наличие рейтинговой системы, с помощью которой рассчитывается скидка на обучение. Мы поговорили со студентами и выпускниками Вышки, которые заняли первое место в кумулятивном рейтинге по итогам зимнего семестра. Они рассказали об особенностях учебы на их программе, поделились опытом совмещения работы и отличной учебы, а также открыли три «секретных составляющих» своего успеха. 

Наташа Аветисян, 3 курс
Логистика и управление целями поставок

Изначально желания Наташи относительно поступления в Москву не были высоки: в планах было идти на филологию в региональный вуз, при этом девушка думала, что не сможет поступить даже туда. Когда пришли результаты ЕГЭ, Наташа поняла, что может желать большего. Ей предложили «зеленую волну» логистики, и она отдала оригинал аттестата именно туда.

«У нас очень трудно быть в топе рейтинга и получать хорошие оценки, хотя это не самая сложная программа факультета», — говорит Наташа. На логистике есть своя шкала оценивания, в которой зачет начинается только с 65% правильно выполненной работы, а десятка выставляется только при выполнении всей работы без единой ошибки. В начале учебного года оценки за экзамены стали блокирующими: чтобы получить незачет, достаточно набрать меньше 65% за экзамен. «Из-за этого у нас достаточно высококонкурентная среда».

Самая низкая оценка, которую студентка когда-либо получала — это «шесть». А первую низкую для нее оценку — «семерку» — она заработала в самом первом модуле на первом курсе. Для девушки это стало «спусковым механизмом» к началу активной работы. Несмотря на оценку, Наташа закончила второй семестр первой в текущем рейтинге.

Девушка рассказала, что «девять» на ее программе — это очень хорошая оценка, а «десять» получить практически нереально. «Когда я получаю максимум, я очень горжусь собой, так становится гораздо приятнее».

Наташа никогда не относила себя к людям, которые лучше всех учатся на логистике, даже несмотря на то, что она занимает первую позицию в кумулятивном рейтинге. Ее целью никогда не было «быть всегда первой» — первой в текущем рейтинге она и не была, кроме того одного раза. Девушка всегда стремилась сделать все возможное для своей учебы, но не гналась за цифрой в рейтинге и быстрым результатом, ведь, считает она, в долгосрочной перспективе ее первое, третье и десятое места могут дать в сумме первое место кумулятивного рейтинга.

Точечные «промахи» для меня не критичны. Главное — это долгосрочный результат

Учеба часто полностью поглощает Наташу, но девушка признается, что наслаждается этим процессом. «Но я бы не сказала, что сильно отрываюсь от реальности и перестаю видеться со своими друзьями. Например, я тоже смотрю сериалы — это для меня своего рода терапия, чтобы расслабиться и восстановить свои силы», — говорит Наташа. На младших курсах она также занималась внеучебной деятельностью в университете, однако на третьем курсе отошла от этого из-за появления работы. Также в последний год студентка увлеклась корейским, и сейчас она до сих пор продолжает учить его.

Наташа работала с декабря и до начала карантина по 30 часов в неделю, при этом продолжая посещать все пары из-за привычного для нее перфекционизма. «Мне приходилось быть на работе до и после пар, нередко задерживаясь после шести. Часто я не могла просто найти время на то, чтобы сделать все, что мне было нужно». Несмотря на большую нагрузку, она успешно сдала сессию. Поэтому девушка считает, что для нее совмещать работу и отличную учебу вполне реально, хоть и непросто.

Три вещи, без которых невозможно быть первым в рейтинге:

«Для меня это, во-первых, планнер. В голове все удержать невозможно, как бы мы не оценивали наши когнитивные способности. Голова — не мусорка, и скидывать в нее все подряд не надо. Во-вторых, это умение приоритизировать: понимать, что для тебя действительно важно, а что менее актуально, и уметь сконцентрироваться на первом. И последнее — это восприятие образования как инвестиции в себя. В таком случае концентрация только на оценках кажется слишком поверхностной, а понимание того, что именно сейчас ты строишь свое будущее, будет мотивировать делать больше и лучше».

Маша Зубкова, 2 курс
Социология

Маша делится, что на ее программе существует большая разница между получением отличных оценок и нахождением в топе рейтинга. «У нас есть такие предметы, на которых десяток “не существует”: преподаватели никому их не ставят, соответственно, быть в топе рейтинга — это не значит иметь все отличные оценки», — говорит девушка. Она отмечает, что на социологии отсутствует высокая конкуренция: в ее окружении нет борьбы за рейтинг, а на программе много бюджетных мест. Однако Маша считает, что из-за разнообразия предметов сложно быть высоко в рейтинге студентам с односторонним складом ума: «Мне очень повезло с математическим бэкграундом: гораздо легче, чем большинству, мне даются более логические или компьютеризированные предметы».

Маша рассказывает, что на первом курсе после двух пересдач даже попала на комиссию, хотя и получила на ней максимальный балл: «Это был довольно спорный предмет: экзамен весил 100% от оценки, а не сдать можно было, просто допустив маленькую ошибку по невнимательности — так и получилось».

Девушка признается, что замечает у себя большие проблемы с мотивацией: «У меня редко появляется конкретная цель, к которой хочется идти, скорее есть общие желания — иметь хорошую работу или быть эрудированным человеком. Мне повезло с тем, что я люблю учиться и не воспринимаю университет как каторгу». Несмотря на это, у Маши получается совмещать многие вещи: работу, встречи с друзьями, вечеринки. «Мне кажется, ограничиваться только учебой в университетские годы пагубно для самого человека и его навыков социализации», — говорит студентка. Она подрабатывает с первого курса: преподает математику детям, готовя их к олимпиадам. На втором курсе девушка посвящала работе довольно большую часть своего времени: иногда она преподавала несколько недель подряд каждый день. При этом девушка не считает себя домоседом — любит встретиться с друзьями и сходить на тусовку.

Три вещи, без которых невозможно быть первым в рейтинге:

«Для меня это высокие требования к себе, именно желание выполнить свой собственный максимум, интерес к учебе и предмету, а также умение учиться и понимать, как именно можно достичь поставленной цели наиболее эффективно».

Артем Евсеев, 4 курс
Юриспруденция

Артем закончил бакалавриат Вышки в этом году, но начал работать в сфере права интеллектуальной собственности еще с конца первого курса. Тогда он был настоящим «ботаном», но с появлением в его жизни практики это изменилось.

«В самом начале учебы у меня был период отрицания: я максимально сомневался в своем выборе. Самым ярким впечатлением за первые две недели учебы было: “какой у нас прекрасный гардеробщик”», — вспоминает Артем. Тогда в программе были очень теоретические предметы, что расходилось с ожиданиями студентов о том, что с самого начала будет только практика.

Для меня рейтинг — это не показатель того, умный передо мной человек или нет

Переосмыслить свое отношение к учебе Артему помогли муткорты (moot court — конкурс в виде игрового судебного процесса — прим. The Vyshka). «Я участвовал в них, развивал свои практические навыки и понял, что учеба важна, но нужно правильно расставлять приоритеты», — говорит Артем. Так он сконцентрировался на практической пользе знаний и навыков, что, однако, не повлияло на его оценки. Работа по специальности только подтвердила идею того, что, хотя от учебы нужно стараться брать максимум, важно совмещать ее с реальной деятельностью.

Совмещать работу и учебу Артем успевал все три года. Он с уверенностью говорит, что это реально, хотя и придется смириться с серьезным ущербом личному времени. «В юридическом консалтинге нормально, если твой рабочий день начинается раньше девяти утра, а заканчивается, например, в полночь. Бывали абсолютно разные ситуации, срочные проекты, которые нужно было сделать здесь и сейчас, поэтому для личной жизни после учебы и работы оставалось действительно мало пространства».

Три вещи, без которых невозможно быть первым в рейтинге:

Артем говорит, что для него в первую очередь имеет значение интерес, потом самодисциплина и сила воли.

Даниил Тяпкин, 3 курс
Прикладная математика и информатика

Даниил говорит, что его программа является достаточно сложной относительно многих других в Вышке. «С другой стороны», — отмечает он, — «на ПМИ нет работ, которые связаны с субъективным оцениванием — например, различных эссе. Поэтому у нас нет проблемы с различием оценок в зависимости от семинариста: критерии четкие и одинаковые для всех».

«Оценки — это не главная моя мотивация. Гораздо важнее делать то, что интересно. Но я перфекционист, и поэтому иногда я стараюсь получить максимум и не по профильному предмету, например, экономике», — делится студент. Его минимальная оценка за три года — «шесть» по английскому языку на втором курсе, по профильным же предметам не было ниже «восьмерки». И даже за сложные курсы студенту часто удавалось получить максимальную оценку.

С внеучебной жизнью и подработкой у Даниила возникают сложности: для него учеба в приоритете, поэтому на остальное часто не хватает времени. «Совмещать работу и учебу я пытался. Предыдущие два лета я стажировался в Яндексе, и в обоих случаях часть стажировки накладывалась на первый месяц учебы. Мне было очень тяжело, хотя, возможно, я просто слишком ответственно пытался подходить и к тому, и к другому. В итоге сил ни на что не оставалось. Но я решил, что совмещать оба занятия для меня скорее нереально».

Даниил считает, что главным навыком студента,который хочет быть в топе рейтинга, должно быть умение не забивать на дедлайны. Также важно проводить много времени на свежем воздухе: физическая активность и природа помогают избавиться от накопившегося стресса.

Саша Ижевская, 3 курс
Иностранные языки и межкультурная коммуникация

«Наша программа гуманитарная, и ее нельзя считать сложной, особенно в сравнении с программной инженерией», — смеется Саша. Однако девушка считает, что придется потрудиться, чтобы попасть в топ рейтинга, так как среда на программе очень конкурентная.

Для Саши довольно многое зависит от преподавателя: когда он заряжен энергией и замотивирован, ей хочется учиться гораздо больше. Влияет и группа: Сашины одногруппники очень хорошо учились, и это толкало ее «вверх», несмотря на то, что она пришла на первый курс с намерением расслабиться после поступления на бюджет.

Саша совмещает свою программу с непрофильным для нее майнором «Интеллектуальный анализ данных», который среди студентов Вышки считается одним из самых сложных. Майнор увлек студентку даже больше, чем ее основная программа, и при всей своей сложности все же позволил сохранить первое место на курсе. «Языки тоже мне помогают: когда я проходила стажировку в Вышке, моя деятельность была связана как с языками, так и с анализом данных. В будущем я надеюсь найти как раз такую работу для себя», — делится Саша.

Три вещи, без которых невозможно быть первым в рейтинге:

Умение организовывать свое время, не забывать отдыхать и умение концентрироваться.

Григорий Головизнин, 2 курс
Экономика

Изначально Гриша поступил на программу «Управление бизнесом» — до «зеленой волны» на «Экономике» ему не хватило пары баллов. В следующем году проходной балл «зеленой волны» снизился, что в итоге позволило Грише поступить на желаемую программу.

«Изначально у меня была цель, чтобы первый курс прошел весело, и на “Управлении бизнесом” это получилось», — делится Гриша. На «Экономике» учиться стало сложнее. Студент объясняет это тем, что на программе много теоретизированных предметов, а также рассказывает, что быть в топе не просто: «Конкуренция на “Экономике” очень высокая, и если получить “девятку”, а не “десятку” по какому-то предмету, то это сильно отразится на рейтинге».

Свободное время студент уделяет занятиям спортом, которые часто помогают избавиться от стресса, и углубленному изучению финансов и машинного обучения, при этом стараясь концентрироваться на учебе. «Когда я слишком долго сижу за какой-то работой, и у меня начинает закипать мозг, я сразу иду в спортзал. Пары часов обычно достаточно, чтобы отвлечься и забыть про стресс, и я бы очень советовал всем попробовать такой способ разгрузки», — делится Гриша. Совмещать работу и учебу без вреда оценкам у Гриши тоже получалось: до коронавируса он периодически подрабатывал репетитором непрофильной экономики, а во время — помогал своим родственникам по работе.

С отсутствием мотивации Гриша борется самоубеждением: «Я стараюсь придумать, какую пользу мне принесет то, на что я потрачу силы. Например, если нужно выучить что-то громоздкое и мне не хочется, я говорю себе, что это разовьет мою память».

Гриша говорит, что для него быть первым в рейтинге не значит быть самым умным на потоке.

Для того, чтобы получить хорошие результаты, нужно просто больше стараться и вникать — тогда все получится

Три вещи и привычки, без которых нельзя быть первым в рейтинге:

«Самое очевидное — умение бороться с ленью. Когда тебе ничего не хочется делать, ты все равно можешь встать и начать. Для того, чтобы успевать делать все задания и правильно рассчитывать время, важно уметь планировать и адекватно распределять нагрузку. Также важна привычка разбавлять учебу чем-то еще. От беспробудного сидения за одним занятием работоспособность сильно снижается. Невозможно концентрироваться без перерывов, тут очень важно добавить что-то еще, например, занятие спортом или прогулку».

Текст: Екатерина Андрюхина
Редактор: Анна Терешева