Иностранные студенты не могут вернуться в Россию из-за закрытых границ
Из-за неспокойной эпидемиологической ситуации Россия оставляет границы закрытыми для иностранных граждан, в том числе для иностранных студентов, обучающихся в РФ. Пока одногруппники посещают лекции и семинары, они публикуют открытые письма ведомствам с просьбами разрешить возвращение и пытаются учиться, находясь в изоляции от своих вузов.
Когда казахстанские студенты возвращались домой из-за начавшейся пандемии, они переходили границу между РФ и Казахстаном пешком. Таково правило. Нейтральная полоса — три километра, поэтому с собой они несли самое необходимое. В общежитиях и на съемных квартирах остались теплые вещи, конспекты и учебные принадлежности. Теперь Казахстан открыл границы для студентов и на въезд, и на выезд, но Россия все еще не пускает их на учебу.
Границы Молдовы закрыты так же, как и российские. Авиасообщения между странами нет. Вернуться в Россию нельзя и потому, что учеба не значится в списке оснований для въезда в РФ. Аналогичная ситуация во всех странах СНГ.
В результате, в начале учебного года иностранные студенты заперты у себя дома. Это создает трудности в обучении. Пересечь границы, когда это будет возможно, тоже будет сложнее, чем обычно.
Дело в больших расходах
Въезд в Россию для иностранных студентов из Молдовы сопряжен со многими тратами и, по их словам, обойдется примерно в 30 тысяч рублей. Первые авиабилеты будут стоить не меньше 120 евро. Полис дополнительного медицинского страхования обойдется ещё в 14 тысяч. Иностранные студенты обязаны иметь его, чтобы жить в России. Перед приездом им нужно сделать тест на COVID-19, который в Молдове в среднем стоит 4 тысячи рублей. «Я хочу вернуться в Россию, ибо у меня там все: семья, друзья, работа и личные вещи. Единственное, что остается, так это ждать», — говорит Валерия Рейнтович, студентка НИУ ВШЭ.
Оставаться дома может быть не дешевле. Стас Козарев, студент московского театрального вуза, уезжал в Казахстан на две недели помочь дедушке, а вынужден был остаться на два месяца. Заявления Минобрнауки РФ о дистанционном обучении его не успокаивают. Компьютер юноши вместе с теплыми вещами остался в Москве на съемной квартире. Студенту приходится платить за нее, хотя он там не живет, чтобы вещи не оказались на улице. Денег на это уже не хватает, потому что из-за долгого отсутствия в России Стас потерял работу и уже оплатил очное обучение. Вуз отказал Стасу в дистанционном обучении, потому что он единственный иностранный студент. В итоге юноша не может приступить к учебе и сдать экзамены: из-за перехода на онлайн-обучение их перенесли с весны на конец сентября. Раньше 1 октября Стас приехать не надеется. До того, как приступить к занятиям, ему нужно будет еще две недели провести на карантине.
Дистанционка ≠ очное обучение
Вероника Венгер учится в Уральском государственном педагогическом университете и не знает, сможет ли в этом году пройти практику, которая должна начаться в октябре. Школы России учатся очно, а казахстанские — дистанционно. Поэтому, если Вероника не сможет въехать в Россию, практику пройти будет негде, и девушка получит академическую задолженность. Она звонила в штаб помощи МИД Казахстана, где сообщили, что вопрос решается, но не сказали ничего конкретного. «Очень сложно жить, не зная никаких дат, да и решение все еще могут принять не в нашу пользу», — говорит Вероника.
Валерия Рейнтович столкнулась с необходимостью начать учебу дистанционно, пользуясь только мобильным телефоном. Компьютер остался в России. «Самое страшное — выполнять что-то на скорость на семинаре. Денег на покупку временного ноутбука у меня нет», — говорит девушка.
В Высшей школе экономики дистанционное образование подразумевает перевод на индивидуальный учебный план (ИУП). Он назначается не менее чем на модуль и состоит из курсов на площадке Coursera. Начать изучать предмет дистанционно на ИУПе, а закончить очно невозможно. Из-за этого студенты озабочены, не пострадает ли качество образования.
Не все иностранцы хотят получать ИУП. За все время обучения они могут брать его бесплатно только один раз. Лишит ли ИУП, взятый по инициативе учебного офиса, возможности позднее переходить на него по своей инициативе, студенты не знают.
При готовности обучаться по индивидуальному плану перейти на него может быть непросто. Адия Нурпеисова, студентка НИУ ВШЭ, рассказывает, что отправила подписанное заявление на почту учебного офиса своей образовательной программы, но не получила никакой информации от академического руководителя о том, как будет проходить учеба и когда к ней можно приступить.
Поиски решения
Казахстанские студенты пытались решить проблему через обращения к власти. Они отправили открытые письма президенту Казахстана, правительству РФ и МИД РФ. Посольство республики в России передало решение судьбы студентов Оперативному штабу по борьбе с коронавирусом и создало штаб помощи иностранным студентам. Обращение молдавских студентов в Консульство РФ не дало результатов. Минобрнауки России обсуждает ситуацию, но не решается допустить всех иностранцев до учебы. Сейчас утверждается алгоритм, по которому в Россию смогут въехать только первокурсники тех стран, границы которых открыты для выезда.
Пока все, что могут делать студенты в рамках закона — связываться с преподавателями и обговаривать форматы дистанционки. Валерия Рейнтович рассказывает, что от имени всех иностранцев своей образовательной программы разослала лекторам и семинаристам письма с описанием ситуации. Так как лекции в НИУ ВШЭ проходят в Zoom, посещать их можно из любой точки Земли, но семинары остаются недоступными для иностранных студентов.
Полноценно учиться получается пока только у тех, кто решился пересечь границы России нелегально. Студентка НИУ ВШЭ из Республики Беларусь Олеся (имя изменено) пошла на этот шаг. Сначала она пробовала приехать через пункт пропуска, но ее ожидаемо отправили домой. Второй раз границу России и Белоруссии она смогла пересечь, сидя на полу микроавтобуса с зашторенными окнами. «Девочки, я теперь гастарбайтер», — поприветствовала Олеся группу на первой паре.
Текст: Елизавета Стрючкова
Редактор: Даниэль Нижник