ofFvidRZw6U[1]

«Когда всю жизнь хочешь, чтобы от тебя отстали»: студенты в либертарианской партии

Многие студенты интересуются политикой: кто-то смотрит видео на канале Алексея Навального, кто-то посещает митинги. Наши герои пошли немного дальше и вступили в Либертарианскую партию России (ЛПР). Ребята рассказали, чем занимается организация, насколько удобно совмещать активизм с учебой и как на партию влияют внутренние конфликты.

Как попадают в ЛПР

Студент программы «Государственное и муниципальное управление» Высшей школы экономики Егор состоит в либертарианской партии уже больше двух лет, с августа 2018 года. Он узнал об этой организации на одном из ее митингов: «Я увидел, что ЛПР — это сила, которая может делать большие митинги, ивенты. А потом прочитал, что такое либертарианство, и понял, что эта идеология мне подходит».

Коллега Егора по партии Саша — студентка факультета рекламы РГГУ — пришла к либертарианству иначе. Она считает, что всегда была либретарианкой, но не знала, что у ее убеждений есть название: «Либертарианство — это суперпростая концепция, у нее в основе лежит базовый тезис. Это принцип ненасилия и все. Ничего проще быть не может», — рассказывает она. Девушка недавно переехала в Москву из Екатеринбурга. О партии она узнала, когда еще жила там. В город с лекционным туром приезжал спикер партии Михаил Светов. Саша нашла через интернет организаторов лекции и помогла им, а потом продолжила общаться с ребятами и вступила в ЛПР.

Катю, студентку НИЯУ МИФИ, в партию привел друг. Она впервые услышала об организации, когда его задержали перед митингом за свободный интернет. Потом у них «начали развиваться более близкие отношения». Летом друг пригласил Катю на митинг в поддержку Ивана Голунова. После него девушка решила вступить в ЛПР.

Либертарианство — это когда ты всю жизнь хочешь, чтобы от тебя отстали. Вот я этого хотела, и я либертарианка

Лусинэ учится в магистратуре Вышки, о партии она узнала от оружейных активистов, с которыми познакомилась на тусовке: ее пригласили пострелять в тир и рассказали об организации. После этого она решила подать заявку в ЛПР.

Как устроена партия и чем она занимается

Либертарианская партия существует с 2008 года. Она проводит митинги и лекции, а ее члены участвуют в региональных выборах. «Партия стала известна благодаря своим митингам: за допуск независимых кандидатов на выборы в Мосгордуму, за Голунова, потом в поддержку фигурантов «Московского дело», за «Телеграм», против пенсионной реформы. Это самое известное из всего, что мы делали. Ещё мы проводили чтения Адама Смита, конференцию Айн Рэнд в Питере, «Правокон» — правозащитную конференцию.

Также бывают уличные акции: пикеты по каким-то поводам часто проходят, на митингах других организаций выступаем. Например, на марше Немцова — с собственными колоннами», — рассказывает Егор. 

В партии много студентов. По словам Егора, они основной актив и движущая сила организации: «Все, начиная от митингов и заканчивая конференциями, организовывают люди до 23-27 лет».

Управляют Либертарианской партией России федеральные и региональные руководящие органы. «Федеральные — это Федеральный комитет, который принимает основные политические решения, Этический комитет, который устанавливает, соответствуют ли действия ФК и Центральной контрольно-ревизионной комиссии (КРК), которая проверяет на соответствие уставу действия членов партии и занимается ревизионной деятельностью. Региональными отделениями руководят Региональные комитеты и региональные КРК», — поясняет Егор.

Так как в партии можно заниматься электоральной, правозащитной и организаторской деятельностью, каждый из героев смог найти что-то для себя. Лусинэ старается участвовать во всем, кроме избирательных кампаний, а Егор наоборот, первое время в партии помогал на выборах. Саша устраивает тусовки и другие развлекательные мероприятия, а Катя работает в правозащитном крыле — помогает активистам писать жалобы в ЕСПЧ. 

«У нас партия инициатив, поэтому, когда приходишь, тебя не заставляют что-то делать. Тебе предлагают поучаствовать в чем-то, и ты подключаешься к чужим проектам или создаешь собственные», — рассказывает Егор.

В администрации университетов, где учатся наши герои, не знают, что они состоят в ЛПР, но одногруппники ребят в курсе и относятся к этому скорее положительно. «Меня задерживали на пикетах летом, и об этом написали СМИ. И вот я сижу в автозаке, а однокурсники начинают меня тегать в чате, спрашивать, что случилось и все ли в порядке», — рассказывает Лусинэ. 

Совмещать учебу и активизм, по словам ребят, бывает сложно. Егор, например, столкнулся с трудностями ко второму курсу: «Так получалось, что я все больше и больше что-то делал в партии параллельно с учебой. В какой-то момент успевать все стало проблематично: оценки немного ухудшились». Для Саши такой проблемы не стояло никогда: она учится на заочном и уделяет больше времени себе и своим увлечениям. «Партия может действительно немало времени отнимать, если намеренно себя не отвлекать от работы там. Много всего происходит, и, если на все обращать внимание, времени ни на что больше не останется», — рассказывает она.

Конфликты в ЛПР

В ЛПР постоянно случаются конфликты. Летом из организации Федеральный комитет исключил председателя Сергея Бойко и первого либертарианского муниципального депутата Веру Кичанову. Наши герои относятся к партийным ссорам по-разному. Катя старается не участвовать в конфликтах и говорит, что пришла в организацию работать, а не ссориться с кем-то. Ее сопартийцы Лусинэ и Саша считают, что разногласия в партии — это нормально.

«У нас организация не лидерская, внутри всегда идет борьба за власть. Ничего в этом плохого нет, так и должно происходить в партии. Чтобы партия продвигала вовне своих лучших людей, они сначала должны внутри этой партии между собой побороться», — рассказывает Лусинэ.

Сейчас в ЛПР раскол. Когда председателя исключили, организация разделилась на две части: некоторые члены партии и региональные отделения не приняли решения Федерального комитета. Стороны обвиняют друг друга в нелегитимности действий и захвате медиаресурсов. Параллельно они проводят общие собрания и не признают решений оппонентов.

Наши герои приняли сторону Федерального комитета. Они считают, что причина раскола — конфликт поколений. По мнению их оппонентов, раскол произошел из-за того, что стороны видели будущее организации по-разному и не учитывали мнения друг друга. «Разногласия есть всегда, конечно, но раньше принцип доброй воли так не нарушался. Сейчас соратники Михаила Светова решили, что мнение других людей можно не учитывать, так как, по их мнению, при демократии 51% может диктовать свою волю другим 49», — рассказывает Андрей Перфильев. Он, как и ребята, член московского отделения ЛПР. Только того, которое не приняло решение Федерального комитета и отделилось.

Борис Федюкин, недавно избранный председатель партии и член самарского отделения, которое тоже не согласилось с ФК, рассказывает: «В моем отделении средний возраст членов партии — 22–23 года. В Московском Руководящем Комитете сейчас заседают люди не старше 35 лет, в основном тоже до 25 лет. Поэтому я не считаю раскол следствием разногласий между поколениями». 

«Самая горячая фаза раскола началась с того, что слили Zoom-конференцию. На ней Бойко, Кичанова и другие известные члены ЛПР обсуждали раскол партии: как они будут угонять медиаресурсы, писать журналистам, чтобы очернить другую сторону конфликта, проводить фейковое общее собрание», — рассказывает Егор. 

Борис — организатор этой конференции — излагает свою версию событий: «Либертарианцы из 21 региона хотели обратиться к Федеральному комитету и попросить созвать внеочередной съезд. Я был одним из инициаторов. Мы провели 21 общее собрание. Каждое региональное отделение, подписавшее обращение к ФК, выбирало представителя, который будет участвовать в переговорах с комитетом. Так появился чат региональных представителей и оппозиционно настроенных членов Федерального комитета. Когда ФК отказался рассматривать любые условия регионов, мы решили, что можно это обсудить более широким кругом. Мы проголосовали за то, чтобы пригласить Сергея Бойко и тех, кого ранее исключили из партии по надуманным, как мы считаем, причинам, и провели этот созвон».

В октябре прошли общие собрания членов Московских отделений каждой из партий, которые образовались в результате раскола. Сначала было общее собрание партии Бориса и Андрея, а на следующий день собирались сопартийцы Егора, Саши, Кати и Лусинэ. На первое собрание пришло 45 человек, на второе — около 150. Андрей объясняет это тем, что в Москве сторонников «старой ЛПР» больше.

На первое общее собрание пришли члены руководящего комитета второй ЛПР — Антон Овчаров и Игорь Ефремов. «Антон начал говорить, что собрание нелегитимно, что его собрали раскольники, но его никто не слушал. В какой-то момент его перебили, попросили закончить и отобрали микрофон. Антон спокойно пошел к выходу, но в какой-то момент он развернулся и закричал, что нас всех исключат из партии». Он замешкался, его начали выводить из помещения. Когда за ним закрывали двери, он распылил газ из перцового баллончика в сторону зала. Струя попала в дверь», — рассказывает Андрей. 

Сам Антон утверждает, что оппоненты его выталкивали из помещения, применяли к нему физическую силу и тем самым нарушали важный для либертарианцев договор о неагрессии. 

Сейчас две Либертарианские партии существуют параллельно. Каждая провела собственный Съезд, принимает новых членов и планирует свое развитие. Пока организации сложно отличить друг от друга: у них разные сайты, соцсети и спикеры, но айдентика и логотипы одинаковые.

Автор: Анжелика Петровская
Изображения взяты из https://vk.com/lprmsk
Редактор: Полина Меньшова