0ksh8sWcrZM[1]

Жизнь по канонам: студенты и религия

По данным ВЦИОМ, более 60% молодых людей считают себя верующими. По сравнению с 2007 годом, число приверженцев той или иной конфессии увеличилось на одну треть. Растет и количество духовных учебных заведений. Если в 90-х годах в России существовало только три семинарии, то в 2020 году их более пятидесяти. Мы поговорили со студентами, которые исповедуют разные религиозные течения, собирались или уже учатся в духовных вузах. Они рассказали о том, как совмещают религию и студенчество, почему идут в религиозные вузы и как к этому относятся их близкие.

Станислау Майсон, МГУ им. Ломоносова, факультет журналистики

Моя религия

Моя религия несколько специфична, поэтому я не могу сказать, что мои родственники в восторге. Впрочем, у нас в семье особая ситуация с вероисповеданием: почти все исповедуют разные течения и принадлежат к разным религиозным традициям. Так что худо-бедно они с этим уживаются.

Я исповедую одно из направлений скандинавского неоязычества — рёккатру. Если кратко, суть всего течения можно выразить так: не имеет никакого значения, являешься ты хорошим или плохим человеком до тех пор, пока ты осознаешь себя, свои желания, поступки и несешь ответственность за все свои действия.

Ограничения из-за веры

Из-за специфики своего божества-покровителя, я не имею права на бездействие, то есть останавливаться в своем развитии, за исключением случаев, когда я чисто физически не могу этого обеспечить. Например, при болезни. А еще я не могу относиться к жизни и происходящему слишком серьезно.

Основное ограничение, накладываемое верой в целом, — это то, что я не могу лгать самому себе, ломать себя об колено ради чужого комфорта и условной общественной нормы. 

Есть некоторые ограничения, связанные с проведением праздников, но они минимальны. Например, перед некоторыми из них стоит на несколько дней отказаться от алкоголя. При праздновании других на столе должны присутствовать определенные продукты, но я могу добавлять что-то еще в зависимости от собственных предпочтений.

Моя религия очень гибкая, многое зависит от того, какое божество тебе покровительствует и покровительствует ли вообще, поскольку можно быть политеистом (Политеизм — вера в нескольких божеств — прим. The Vyshka) и не выстраивать с каким-либо богом тесные доверительные отношения. 

Влияет ли религия на мою студенческую жизнь? Скорее нет. Полагаю, что и не будет, если только я случайно не попаду на излишне критичного к моему выбору человека. Друзья реагируют спокойно, а порой даже с интересом меня выслушивают, когда я говорю о вере.

Майя Саневич, ТулГУ, медицинский институт

Религия и образ жизни

Вероисповедание определяет всю мою жизнь, в том числе и студенческую. Я родилась в еврейской семье, росла и воспитывалась в соответствии с нашими традициями. Поэтому религия и семья для меня — единое целое. Мои родители — достойный пример того, как сочетать религиозный образ жизни и успешную работу, а также поддерживать гармоничные отношения в семье и с окружающими людьми.

Еврейские традиции наполняют каждый мой день и поэтому, конечно, влияют на учебу в университете. 

Например, я не могу прикасаться к юношам: мы приветствуем друг друга на словах, а не рукопожатием или объятиями. 

Мои одногруппники уважают этот принцип. Молитвы, которые евреи произносят в течение дня, мне часто приходится говорить в институте. Для этого несложно найти тихое место и спокойно помолиться не привлекая внимания. В дни еврейских праздников я не могу выполнять определенную работу, например, прикладывать электронный пропуск к турникету на входе в ВУЗ. В таком случае меня очень выручает одногруппница: прикладывает карточку за меня и помогает объяснить ситуацию, если интересуется охрана.

Как реагируют окружающие

Преподаватели уважительно относятся к моему вероисповеданию. 

О своей национальности я рассказываю немногим из них, но если приходится поделиться этим — всегда встречаю толерантность и понимание. 

В университете мне готовы пойти навстречу, например, разрешают сдать письменный коллоквиум с другой группой, если он выпал на субботу (в иудаизме не разрешается писать в этот день — прим. The Vyshka).

Друзья часто спрашивают меня о законах и обычаях иудаизма, ведь многие из наших традиций кажутся удивительными. Мне импонирует интерес ребят к моей религии, приятно делиться с друзьями тем, что так дорого мне самой. Бывает, мне нужно обратиться к ним за помощью (например, по религиозным причинам я не могу пользоваться компьютером в субботу). С их стороны я всегда чувствую искреннюю поддержку и заботу.

Были ли у меня конфликты на религиозной почве в вузе? К счастью, я никогда не слышала обидных слов в свой адрес из-за вероисповедания ни от студентов, ни от преподавателей. На мой взгляд, приветливость, готовность пойти на компромисс и миролюбивый настрой помогут сохранить взаимопонимание и уберегут от любых конфликтов.

Ксения, МГУ им. Ломоносова, факультет изящных искусств (имя и факультет изменены по просьбе героя)

Господь на первом месте

Для верующего человека Господь стоит на первом месте. Это значит, что если у меня будет выбор между Богом и чем-то другим, я выберу Бога. Например, на Страстной седмице (последняя неделя перед Пасхой — прим. The Vyshka) мы пропускаем школу и ходим в храм. Сложно объяснить неверующему человеку, что это такое. 

Я пытаюсь всегда молиться перед ответственным делом, перед контрольной, например. Но не надо на это смотреть как на что-то систематическое. 

Мы всего лишь просим Бога помочь нам. А сдадим ли мы все успешно или нет — на то уже Его воля.

Почему стоит выбрать религиозный вуз

Изначально я хотела поступать в Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (ПСТГУ). У меня было на это несколько причин. Во-первых, я прочитала, что там одна из лучших филологических программ в России. Во-вторых, я понимала, что учеба в университете, в другой среде, должна быть максимально безопасной. Мне очень хотелось учиться с единомышленниками. Например, в моей семье не принято ходить на дискотеки, пить алкоголь, нецензурно выражаться, а в ПСТГУ я была уверена, что ничего подобного не будет. 

Я не хотела спрятаться от внешнего мира, напротив, я всего лишь хотела воспользоваться возможностью учиться с единомышленниками и быть спокойной за интересную студенческую жизнь. 

Но мне пришлось изменить свое решение поступать туда, так как интересующая меня программа с этого года не преподается.

Реакция окружающих

У меня верующая семья, правда мой отец не ходит с нами в храм. Но он никогда не препятствовал моей вере. Что же касается друзей, я думаю, неправильно выставлять свою веру напоказ. Лучше стараться показывать это примером. Когда люди узнавали о том, что я христианка, то никто и никогда не относился к этому с неуважением. Хотя некоторые любят задавать мне глупые вопросы. Например, есть ли камень, который Бог не может поднять.

Однажды у меня был конфликт в школе: преподаватель разбил нас на группы и сказал одной выступать за то, что мир сотворен Богом, другой — что нет. 

Не помню точно, как это происходило, помню только, что учитель стал задавать мне провокационные вопросы, зная, что я христианка. 

Я заплакала и выбежала в коридор (мне было четырнадцать лет). Но после этого преподаватель больше тему религии не затрагивал.

Больше, чем просто храм

Моя ситуация интересна тем, что я живу в Брюсселе, где находится только четыре православных храма, а окружающие практически ничего не знают о моем вероисповедании. Это означает, что наш приход становится не просто обществом верующих людей, но и обществом русских, по разным причинам оказавшихся за границей. Храм становится своего рода культурным центром, где мы можем говорить на родном языке, поддерживать русскую культуру, отводить детей в русскую школу.

Мария, Московская духовная академия, факультет иконописи (имя изменено по просьбе героя)

Жизнь и учеба в духовной академии

Я переехала из Бельгии в Россию, чтобы учиться на иконописца. Поэтому несложно догадаться, что религия достаточно сильно влияет на мою студенческую жизнь, так как я учусь в религиозном заведении, тем более при лавре (крупный мужской монастырь — прим. The Vyshka). Но так или иначе, тут очень насыщенная жизнь. Мы очень близки с моими одногруппниками. Такая большая академическая семья. У нас много общих интересов, похожие взгляды на жизнь. Я учусь на иконописном факультете и наша учеба отличается от учебы в обычном университете: мы изучаем Библию, историю церкви, литургику и многое другое.

Каждый год у меня музейная практика. Мы едем в Третьяковскую галерею или в другие музеи, где копируем древние иконы. Если практика проходит где-то далеко, то нам предоставляется жилье. Насколько я знаю, попасть на такую практику студентам других семинарий достаточно сложно. 

Кроме иконописного факультета, в моей академии учат на регентов и семинаристов, у которых тоже есть свои уникальные предметы. Например, патрология, риторика, догматика. Еще у ребят, которые учатся на этих факультетах, есть форма. Мальчики обычно носят китель, а девочки длинные черные юбки, белый верх и платок. На моей специальности с этим проще. Мы просто должны быть в юбке и платке, так как мы находимся на территории лавры. 

К моему выбору родители отнеслись хорошо, они просто рады, что я довольна. Друзья тоже поддержали мое решение. Только в школе немного удивились тому, что я собираюсь учиться в России.

Текст: Валерия Михайловская
Иллюстрации: Софья Селиванова
Редактор: Елена Лемясова