обложка

Свободный университет в вопросах и ответах

В августе 2020 года появился «Свободный университет» — новый образовательный проект, созданный бывшими преподавателями ВШЭ и на сегодня насчитывающий более 30 курсов от деятелей науки и культуры. В январе открывается следующий набор слушателей. В связи с этим The Vyshka поговорила со студентами «Свободного университета» и одним из его создателей, Виктором Горбатовым, и подготовила ответы на самые частые вопросы о работе проекта и процессе поступления.

«Свободный университет» — это новый образовательный проект, слушатели которого могут пройти самые разные курсы: от теории вероятности до урбанистики. Он появился этой осенью как ответ преподавателей на усиливающийся административный гнет в университетской среде, а также серию увольнений сотрудников Вышки, которая произошла в конце прошлого учебного года. В манифесте «Свободного университета» сказано, что основная задача проекта — «выстроить университет заново, избавив преподавателей от всякого административного диктата». 

Основателями проекта считаются Виктор Горбатов, Юлия Горбатова, Кирилл Мартынов и Елена Лукьянова. Все они — бывшие преподаватели Вышки. В июле 2020 года Виктор Горбатов (на тот момент старший преподаватель Школы философии НИУ ВШЭ — прим. The Vyshka) сообщил студенческому изданию DOXA о намерении руководства Вышки уволить «оппозиционно настроенных преподавателей», а в августе с рядом сотрудников, включая самого Виктора Горбатова, а также Кирилла Мартынова и Елену Лукьянову, не продлили трудовой контракт. Именно после этих событий было объявлено о создании проекта. В сентябре 2020 года начался прием заявок на обучение, и на один только курс по логике и аргументации, как заявляет его автор, записалось больше 500 человек.

Покидая университет, лекторы не хотели оставлять преподавание своих курсов: «Нам хотелось сохранять и развивать те авторские наработки, которые у нас с Юлией [Горбатовой] сформировались за последние 10 лет, а также предложить их новой, более широкой аудитории», — говорит Виктор Горбатов.

Несмотря на свой уход, он считает, что Вышка все равно старается бороться с бюрократизмом и другими недостатками, существующими в современных вузах: «ВШЭ приложила очень много усилий, чтобы обновить эту закостенелую систему. Там работает много людей, которые действительно классно разбираются в устройстве современного образования». Но одновременно с этим в университете появляются проекты и идеи, которые, по словам преподавателя, приносят больше вреда, чем пользы: «Например, у Вышки довольно жесткая политика почти насильственного экспорта наших онлайн-курсов в регионы».

В одном из интервью Кирилл Мартынов говорил, что, продумывая концепцию программы, вдохновлялся онлайн-университетом «Минерва», а Виктор Горбатов — онлайн-курсами преподавателей Гарварда: «Это была очень сложная задача, потому что в нашем с Юлией курсе мы стремились соединить академичность и популяризацию науки». Их ориентиром стал курс профессора Майкла Сэндела «Справедливость». «Мне понравилось, как автор продумал образовательный дизайн, выстроил систему ожидаемых результатов и выбрал педагогические методы. Достаточно просто один раз посмотреть его курс, чтобы оценить, насколько сильно это отличается от привычных нам представлений о процессе обучения», — говорит Горбатов. 

Лекторами «Свободного университета» стали не только его основатели, но и преподаватели и эксперты из самых разных сфер. Например, это Екатерина Мишина, профессор Мичиганского университета и автор курса «Сравнительное конституционное право», Владимир Мирзоев, режиссер и преподаватель ГИТИСа по актерскому мастерству, Владимир Мукусев, журналист, телеведущий и режиссер телемостов между США и СССР, Дмитрий Быков, писатель, журналист и политический активист. Но в целом лектором может стать преподаватель любого вуза и представитель любой сферы.

Обучение в  «Свободном университете» бесплатно. «Студентов, зачисленных на курсы, мы попросим сделать символическое пожертвование для того, чтобы все участники семинаров более ответственно относились к своей дальнейшей работе. Если по каким-то причинам вы не сможете сделать пожертвование, это не станет препятствием для обучения у нас», — говорится на сайте проекта. В целом, как отмечают основатели Свободного университета, краудфандинг — его единственный источник дохода. 

Поступить туда может любой желающий. Для этого необходимо написать мотивационное письмо и успеть отправить его до окончания регистрации на курс. 

На официальном сайте указано, что письмо может быть представлено в форме автобиографии аппликанта, рассказа об участии в социальных и академических проектах, личной мотивации, а также описания ожиданий от курса. Каждый лектор самостоятельно читает поступающие мотивационные письма. «Преподаватель получит вашу заявку и отберет 20-40 человек, с которыми начнет работать в рамках своего курса», — говорится на сайте. 

Аня Терешева, слушательница курса «Сравнительное конституционное право», писала в мотивационном письме о своей курсовой работе, связанной со свободой слова, и о полученном журналистском опыте. Глеб Звоновский, студент курса «Сравнительная политика», рассказал в заявке о своем желании учиться у конкретных лекторов: «В четырех мотивационных письмах я писал примерно одно и то же, но с немного разной мотивацией попасть именно к этому преподавателю. Я писал о себе, учебе в лицее, олимпиадном опыте и о том, как не успел поучиться именно у этих преподавателей из-за их увольнения». 

Роман Колеватов описывал в эссе свой научный опыт: «‎В мотивационном письме на курс “Авраамический монотеизм” я писал в основном про свои опубликованные статьи. Мне кажется, особый вес добавило то, что я выбирал достаточно необычные темы, связанные с католической церковью. Например, “Солидарность в концепции католической церкви”».

Виктор Горбатов говорит, что чаще всего при отборе студентов преподаватели обращают внимание на личную мотивацию студента: «Мы рассуждаем не по принципу “подходите ли вы нам”, а по принципу “насколько наш курс подходит именно вам”. Еще мы отдаем приоритет жителям регионов, у которых мало возможностей получить качественный образовательный продукт». Преподаватель также отмечает, что одна из целей отбора — создать максимально разнообразный состав студентов. «Мы хотим собрать на одном курсе непохожих друг на друга людей, чтобы они могли в процессе работы обогащать друг друга. Ведь при правильной организации обучения слушатели могут дать друг другу намного больше, чем преподаватели», — говорит лектор.

Занятия в «Свободном университете» проходят 1-2 раза в неделю и длятся около двух часов. Продолжительность одного курса до полугода. Сейчас из-за эпидемиологической обстановки все программы переведены в онлайн-формат. Но пандемия — не единственная причина такого формата занятий. Например, Аня учится «на удаленке» из-за того, что ее преподавательница живет в США. 

По словам Ани, многие слушатели обладают глубокими знаниями в темах лекций, могут дополнять материалы преподавателя, а также делиться личным опытом и результатами исследований. Основа занятий — диалог и обсуждение, поэтому при подаче заявки аппликант должен убедиться, что имеет хотя бы базовые знания в теме курса. 

Она говорит, что такая атмосфера очень близка ей: «Это свободный формат, где тебя никто не осуждает за неправильный ответ, а преподавателю действительно интересно твое мнение». По мнению студентки, одна из важных особенностей «Свободного университета» в том, что тут нет какого-либо оценивания знаний: «Еще одна причина, почему я испытываю большое удовольствие от “Свободного университета” — здесь не ставят оценки. Это важно, потому что я не считаю, что каждый учебный день должен оцениваться, нашей нервной системе от этого не может быть хорошо. В “Свободном университете” я могу и слушать и говорить тогда, когда мне хочется. Такой подход гораздо сильнее мотивирует и и вызывает большее желание приходить на занятия».

Студенты отмечают, что выбирали курсы, близкие их специальности, и потому никакой дополнительной подготовки к поступлению им не требовалось. Но сложности могут возникнуть, например, из-за незнания английского языка или несоответствия личного графика студента расписанию занятий. 

По словам слушателей, с ними учится много студентов и аспирантов Вышки. Но и ребята из других вузов активно стремятся попасть в «Свободный университет». «Мои однокурсники — прекрасные люди», — говорит Аня. «Половина из них учится в Вышке, но также есть люди из МГЮА, других филиалов Вышки, СПбГУ, Европейского университета в Санкт-Петербурге. Довольно много взрослых людей, некоторые из которых уже профессиональные юристы. Поэтому иногда можно наблюдать настоящую правовую дискуссию».

За два месяца учебы Аня убедилась, что ей нравится учиться в формате открытого диалога. «Достоинств очень много: это действительно актуальные и полезные знания от опытного преподавателя с огромным теоретическим и исследовательским бэкграундом. Мой лектор настолько открыта для вопросов, что я даже забыла, что она в другой стране. Мы все как будто горим идеей, и я даже точно не знаю какой. То ли идеей знаний, то ли идеей свободы от ограничений».

У Глеба впечатления смешанные: «Мне нравится, что мы изучаем, что рассказывает преподаватель и командное обсуждение. Но мне бы хотелось более прикладной, теоретической направленности. Например, сравнивать одну политическую систему с другой». 

«”Свободный университет” полностью дееспособен и полезен для каждого, кто осознает, куда он подается. Это возможность общения с именитыми учеными и такими же заинтересованными ребятами, знающими свою область. Я не вижу никаких недостатков в “Свободном университете”, потому что он полностью выполняет функции, изложенные в его манифесте», — говорит Роман.

Виктор Горбатов также доволен первыми месяцами работы «Свободного университета» и вовлеченностью учащихся: «На прошлой неделе мы пересекли “экватор” (интервью было взято в ноябре — прим. The Vyshka) — половина курса позади. Конечно, в условиях свободного бесплатного онлайн-обучения отсев неизбежен, но мы гордимся, что за это время ушло 10%, а не 50%, как обычно бывает. Ужасно радует, как активно участники осваивают материал. Честно говоря, я такого не встречал в других вузах, где мне доводилось работать. Проведенный на днях мидтерм дал небывалые показатели — медиана прошла по отметке 72%, при том, что обычно на нашем курсе она в районе 60-65%».

Текст: Александра Румянцева, Ирина Савченко
Редактор: Елизавета Буртакова