red_bull[1]

Госуслуги для общежития: нет — бюрократии, да — Торонто

«КиберДас» — это проект, разработанный студентами для Дома аспиранта и стажера (ДАС) — одного из общежитий МГУ, которое находится рядом со станцией метро «Академическая». Главная задача проекта — улучшить условия проживания в общежитии и побороть бюрократию. Двое участников «КиберДас», Александр Букреев и Никита Приймак, рассказали о том, как появился проект, какую роль в его создании сыграл конкурс от RedBull, а также поделились тем, как команда планирует дальше улучшать работу общежитий.

«КиберДас»: коды и сварка

«Наша команда состоит из семи человек, и ее можно разделить на две небольшие группы, где я являюсь связующим звеном: — рассказал Александр Букреев, студент биологического факультета МГУ, — это я, мои друзья и студком биофака МГУ, где я тоже состою».

Проект студенты полностью создают сами. Александр занимается разработкой программного обеспечения и исправлением ошибок в работе сайта, за «физическую» часть (сварку, чертежи) отвечает Никита Приймак. Задача остальных участников команды — взаимодействие со студентами и администрацией, контроль работы проекта.

В ближайшее время «КиберДас» планирует расширять команду: недавно в ней появился веб-дизайнер, а скоро присоединятся и три программиста, с которыми сейчас занимается Александр. Обычно ребята обсуждают идеи в чате, а когда речь заходит о глобальных задачах и вопросах развития проекта, то встречаются лично. «Нам иногда катастрофически не хватает времени, так как мы все учимся, работаем и пишем дипломы. Из-за этого в этом году работа идет не так активно». 

Никита рассказывает, что первой реализованной идеей проекта стала электронная очередь на заселение в общежитие: «Тогда с нами связался куратор из RedBull, рассказал о конкурсе проектов и предложил принять в нем участие, немного доработав нашу идею». Потом появилась идея оптимизировать доступ к стиральным машинам, которая вскоре отпала из-за сложности реализации. Третьей идеей ребят стала организация раздельного сбора макулатуры с помощью контейнера, который взвешивает мусор.

Сейчас студенты тестируют проект только в одном общежитии, но в будущем хотели бы расшириться до всех общежитий университета, а также устроить коллаборацию с другими вузами. «Большая проблема проекта — это то, что идей слишком много. Одни появляются, другие начинают забываться, — поделился Александр. -— Сейчас мы наконец-то закончили исправлять ошибки в электронной очереди и собираемся начинать делать мусорный бак, но работы еще очень много».

Сортируем мусор, побеждаем бюрократию

Проект, с которым команда поехала на финал конкурса в Торонто, включал в себя три элемента: электронную очередь, мусорный бак и байк-шеринг. Некоторые из этих идей уже воплощены в жизнь, другие находятся на этапе разработки. 

Главная цель электронной очереди в общежитии — попытаться сократить бюрократию, потраченное время и размер очередей во время заселения. Сайт «КиберДас» позволяет студентам заранее выбрать время для заселения, а сотрудникам — заранее подготовить все документы для каждого человека к моменту его прихода.

Раньше бывали ситуации, когда люди тратили на продление и оплату общежития полдня. Сейчас благодаря сайту вся процедура занимает не больше 15 минут, — поделился Александр.

Создатели проекта готовятся запустить запись в спортзал и музыкальные комнаты: «Эта функция работает примерно так же, как и электронная очередь, и нам ничего не стоит это сделать».

Вторая идея проекта — это мусорный бак, способный считать вес макулатуры и записывать его в личный кабинет студента. Сейчас постоянной точки сбора мусора в МГУ нет, и участники проекта готовятся не просто поставить бак, но и сделать так, чтобы студенты начали сортировать мусор. «Чтобы мотивировать людей сдавать макулатуру, мы решили использовать геймификацию и систему призов». Мусорный бак будет взвешивать бумагу и начислять баллы в личном кабинете студента. Потом эти баллы можно будет обменять на вознаграждение.

Александр заметил, что реализация этой идеи гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд. «Мы должны связать сервер и мусорный бак. Фактически, нам предстоит внедрить в него микрокомпьютер, и это предполагает большое количество шагов, которые точно займут несколько месяцев».

Студенты МГУ рассказали, что на территории общежития есть старые велосипеды, оставленные студентами прошлых лет. Благодаря этому, появилась идея спроектировать систему байк-шеринга с использованием этих велосипедов, и это стало третьим элементом проекта. Такая система сильно напоминает байк-шеринг Мосгортранса: на велосипедах будут устанавливаться замки, и студенты смогут бесплатно арендовать их, чтобы, например, добираться до учебы без пробок. 

Из ДАС в Торонто 

Конкурс от RedBull, в финал которого прошла команда «КиберДас», состоял из двух этапов: локального в онлайн-формате, и международного, который проходил в Торонто. На первом этапе каждая команда должна была загрузить видео длиной в минуту с кратким описанием своего проекта. Команда «КиберДас» создала свой ролик за сутки: сначала ребята нарисовали анимацию, потом прописали текст, озвучили, и ночью смонтировали, чтобы выложить его утром для голосования. На этом этапе командам нужно было перейти установленный порог, чтобы проект был рассмотрен RedBull. «В онлайн-голосовании мы не набрали максимальное количество голосов, но в итоге победили, так как наш проект понравился ребятам из RedBull больше, чем остальные». 

Александр рассказал, что после победы на российском этапе для участников конкурса были организованы встречи с представителями компаний в Mail.ru и Skolkovo, чтобы дать ребятам возможность поговорить о своих проектах и получить советы. Александр вспоминает, что один из руководителей внутреннего отдела Mail.ru общался с ними на равных и абсолютно свободно делился идеями о том, как улучшить проект. «Это было безумно приятно, менторы были очень открытые и приятные люди. Они очень помогли развитию проекта». 

Затем победителей каждой страны пригласили в Торонто на очную презентацию. От «КиберДАС» поехали два участника: там у них была возможность пообщаться с иностранными менторами, — руководителями компаний, топ менеджерами и специалистами — которые рассказали им об особенностях своей работы и дали советы по проектам. «К сожалению, мы не победили в международном этапе, но приобрели важный опыт».

Участие в конкурсе подтолкнуло команду к продолжению своей деятельности.

Теперь, когда мы рассказали о своем проекте и дошли до международного уровня, мы не могли забить на него, как на идеи, которые у нас возникали до этого, — поделился Никита. — Если бы не конкурс, этот проект так бы и остался на пыльных антресолях наших идей

В один клик

«Проект был придуман для того, чтобы сделать жизнь в общежитии проще», — рассказал Никита. Несмотря на то, что он не учится в МГУ, у него есть довольно много друзей, которые живут в ДАСе, и он не раз проходил туда в качестве гостя. «Меня совершенно поразило то, как все устроено внутри общежития», — рассказывает Никита. Чтобы человеку не из общежития попасть внутрь,  нужно записаться в бюро пропусков, быть в таблице Excel у охранника на проходной, показать паспорт и пожертвовать пропуском своего знакомого, живущего в ДАСе. То же самое касается вызова сантехника или электрика: заявку нужно написать, рассмотреть, утвердить, отправить специалисту — это все занимает очень много времени. «В проекте электронной очереди уже видны успехи. Нам было невероятно приятно, когда в начале этого учебного года удалось избежать привычных огромных очередей на заселение».

Главное в проекте для Александра — это победить бюрократию, которой, по его мнению, не должно существовать.

Все переносы бумажек, простаивание в очередях и подписание множества документов в разных кабинетах можно решить в один клик, и это благодаря проекту уже облегчило жизнь и студентам, и администрации 

Во время работы над проектом «КиберДас» его создатели многому научились: языку программирования для создания сайта или, например, использованию нового сварочного инструмента для идеи с мусорным баком. «Самое крутое в этом проекте происходит, когда реализуется решение, о котором ты раньше и подумать не мог».

Текст: Екатерина Андрюхина
Фотографии были предоставлены героями материала
Редактор:
Анна Терешева