_Lapulri2pc[1]

Студенты-активисты из регионов

Активизм становится все более популярным по мере развития гражданского общества у нас в стране. Крупные СМИ склонны освещать акции, часто проходящие в больших городах, таких как Москва, но в России 85 регионов, в каждом из которых есть инициативные и активные граждане, в том числе среди студентов. Герои, которые занимаются активизмом в небольших городах, рассказали нам о своем пути, специфике активизма в регионах и о том, как небольшие действия могут выходить за границы города или области и влиять на обстановку в стране.

Герои

Федор Калинин

Киров. Студент НИУ ВШЭ (Москва). Гражданский активист, организатор кировского отделения профсоюза «Ученик», активист движения «Fridays from future», акционист.

Дарья Дробушевская

Мурманск. Студентка Московского гуманитарно-экономического института в Мурманске. Гражданская активистка, участница феминистской инициативной группы «Костер», художница.

Вадим Гурьянов

Ярославль. Студент ГПОУ ЯО Ярославский техникум радиоэлектроники и телекоммуникаций. Гражданский активист, организатор объединения «Неравнодушная молодежь», волонтер.

Как все начиналось

Интересоваться проблемами своего региона герои начали еще в подростковом возрасте. Так, Федя рассказывает, что первые мысли об активизме у него появились во время экспедиций с отцом по глубинкам Кировской области. Когда он увидел, как женщины ругаются матом на своих детей, которые уже курят в свои 10 лет, а пейзажи вокруг — лишь разваливающиеся бараки, его это сильно задело. «Для меня это стало знакомством с очень неприглядным, что контрастировало с тем, что я раньше видел вокруг себя в городе. Я стал задаваться вопросом: что это такое и почему так?».

Позже, во время подготовки к школьным олимпиадам, он познакомился с идеями Карла Маркса и его известным философским высказыванием: «До сих пор философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». Федя начал искать организации и объединения и на одном из городских мероприятий познакомился с руководителем Коммунистического союза молодежи, который теперь считает своей активистской «alma mater».

Федя помогал организовывать политические вечера для школьников, где вместе с ними обсуждал, что происходит в стране, и устраивал дебаты на интересные для них темы. Позже, набравшись опыта, он стал придумывать и реализовывать уже свои проекты, например, акцию «Йоги против пенсии», приуроченную к пенсионной реформе в 2018 году. Тогда молодые люди собрались в центре Кирова и делали физические упражнения, чтобы показать: теперь до пенсии сможет дожить только крайне здоровый человек. Федя считает, что это его первый успешный проект, который получил большой положительный отклик, так как выгодно выделялся среди других протестных акций  своей оригинальностью и отсутствием насильственных действий.

Даша тоже начала заниматься активизмом в школе. Когда девушке было 16 лет, она увидела у блогерки Томы, известной в Инстраграме под ником tom.vverh.dnom, плакат к восьмому марта о том, что это не праздник цветочков и женственности, как все привыкли считать, а день, который дал право женщинам голосовать и получать образование. Вдохновленная этим, она нарисовала свой плакат, где изобразила типичную восьмерку с цветами, как на детских открытках, и надпись «Не день женственности. Не день нежности. Не день красоты. С днём солидарности женщин в борьбе за равные права!». Девушка оставила его в школе на стенде с расписанием, но через перемену плакат кто-то снял. Кто именно и зачем, выяснить девушке не удалось, поддержки она не получила, а в школе и администрация, и ученики всегда посмеивались с «этих фемок», отмечает Даша. Несмотря на это, именно тогда она почувствовала, что может делать что-то социально значимое для общества.

Позже в 19 лет героиня пришла в организацию «Костер», феминистскую инициативную группу в Мурманске. Главная цель организации — привлечь внимание людей к значимости феминизма в современном обществе и проблемам женщин. Активистки здесь занимаются подготовкой благотворительных концертов, помогают проводить фестивали, выходят на акции поддержки и протеста, проводят лекции и вечеринки.  После посещения «Костра» Даша захотела сама организовывать акции и мероприятия. «Именно тогда я почувствовала, что мое несогласие может быть выражено и услышано», — говорит она.

Вадим рассказывает, что стал считать себя активистом с 14 лет. Он присоединился к группе гражданских активистов, которые в сотрудничестве с МВД боролись с наркооборотом в городе. Они, по словам героя, закрашивали надписи на заборах, устраивали рейды, отправляли обращения в Роскомнадзор, при сотрудничестве с Госнаркоконтролем проводили разговоры со школьниками. С 15 лет он взял на себя всю коммуникацию с надзорными органами и реализацию проектов. После того, как организаторы этого сообщества потеряли интерес и перестали активно участвовать в кампании, Вадим занял их место и стал координатором и продолжил деятельность вместе с единомышленниками.

В 2018 году он создал независимое объединение «Неравнодушная молодежь». Главная цель организации, отмечает Вадим, «привлечение молодежи к формированию гражданского общества в Ярославской области». Активисты «Неравнодушной молодежи» проводят городские и авторские мероприятия, оказывают помощь пенсионерам, инвалидам. Члены организации учатся взаимодействовать с властью, чтобы та помогала в решении проблем, узнают больше о своем городе, улучшают жизненное пространство вокруг себя. Вадим считает, что каждый участник может почувствовать себя полезным и осознать, что именно он, его друзья и единомышленники делают город комфортным и интересным для жителей.

Локальное и глобальное

В регионах по локальным проблемам уровень активизма выше, чем в Москве, а по глобальным ниже, считает Федя. Он рассказывает о движении «Fridays for future» (прим. международное молодежное движение, участники которого требуют от политиков и общественности перестать игнорировать климатический кризис), координатором которого он является в Кирове, и отмечает, что по количеству участников акций понятно, что в провинции проблема глобального потепления волнует немногих, поскольку решение местных проблем занимает много времени.

Вадим отмечает, что не все большие глобальные или федеральные проблемы находят отклик, так как часто местным жителям просто не до этого. Однако, по его мнению, не всегда стоит разделять локальное и глобальное: если федеральная проблема объясняет местную, люди выйдут на протест и в регионах. 

Так произошло в январе 2021 года, когда по всей России прошли митинги в поддержку Алексея Навального. Даша считает, что основная причина, по которой много людей в регионах вышли на протест, — это большое расхождение между уровнем жизни в Москве и за ее пределами. Она рассказывает, что несмотря на то, что ее Мурманская область считается богатой, здесь все равно не хватает рабочих мест, существуют проблемы со сферой образования и инфраструктурой. «Люди используют общероссийскую проблему как повод, чтобы выйти за себя, за свои личные счастье и свободу», — говорит активистка.

Существенные изменения — сумма небольших действий

Без регионального активизма невозможно добиться больших изменений в стране, считает Даша: «Невозможно решить проблему низких зарплат на Крайнем Севере, занимаясь активизмом только в Москве, потому что эта проблема касается непосредственно тех людей, которые живут на Крайнем Севере. Значит, нужно дать голос его жителям.»

Совокупность совместных действий в регионах и столице может дать базу для существенных политических подвижек, считают герои. Так, во время протестов летом 2019 года после выборов в Мосгордуму Даша собрала команду из более чем 30 художников из России, Беларуси и Украины для создания печатного зина в поддержку политзаключенных «НЕ 212». Основная часть экземпляров была передана арестантам и их родственникам, а сам проект, по словам героини, помог распространить истории гражданских активистов. 

Федя также внес вклад в решение проблемы политических заключенных, которая выходит за пределы регионального. В октябре 2020 года со своей знакомой активисткой он организовал благотворительную продажу открыток с названиями политических дел этого года, таких как Дело Юлии Цветковой, Дело «Сети» и т.д. Благодаря этому удалось подключить к деятельности других активистов и неравнодушных граждан, которые таким образом смогли внести свой хотя бы небольшой вклад в решение проблемы. Собранные средства были перечислены в ОВД-Инфо.

Как добиться изменений?

Молодежь часто очень сложно расшевелить, если проблема «не хайповая», говорит Федя. Он является основателем кировского отделения Профсоюза «Ученик» (прим. низовая организация, ставящая целью защитить интересы обучающихся учебного заведения) и часто сталкивался с этой проблемой во время взаимодействии со школьниками. Герой рассказывает, что профсоюз взаимодействовал со школой №10 г. Кирова. Благодаря отправленному запросу в региональный Департамент образования проблема плохого состояния школьных помещений была решена. После этого у активистов появилась цель — создать здесь сильное школьное самоуправление, которое бы в дальнейшем само решало схожие проблемы, однако этого сделать не удалось. Федя считает, что причина этого в том, что не все школьники понимают, что проблемы можно решить только если действовать самим. «Проблемы — они в головах», — говорит герой. 

Федя считает, что все же можно добиться изменений, создавая активистские сообщества и организации, не прекращая деятельность и показывая пример остальным. Тогда люди заинтересуются, начнут думать по-другому и действовать самостоятельно, говорит он. В конце лета 2020 года Федя со своими единомышленниками организовали в Кирове «(Не)форум», благодаря которому сформировалась беседа «100 активных горожан». Люди постепенно вливаются, общаются, знакомятся и реализуют теперь свои проекты, рассказывает герой. 

Вадим Гурьянов считает, что для повышения активности жителей городов нужно давать возможность горожанам самим принимать участие в решении проблем, делать способы участия доступнее. Так, они с командой разработали телеграм-бота, который помогает властям выявлять неработающие лампочки. Каждый житель может указать на проблему, а бот автоматически отправляет обращение в мэрию, а жители могут отследить, решена ли проблема. «Мы обучаем нас взаимодействовать с городом. Не просто ныть, как все плохо, а самому видеть проблемы и стараться их решить», — говорит Вадим.

По мнению Даши, главным результатом их активистской деятельности как раз и является изменение взглядов людей. Героиня это замечает на личном опыте: год назад ее родственники смеялись, что она «фемка» и делает «какие-то там концерты в подвале», а сейчас спрашивают, как дела и просят быть осторожнее. Она рассказывает, что и другие жители города к их деятельности за последние годы стали относиться менее негативно и среди них появилось больше поддерживающих людей.

Повышение уровня активности у жителей Мурманска героиня заметила на акции 23 января. На улицу в Мурманске вышло около 300 человек, что является хорошим результатом, говорит она, ведь ранее приходило намного меньше, даже на согласованные мероприятия. 

Отношения с властями

Федя добивался выплат премий одаренным школьникам в Кировской области, где не выплачиваются премии, в отличие от многих других регионов. Герой обращался в Правительство Кировской области, молодежный парламент, Общественную палату, устраивал митинги и одиночные пикеты, однако, изменений не наступило, власти все время отвечали активистам отговорками и пустыми обещаниями.

Федя получил приглашение выступить на Кировском отделении «Эха Москвы», чтобы обсудить эту проблему. Однако за пару дней до эфира редакция написала, что его не будет и не назвала причину. Активист считает, что такое случается из-за того, что каждый год правительство Кировской области выставляет тендер на освещение деятельности правительства, и выигрывают те СМИ, которые будут писать то, что выгодно правительству, отмечает герой. Региональные СМИ выживают с трудом, реклама приносит очень мало, поэтому они и соглашаются на предлагаемые властями условия, говорит герой.

Вадим рассказывает, что с самого начала его активистского пути у него с Управлением  по молодежной политике Ярославля началась, как он сам ее назвал, «холодная война». Он говорит, что это происходит из-за того, что объединение «Неравнодушная молодежь» властям не подконтрольно, а в новостях об их деятельности пишут, как о деятельности волонтеров. У людей возникает ассоциация, что волонтеры — это от государства, отмечает Вадим. Поэтому, если вдруг что-то не устраивает вышестоящие органы, они обращаются к Управлению по молодежной политике. Ещё одной причиной Вадим выделяет то, что его волонтеры умеют говорить «нет», когда их просят выполнять те функции, для которых должны нанимать работников. Например, такой случай был, когда им поступило обращение разгрузить огромные блоки, хотя разумнее было бы таким заниматься грузчикам, считает герой.  

Однако иногда все же бывают случаи, когда помогают простые чиновники, чья сфера деятельности не касается молодежной политики, говорит Вадим. Например, он рассказывает, что для одной из его экологических акций, городского субботника, департамент хозяйства Ярославской области выделил его команде машину. Также, во время перекрытия участков дороги из-за ремонта, мэрия спроектировала пути объезда, однако опубликованная в местных СМИ карта была неправильная, и люди ехали в тупики. Активисты нашли пути реального объезда и составили новую карту, которую затем опубликовали. Так они, отмечает Вадим, помогли и гражданам, и мэрии.

Часто активисты ощущают давление от властей, если сами работают в каких-либо государственных учреждениях. Даша говорит, что работает в муниципальном учреждении и сталкивалась там с неприятными ситуациями. Она рассказывает, что однажды ее фотографию с митинга где-то увидела одна из начальниц, ее вызвали давать объяснения по этому поводу и пригрозили увольнением, если такое повторится.

Также Даша упоминает, что всегда также есть косвенное давление, связанное с тем, что других активистов в последнее время часто наказывают и сажают за активистские действия. Девушка отмечает: «Никогда не знаешь, кто будет следующим, поэтому мы всегда в напряжении. Мы тщательно готовимся к каждому мероприятию с оговоркой на “а что, если”».

Выгорание. Что делать дальше?

Вадим отмечает, что заниматься активизмом, когда все время приходиться ругаться и сталкиваться с недопониманиями, в большей степени от властей, отнимает очень много энергии и нервов. Он рассказывает, что уже несколько раз ловил себя на мысли, что хочет перестать заниматься активизмом, но понимает, что если он это сделает, проблемы решаться не будут: «Не уйду, пока не найду себе замену!», — говорит он.

Даша рассказывает, что после кампании «НЕ ВИНОВАТА» в 2020 году, ежегодной международной благотворительной diy-акции против домашнего насилия, у нее был момент “выгорания”. Девушка организовывала благотворительный концерт, который получился довольно скромным: артисты, которых она с командой приглашали выступить, отказывались из-за отдаленности Мурманска. Как организаторы, они сделали всё возможное, рассказывает Даша, но пришло не очень много народа и денег было собрано гораздо меньше, чем в других регионах. Сейчас она уже больше не расстраивается из-за этого, ведь они с другими организаторами хорошо постарались. 

«Нужно заботиться о себе, слышать себя и осознавать, что любой реализованный проект — это в любом случае большой вклад», — говорит Даша. Девушка рассказывает, что сейчас проходит курс в Мастерской Акционизма от Штаба городского самовыражения, где они с другими активистами изучают все, что связано со страхами и проблемами политических акций, а затем на практике пытаются эти страхи прорабатывать.

Федя отмечает, что очень сложно осознавать то, что ты не на все можешь повлиять, когда ты занимаешься одной проблемой, отдаешь все свои силы ради ее решения, но поддержки не получаешь и изменений не наступает. Так было во время кампании по поводу возвращения премий одаренным школьникам.

Сейчас Федя перешел на другой вид активизма — он со своими единомышленниками подключается к массовым кампаниям и вносит вклад в них. «Это много разных стен, поэтому состояние выгорания для меня сейчас не характерно», — говорит он. Также герой сейчас занимается современным концептуальным искусством — устраивает акции и перформансы на остросоциальные темы. Например, одной из последних его акций, была «Славься. Отечество. Ваше.», где люди исполняли гимн с измененной одной строчкой в нём (вместо «славься страна, мы гордимся тобой» — «славься страна, мы стыдимся собой»). Целью было донести, что каждый из нас в ответственности за то, что происходит и существует вокруг. «Искусство находит больше отклика, чем некоторые мои прошлые акции. В этом смысле оно — то, что также может менять мировоззрение людей», — отмечает активист.

Как активизм влияет на личную жизнь

Активизм помогает быть заботливым по отношению к себе и другим, быть более внимательным к чьим-то чувствам, притупляет страх социальных взаимодействий, считает Даша. Активизм подарил девушке возможность принимать себя такой, какая она есть: «Вот такой фемкой злобной, шумной и часто не вписывающейся в привычные нормы».

Федя отмечает, что для него важно получить разный классный опыт в жизни, с одной стороны, и с другой, попытаться решить какие-то проблемы. «Хочу в момент перед смертью понимать, что я что-то сделал, не остался в стороне в сложный исторический момент. Активизм в этом помогает», — говорит герой.

Вадим работает в сфере ивента и рекламы и отмечает, что опыт от основной работы и опыт от активизма и волонтерства накапливается параллельно и перекрестно. Это помогает обрести очень прокаченный скилл, сформировать имидж.

Все герои отметили, что активизм дал им прекрасных друзей, знакомых и единомышленников, которые сейчас поддерживают начинания героев. Даша рассказала, что благодаря активизму она нашла подружек, с которыми теперь вместе реализовывает все проекты. Федя поделился тем, что благодаря тому, что сейчас в Кирове сформировалось активистское сообщество ему даже из Москвы, где он сейчас учится, хочется вернуться в родной город. «Люди — это важно, они помогают в жизненном пути», — отмечает Вадим Гурьянов.

Текст: Мария Чепелева
Фотографии предоставлены героями материала
Редакторка: Анастасия Елфимова