(Не) женское дело: чем плох список запрещенных профессий
1 января 2021 года в силу вступил Приказ Министерства труда, который сократил список запрещенных профессий для женщин с 456 пунктов до 100. Теперь девушкам можно работать машинистками электропоездов, трактористками, дальнобойщицами и на других специальностях. The Vyshka разобралась, зачем этот список нужен, какая позиция у государства, судов и феминисток и с какими трудностями приходится сталкиваться студенткам из-за него.
История документа
Сокращение списка запрещенных профессий для женщин ждали долго. Он существовал еще с 50-х годов в СССР, расширенный вариант утвердили в 1974 году. В трудовое право России документ вошел практически без изменений и с 2000 года в нем перечислялось 456 запрещенных или ограниченных для женщин профессий.
В 2018 году его решили пересмотреть. На это повлияла автоматизация труда, активность профсоюзных организаций, РЖД, крупных работодателей вроде «Северстали», «Башнефти» и прецедент Светланы Медведевой. Она отучилась в речном техникуме, работала по специальности и хотела продвигаться по должности. Но в этом ей помешало руководство, оно отказало Светлане из-за того, что желаемая позиция моториста-рулевого находилась в списке запрещенных профессий. Светлана обратилась в суд, но ее там не поддержали. Дело дошло до комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин. В 2016 году он признал, что список ограничивает россиянок в их естественном праве на свободный выбор профессии. Также ООН рекомендовал законодателям пересмотреть состав списка.
Как поясняет Минтруд, основной причиной пересмотра списка стал анализ условий труда и оценка влияния их на репродуктивное здоровье женщин. Таким образом сокращение списка — это скорее не стремление правительства к гендерному равенству, а переквалификация большей части профессий из «очень опасных» условий труда в «приемлемые».
Законное обоснование дискриминации
Существование приказа объясняется «заботой о репродуктивном здоровье» и «общепризнанной социальной ролью женщины в продолжении человеческого рода», — такова официальная позиция Конституционного суда РФ. Свои решения суд объясняет вторым пунктом четвертой статьи Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации женщин: там сказано, что государства могут принимать специальные меры для защиты материнства и детства. Такая норма может трактоваться слишком широко, чем и пользуется Конституционный суд.
Однако в этой же конвенции есть 11 статья, которая более конкретно объясняет, какую политику государства должны проводить ради защиты здоровья и репродуктивной функции. О запрете работать речи не идет, зато упоминается формирование комфортных условий труда для работников всех полов.
Общественное мнение
Российское феминистское сообщество считает, что существование списка — это не забота государства о женщинах, а запрет на хорошую зарплату. В России тенденция гендерного разрыва оплаты труда сохраняется: если сравнивать с мужчинами, то женщины в среднем зарабатывают меньше на треть. Это происходит в том числе и из-за того, что женщинам запрещают работать на вредных, но высокооплачиваемых профессиях. «Нам до сих пор запрещена часть работ, где требуется квалификация и на которых можно неплохо зарабатывать, а вот когда женщины работают санитарками и сиделками и таскают на себе взрослых людей, никто не возникает про запрет на поднимание тяжестей…», — пишет в своем блоге Татьяна Никонова.
Кадровое агентство Kelly Services, провело социологическое исследование, где выяснило отношение общества к списку запрещенных профессий. Мнения в нем разделились: одобряют наличие запрета и не считают его нужным примерно равное количество респондентов. Но абсолютное большинство согласно с тем, что каждый может выбирать себе профессию по душе. Без разницы, воспринимается ли она обществом как «женская» или «мужская». Левада-Центр, ВЦИОМ, Росстат и другие крупные исследовательские центры не проводили опросов на эту тему.
Противоречия списка
Интересно, что сам по себе приказ не запрещает полностью все перечисленные в нем профессии. Большинство специальностей в списке доступны женщинам и некоторая часть ограничена полностью. Однако работодатель за свой счет должен обеспечить комфортные для репродуктивного здоровья условия, а специальная комиссия проверить и вынести заключение. Если обязанности не будут выполнены, работодателя ждут большие штрафы. Такая политика формирует ситуации, когда девушки узнают, что их карьерный путь сильно ограничен, только во время обучения. Они не могут пройти производственную практику и получить работу.
Екатерина Круглова
авиатехник, МГТУ ГА
Почему профессия запрещена
Моя профессия предполагает техническое обеспечение двигателей самолета. Обычно авиатехники — это те, кто ходит на поле и осматривают планер перед отлетом. Моя профессия все еще находится в списке, несмотря на его сокращение.
О том, что она находится в нем, я узнала случайно, когда начала подавать заявки на прохождение практики. Вуз об этом не предупреждал, если честно, то об этом знали даже не все преподаватели.
Когда мы пришли в деканат, чтобы узнать, что делать девушкам на этой специальности дальше, нам сказали: «А на что вы еще рассчитывали? Ну, пойдете там, будете заведовать аэропортом»
Профессия находится в списке из-за сильных вибраций двигателя, которые издает самолет. Это странно, потому что есть пилотессы, для которых ограничений нет, но они чувствуют то же воздействие уже в самом самолете. К вибрациям добавляется физическая работа, но, опять же, сейчас все стараются автоматизировать.
Давление в университете
Изначально я хотела стать пилотессой, для них нет законодательных ограничений. Однако нужно пройти большой медосмотр и это 9 кругов ада.
Буквально в каждом кабинете тебе стараются доказать, что твой удел — сидеть дома и варить борщи. Это очень давит
Когда я поменяла специализацию на авиатехника, родители отреагировали спокойно. Сказали, что это мой выбор и я вольна делать то, что считаю нужным.
Во время поступления и подачи документов я не чувствовала особого давления. Во многом из-за того, что в приемной комиссии сидели молодые ребята. Среди преподавательского состава были те, кто читал нам целые лекции о том, что женщина не может быть авиатехником. Но сейчас стали обновлять педсостав, появились более молодые специалисты, и им уже как-то все равно. Кто-то даже помогает устроиться на работу.
Несмотря на то, что я учусь в мужском коллективе, давления от одногруппников по поводу своего пола не испытываю. Иногда мелькают какие-то шутки, но не больше. Однако в самом университете есть студенты, которые уверены, что девочки учатся на нашей специальности только ради диплома или замужества.
Отношение к списку
Понятно, что государству нужно повышать рождаемость, но зачем этим мешать жить вообще всем девушкам? Пусть поощряют тех, кто нацелено хочет стать мамой, это индивидуальное решение человека. Они этот список распространяют на каждую, но не думают, что у кого-то детей вообще может не быть или она просто не хочет рожать. Мне же не разрешат работать, если я принесу расписку о том, что детей у меня не будет.
Противоречие еще и в том, что женщин по определению считают слабее мужчин. У меня на потоке есть парни, которые слабее и меньше меня в 2 раза, но им таскать тяжести никто не запрещает. Каждая в состоянии без лишних запретов решить, подходит ей какая-то работа или нет.
Нужно добиться полной ликвидации списка, но это не говорит о том, что рынок труда перевернется на следующий день. Должно пройти какое-то время, работодателям нужно привыкнуть, что девушки на всех должностях без исключения — это нормально.
Производственная практика и будущая работа
Мой вуз не дает студентам производственную практику. То есть нас обучают на старых самолетах, но они используются в военной авиации, а я в гражданской. Чтобы устроиться на работу в авиакомпанию, нужно пройти дополнительные курсы. Они стоят достаточно дорого, но чаще студенты заключают с компанией договор, она платит за них и они обязаны эти деньги отработать.
Я хотела заключить договор с авиакомпанией S7, мне ответили, что по окончании курса, они отдадут мне не диплом, а бумажку, которая подтвердит, что я этот курс прошла. «Бумажка» не докажет мой профессионализм и диплом по сути станет бесполезным.
После того, как я придала эту историю огласке, мне написала бывшая выпускница моего университета. Сказала, что если я хочу работать по специальности, то мне нужно уезжать из России. Она сейчас работает в Латвии. Там ей дали все возможности, авиакомпания даже дала денег, чтобы в России она закрыла все непройденные модули, получила диплом и уехала работать к ним.
Юмжана, 22 года
маркшейдер, закончила ИРНИТУ
Работа в шахте
Я отучилась на маркшейдера — это горный инженер, который решает разные пространственные задачи, когда шахта или месторождение разрабатываются.
Можно сказать, что я работаю в шахте, но формально женщинам туда нельзя. Исключения делают для геологов и маркшейдеров. Для работы нам не нужно постоянно находиться под землей, только некоторое время.
Мы сталкиваемся с очень большим количеством вредных и опасных производственных факторов. Мне кажется, в шахте ни мужчины, ни женщины не должны работать. Это вопрос не равноправия, а комфортных и уважительных условий труда.
Реакция родных и трудоустройство
Когда я определилась с профессией и решила рассказать об этом, у родителей и знакомых возникло много вопросов. Уточняли, придется ли мне прямо в шахте работать киркой. Когда получали отрицательный ответ, то успокаивались. Еще спрашивали, как я буду работать на вахте, если там одни мужчины. Знакомые родителей даже говорили: «Как дочку отпустите в командировки, она же там в палатках с мужиками будет жить».
На самом деле не все так страшно: на вахте мужчины и женщины живут отдельно, еще нам выдают свой ключ от женского туалета и душа. Палатки — это скорее про девушек-геологов. Они выезжают в «поля» на экспедицию, не могу сказать точно, как у них устроен быт, но трудятся они на равных.
За время учебы ни от одногруппников, ни от преподавателей я не замечала выпадов в мою сторону по поводу пола. Все друг к другу относились на равных, мне очень повезло в этом плане.
На этапе трудоустройства часто указывают на то, что я совсем маленькая и молодая, почему-то это должно мешать рабочему процессу. Самое важное — показать, что ты хоть и девочка, но трудностей не боишься и готова работать
Бывали случаи, когда мне отказывали в работе, несмотря на мою компетенцию и образование. Все из-за затрудненного положения месторождения и мужского коллектива, работодатель переживал, что я в него не впишусь.
Что нужно сделать со списком
Работа в шахте в равной степени опасна как для мужчин, так и для женщин. Если мыслить такой «заботливой» логикой, которая есть у государства, то ради защиты репродуктивного здоровья женщинам нужно запрещать табак, алкоголь и другие вредные, но уже повседневные вещи.
На мой взгляд, в будущем список нужно ликвидировать совсем. Однако на рынке труда еще много неавтоматизированных вредных профессий, и ручной труд применяется очень часто. Для сегодняшней России еще не пришло время полного отсутствия списка.
С другой стороны, грести всех под одну гребенку — неправильно. Я лично знаю девушек, которые в жизни бы не поехали работать на вахту, но есть и совсем другие женщины. Мы все разные и цели у нас тоже разные. Кто-то хочет тушить пожары, а кому-то нравится быть секретарем, это нормально.
Совсем не обязательно что-то дополнительно запрещать, девушки сами могут решить, где им нравится работать
Авторка: Маргарита Белогубова
Редакторка: Анастасия Елфимова
Фото предоставлены героинями материала