обложка

«Пацаны, вы не поверите – у меня был секс»: студенты про свой первый опыт

По словам внештатного специалиста Минздрава в области репродуктивного здоровья, средний возраст «первого секса» в России – 16-17 лет. Мы поговорили со студентами, которые получили первый сексуальный опыт раньше или позже этого «стандартного» возраста, и узнали, как повлияли на их жизнь стереотипы о сексе.

18+

В этой статье не будет историй о «потере девственности»: согласно словарю «Таких дел», использовать это выражение вообще некорректно. Здесь студенты рассказывают о своем первом сексуальном опыте, который произошел до шестнадцати или после двадцати лет. Чтобы личная жизнь наших героев не стала общественной, мы изменили их имена.

Перед разговором со студентами, мы узнали у Марины Травковой, практикующего психолога, системного семейного психотерапевта и специалиста по работе с темами гендера и сексуальности, почему люди чувствуют себя «готовыми» к сексу в таком разном возрасте:

«Это зависит от психофизиологического развития, от ценностей и убеждений, от социального окружения. К сожалению, многие подростки считают себя «готовыми», но сам концепт «готовности» с ними не обсуждают. Поэтому многие соглашаются на первый секс из интереса, нежелания потерять партнера, убеждения, что это «по-взрослому» и что это круто. Это не та готовность, которой хотелось бы», – объясняет эксперт.

Аня, 22 года

Первый сексуальный опыт Аня получила только этим летом, уже после своего двадцать второго дня рождения. Вспоминает, что не любила рассказывать о том, что она девственница, кому-то кроме самых близких друзей, потому что опасалась глупых шуток или странных вопросов: «У этих людей логика такая: если я красивая, значит, меня хотят – а это значит, что я должна дать».

Аня шутит, что причин избегать секса у нее не было – скорее, секс сам избегал ее. В школе с друзьями они этого не обсуждали, а внутренней потребности в сексе она не чувствовала. После поступления в Вышку окружение изменилось и тема секса в разговорах поднималась довольно часто. Иногда Аня чувствовала себя некомфортно среди друзей, которые свободно рассказывали про свой сексуальный опыт, потому что просто не могла поддержать разговор. Однако one-night-stand (партнер на одну ночь) Ане нужен не был: «Дело не в том, что моя девственность была священной, я просто хотела доверять человеку».

Первый парень у Ани появился в двадцать, но он был асексуалом. Секса у них не было, хотя отношения закончились не из-за этого. Человека, которому смогла довериться, Аня нашла только в двадцать два года.

Мой первый раз был отличным. Я бы ни за что не променяла этот опыт на какой-нибудь не слишком осознанный, неудачный и травмирующий лет в 16-18

Позитивные впечатления от первого сексуального опыта повлияли на Аню – она поняла, что значит быть сексуальной и снаружи, и внутри: «Это не когда ты внешне соответствуешь каким-то стандартам, а когда ты как личность вызываешь у другого человека желание близости и тактильности».

Дима, 21 год

Дима получил свой первый сексуальный опыт почти в двадцать один. Он рассказывает, что до этого момента постоянно чувствовал, как будто упускает какую-то важную часть жизни. Впервые поцеловался Дима тоже только в двадцать лет, в своих первых отношениях. Даже от своих знакомых и друзей он иногда слышал: «Долго еще будешь из себя нецелованного строить?». Такое снисходительно-пренебрежительное отношение задевало Диму, но не настолько сильно, чтобы ему «сносило голову».

Признание Димы в том, что он девственник, отталкивало от него симпатичных ему людей. «Первый раз был далеко не самым приятным воспоминанием, потому что часть сексуальных практик в тот момент была для меня очень некомфортной и отталкивающей, но сказать об этом я стеснялся», – делится Дима. Он не жалеет, что это произошло, но честно говорит, что, возможно, так и остался бы девственником, если бы не общественное давление и мысль о том, что это может быть его последний шанс.

Ребятам за двадцать, которые еще не получили сексуальный опыт, Дима советует: «Расслабьтесь. Первый раз, скорее всего, все равно будет далек от идеала, но в этом и смысл».

И еще: порно врет. Секс в реальной жизни куда более естественный и простой, в нем нет этой постановочности

Настя, 18 лет

Сексуальный опыт Настя получила рано по общепринятым меркам – в четырнадцать лет. «Это было у меня дома. Я знала, что первый секс – вещь болезненная, поэтому заранее, пока его ждала, выпила коньяка. Пришел мой парень, был секс. Коньяк не помог, было все равно ужасно больно», – вспоминает Настя.

Иногда окружающие осуждали ее половую жизнь. Кто-то из друзей и знакомых говорил, что 14 лет – слишком рано для секса, но сама Настя всегда была убеждена, что «подходящего» возраста не существует.

Трудностей со школьными медосмотрами у Насти никогда не было, потому что не было и осмотров, а вот к частному гинекологу она ходила. Дважды пришлось лечиться от ЗППП (заболеваний, передающихся половым путем), поскольку Настя практиковала с партнером незащищенный секс.

Разговоров о сексе с мамой у Насти никогда не случалось: «Я вообще ни с кем из родственников, кроме дяди-гинеколога и тети, на тему секса не говорила. Не то чтобы в нашей семье это табу, просто к слову никогда не приходилось. Да и не скажу, что мы вообще когда-то особо общались».

Несмотря на то что сама Настя не любит пользоваться контрацептивами, другим девочкам она советует обязательно предохраняться: «Это отличный метод профилактики детей в жизни. И поддерживает центральную нервную систему, когда задержка, а ты, как обычно, ни в чем не уверена».

Эксперт Марина Травкова предлагает тем, кто готов к первому сексуальному опыту, но опасается неприятных последствий, обращать больше внимания на непроникающий секс – взаимную стимуляцию, петтинг, раббинг или оральный секс (для предохранения от ЗППП можно использовать, например, латексные салфетки): «Все это тоже секс и вполне полноценный, если помнить, что женщины получают удовольствие не столько от проникновения пениса в вагину, сколько от стимуляции клитора. На втором месте, если уж до этого дошло, презерватив».

Костя, 21 год

Костя получил первый сексуальный опыт в тринадцать. Он честно признается, что мотивация была сомнительная. Они с друзьями тогда заканчивали седьмой класс: «Помню, приходит в школу мой одноклассник и говорит: «Пацаны, вы не поверите. У меня был секс». И мой друг – он, кстати, до сих пор мой лучший друг – предлагает поспорить. Кто за два месяца не потеряет девственность, тот проиграл и с позором изгоняется из компании».

О споре Кости с друзьями случайно узнал его старший брат. Сначала, естественно, смеялся, но потом помог. Он договорился со своей знакомой, которую посвятили в историю со спором. После долгих уговоров она согласилась помочь. Сам Костя, хоть и был готов ко всему, такого поворота не ожидал: «А я смотрю на нее и понимаю – она же на пять лет старше! Ну, зато круто будет. Наверное…».

Сейчас Косте двадцать один, и он со смехом рассказывает, что эту историю брат припоминает ему до сих пор. О таком первом опыте Костя не жалеет: «Я же воспитывался в такой стране, где чтут старые традиции. У нас девственность парня и девственность девушки – это абсолютно разные вещи. Никто не посмеет сам девочке что-то предложить. Только если она до этого уже сексом занималась – и маме о таком опыте лучше не рассказывать. А парню наоборот, нужно как можно быстрее девственность потерять. Тебя общество подгоняет».

Секс до официального возраста согласия обычно не очень одобряют – кто-то даже считает, что это может вредить здоровью девушки. Марина Травкова советует не забывать о том, что в 13-15 лет подростки бывают очень разными, и подростковые эксперименты по обоюдному желанию и согласию – например, поцелуи и петтинг, – не принесут вреда здоровью. Однако если мы говорим о проникающем сексе, не стоит забывать о возможных последствиях:

«Беременность в 13-15 лет может быть серьезным ударом по здоровью девушки. Ну и, в любом случае, есть еще вопросы гигиены и предохранения. Очень немаловажно социальное давление, в том числе в подростковой среде: двойной стандарт по отношению к мужской и женской «потере девственности». Так что с проникающим сексом не стоит торопиться».

Кроме того, мастурбация – это тоже секс. Она не вредит, и даже, например, снижает болевые симптомы, связанные с менструацией. Партнерский секс вообще не обязателен для здоровой и долгой жизни – иначе не существовало бы института монашества. Однако если отсутствие секса заставляет тревожиться и переживать, лучше обратиться к психологу. Еще один повод посетить специалиста – резкое изменение либидо:

«Если желание было и пропало, это может быть признаком гормонального или психологического сбоя».

В целом, не хотеть секса в свои 20, 30, 50 и 70 — нормально. Как и хотеть. Все мы разные и у всех бывают периоды «сексуальной бодрости» и «сексуальной вялости»»

Текст: Арина Дойникова
Редакторка: Анастасия Елфимова
Иллюстрации: Екатерина Мартыш