обложка нло

«Ну что, как там НЛО?»: студенты о работе в малоавторитетных СМИ

Телеканал РЕН ТВ ассоциируется у большинства зрителей с историями о падении НЛО и поимке снежного человека, ТВ Центр — с желтой прессой и хрониками звездных конфликтов, которых на самом деле не было. Не каждый студент журфака согласится работать в этих СМИ: подобная занятость не слишком престижна и вряд ли украсит резюме. The Vyshka поговорила с сотрудниками ТВ Центра и РЕН ТВ и узнала, в чем специфика их работы, как к ней относятся окружающие и каким должен быть идеальный «желтый» материал.

Арина Христич

стажерка телеканала «ТВ Центр» (сейчас не работает), факультет журналистики РУДН

Мария Петрова

(фамилия и имя изменены по просьбе героини)
журналистка новостной службы телеканала «РЕН ТВ»

Игорь Глущенко

продюсер программы «Невероятно интересные истории» на «РЕН ТВ», факультет журналистики РУДН

Начало работы в СМИ

Арина нашла стажировку совершенно случайно: ее отец занимается массажами, и посетительницей одного из сеансов стала корреспондент ТВ Центра, которая предложила девушке стажировку. «Я решила: «Почему бы и нет?»».

Особо не обдумывала: есть возможность — значит, буду что-то делать.

Устройство девушки на работу прошло очень быстро: она просто написала на указанную почту, и ее сразу позвали на первые съемки. «Мы тогда ездили договариваться в Театр Российской Армии о съемках с советским актером театра и кино, мы ездили общаться с его гримершей, которая очень-очень много времени провела с ним, практически всю его жизнь. Разговаривали, было интересно в первый раз послушать, с профессиональной аппаратурой, с настоящими журналистами. Ничего такого не было, там был интересный рассказ, просто интервью», — вспоминает Арина.

Наша другая героиня Мария работает в новостной службе телеканала РЕН ТВ с августа 2020 года. Вакансию она нашла на сайте HeadHunter, когда искала работу. Цели попасть конкретно на этот телеканал у девушки не было, в приоритете было аналогичное предложение из ТАСС, но в итоге она решила не терять времени на ожидание ответа от агентства.

«Ну что, как там НЛО?»: студенты о работе в малоавторитетных СМИ, изображение №2

Устройство Игоря на работу, в свою очередь, прошло очень спонтанно: ему нужно было срочно сдавать аттестацию в университете, и отец предложил ему попробовать себя на проектах РЕН ТВ. Сначала Игорь работал на «Загадках человечества» (шоу посвящено необычным интерпретациям событий прошлого и современности — прим. The Vyshka), год назад перешел на продакшн «Невероятно интересных историй» (в рамках проекта анализируются тайны разных стран и материков — прим. The Vyshka). Ему было очень интересно искать спикеров для новых выпусков, но порой договориться было сложно из-за репутации канала:

Ты звонишь, говоришь: «Здравствуйте, меня зовут Игорь, я работаю на телеканале РЕН ТВ», и все, кладут трубку.

«Тебя либо посылают, либо еще что-то, и это очень сильно бьет по эмоциональному состоянию. Тебе нужно сделать свою работу, и у тебя ничего не получается, а это может быть тридцатый или тридцать пятый звонок. Многое при этом зависит от темы: найти спикера, который готов рассказать о летающих такси и других разработках — относительно легко, в отличие от спикера на тему пропавших племен или жизни Гитлера».

Отношение родителей и друзей к работе

Арина не рассказывала родителям в подробностях, чем занимается, какие взаимоотношения у нее сложились в коллективе. Семья поддержала ее выбор: «Если у меня есть возможность такого формата работы, то они только за». Близкие друзья журналистки тоже отнеслись к новой работе спокойно. Молодой человек, по словам Арины, сначала обрадовался новости, но вскоре стал выражать сомнение, не будет ли страдать от работы на первом курсе ее успеваемость. Волновала его и моральная составляющая стажировки: «Он еще часто спрашивал: «Ты уверена, что это то, что тебе надо — с такими людьми, в такой сфере работать?»». Одногруппники и приятели девушки отнеслись к ее выбору с интересом, но не из-за направленности СМИ, а из-за того, что больше никто из них не стажировался. Сама Арина считает свой опыт ценным, пусть и неоднозначным:

Ты понимаешь хотя бы, хочешь ты или не хочешь. Я просто поняла, что нужно заниматься тем, что приносит тебе удовольствие.

Родные и друзья Марии тоже относятся к работе очень хорошо. Настолько, что ее молодой человек, редактор в РБК, иногда заимствует ее инфоповоды.

Знакомые и родственники Игоря, в свою очередь, очень тепло приняли его новость о работе, особенно потому, что он решил работать по профессии. Совершенно противоположная история произошла с его коллегой, который решил рассказать другу о своих проектах: «Они вроде здорово общались, а потом через тридцать минут друг его спрашивает: «Ну что, как там НЛО?»».

Как работа влияет на профессиональные отношения

Коллеги Арины были гораздо старше ее, но быстро приняли ее в свой круг, стали рекомендовать полезные книги, давать практические советы. Девушка вспоминает, что условия их работы казались ей сначала невыносимыми: «Мы ездили на съемки, брали интервью у одного дорогого юриста в центре Москвы, и мы его долго-долго ждали, очень долго. Мы договорились на одно время, а он все время переносил. Подстраиваешься. Не так, что вы договорились и оба приходите, а так, что ты вечно должен подстраиваться под условия другого человека, ехать к нему на дачу за 150 километров и ждать его два или три часа, может быть — пять часов. Отвечать на его ночные сообщения, платить ему деньги только ради того, чтобы создать якобы сенсацию».

«Ну что, как там НЛО?»: студенты о работе в малоавторитетных СМИ, изображение №3

Разрушительного влияния на общение Арины с родителями стажировка не оказала: девушка признается, что некоторое время использовала нецензурную лексику, но это очень быстро прошло. А вот отношения с преподавателями и коллегами стали проще: благодаря работе в ТВ Центре Арина научилась высказываться более жестко и категорично, смело комментировать и задавать вопросы.

Преподаватели знают, что Мария работает на РЕН ТВ, и положительно отзываются о нем: «Они тоже знают, что это хороший телеканал. Мы относимся к национальной медиагруппе, это очень крупный холдинг. Просто со временем как-то, может быть, трансформировался облик телеканала, и у многих людей до сих пор какие-то устаревшие представления о нем».

С Игорем произошла другая история. Однажды во время зачета преподаватель начал приводить в пример РЕН ТВ. Игорь внимательно слушал его высказывания и ждал, когда до него дойдет очередь отвечать, чтобы рассказать, как готовятся проекты на самом деле. «Я сказал: «Здравствуйте, меня зовут Игорь, я являюсь продюсером телеканала РЕН ТВ». И преподаватель сразу такой: «О, замечательно, давайте лучше вы нам расскажете!». И я ему говорю:

На самом деле не все так плохо, как вот вы сейчас сидите и пугаете моих однокурсников.

Однокурсники и преподаватель очень заинтересовались рассказами журналиста, попросили ссылки на сюжеты, о которых он готовил.

Внутренняя кухня

Рейтинги ТВ Центра не слишком высоки, почти все публикуемые материалы «съедаются», по оценкам девушки, одинаково, и борьба за аудиторию ведется «не всегда очень приятными» способами. Однажды во время съемок Арине пришлось изображать профессионального гримера, потому что его неожиданно потребовала героиня: «Мы приходим, она приезжает чуть раньше времени, мы сидели в кафе. Она говорит, мол, пошли краситься, уводит меня в свою машину, а я просто сижу, меня трясет, я думаю: «Не дай бог она поймет, что я ничего не умею»». Макияж длился полтора часа вместо положенных двадцати минут. Арине удалось убедить гостью в том, что она — новичок, ее недавно наняли визажистом.

У девушки до сих пор остались номера телефонов Отара Кухенашвили (грузинский и российский колумнист и телеведущий — прим. The Vyshka), Маргариты Суханкиной (российская эстрадная певица — прим. The Vyshka) и других героев — им нужно было писать не от лица редакции, а от своего, договариваться о встрече. Переговоры всегда проходили по-разному: «Из-за того, что все такое звездно-желтое, приезжаешь, и к тебе сразу вопрос: «Вы мне скажите, против кого воевать — я так и скажу». Вы заранее договариваетесь, против кого, о чем, как, какие вопросы».

Отношение к стажерам Арину неприятно поразило: «Если тебе что-то нужно — решай проблемы сам. Нужна тебе техника — спроси у коллег, тебе ничего не предоставят. Нужны герои — ищи, как хочешь. Единственное — есть связи в разных городах, кто-то там ищет героев, у кого-то все контакты… Сложные рабочие условия, сложные отношения между людьми, потому что далеко не каждый готов работать с тобой».

По словам Марии, в новостной службе очень ценятся фактчекинг и соблюдение журналистской этики. Особой специфики у ее работы нет: «Развлекательный контент мы тоже берем, но что-то из сплетен я не припомню, чтобы мы писали такое, все-таки всегда это проверенные источники, либо знаменитость сама что-то сказала или запостила».

По мнению девушки, важные новости никогда не набирают столько просмотров, сколько бывает у комичных материалов. В первый месяц ее работы лидером по числу просмотров в медиаметрике стала новость «Тридцать мужчин выстроились в очередь, чтобы изнасиловать девушку в номере отеля». Описанный инцидент действительно произошел, было заведено уголовное дело, однако сам факт, что люди так интересуются насилием, вызывает у Марии опасения.

По мнению Игоря, у РЕН ТВ нет ярко выраженной специфики: «РЕН ТВ собирает в себе немного ото всех СМИ, потому что хочет привлечь широкую аудиторию. История, путешествия, бокс, ММА, новости, документальные проекты — их очень много, какие-то закрываются, какие-то открываются».

Лучший сюжет Игоря выходил в рамках проекта «Загадки человечества». Назывался он «Военно-полевые жены». Для того, чтобы сюжет получился смешным и интересным, Игорь пригласил сексолога и историка, который консультирует режиссеров военного кино. У сюжета была подвязка с эпизодом из древнегреческой истории: когда армия отправлялась на военные действия, за ней шли табуны рабынь. Занятия сексом снижали агрессию у солдат во время полевого отдыха. В один момент влияние женщин стало отвлекать солдат от военного дела, и они были отправлены домой. После этого указа за армией могли идти лишь пастухи с коровами, ослами и овцами.

Нестандартный сюжетный твист вызвал у Игоря неловкость: «Я такой сижу, читаю этот сюжет, нахожу реальные исторические факты и думаю: «Как мне сказать спикеру о том, что солдаты сношались с овцами?». В итоге все прошло нормально, потому что информация подтвержденная, и мои спикеры согласились об этом говорить. Рассказали об этом и сексолог, и историк — он даже шутейки накидывал».

Каким должен быть материал

В идеальном материале для желтой прессы обязательно рассматривается конфликт; некоторые из инфоповодов были актуальны 10-15 лет назад. Особо актуальны статьи о противостоянии молодых звезд и представителей старшего поколения. Редакция не вмешивается в поиск героев, но основной упор делается на знаменитостей прошлого, которые хотят вновь ощутить вкус славы и обсудить былые времена.

Особенность желтого материала всегда заключается в том, как посмотреть на исходную информацию: «Весь вопрос в подаче, потому что зачастую как такового конфликта нет… Маргарита Суханкина однажды нам рассказала, что ее песни долгое время исполняла другая группа. Она писала их, а исполняли другие люди. И она рассказала об этом интересно, без какой-то агрессии, но это вполне можно было провернуть как, мол, мои песни украли, и вот такие все плохие».

По мнению Марии, рецепт идеального материала гораздо сложнее: нужно проверять факты на достоверность, подтверждать их ссылками на источники и писать простым языком. Еще очень важно подобрать яркий и емкий заголовок — от этого зависит 90% успеха.

«Ну что, как там НЛО?»: студенты о работе в малоавторитетных СМИ, изображение №4

Программы РЕН ТВ смотрят преимущественно женщины, поэтому однажды перед Игорем и его коллегами поставили задачу привлечь мужскую аудиторию. Им удалось это сделать, запустив в эфир сюжет о женщине-офицере на подводной лодке, которая подрабатывала вебкам-моделью, распространяла свои обнаженные фотографии среди сослуживцев-мужчин. При анализе статистики выяснилось, что в момент выпуска сюжета число зрителей мужского пола выросло в два раза.

С точки зрения Игоря, особо интересные темы всегда связаны со странностями в поведении: «Недавно я делал сюжет «Понты» о тех, кто кичится своим богатством или умениями, и вот тут мы как раз подвязывали и женщин, и мужчин. Люди часто хотят, чтобы их заметили, и совершают самые невероятные поступки, которые зачастую бьют по ним самим же. Людям интересно смотреть о том, какие люди богатые, какие они совершают ошибки, о том, как и женщины, и мужчины делают операции со своим телом (у нас как-то был мужчина, который полностью покрылся татуировками, изменил цвет лица на красный). Трешню смотреть людям интересно».

Желтая пресса — это плохо?

По мнению Арины, желтая пресса будет существовать до тех пор, пока люди нуждаются в таком продукте: «Если бы я делала действительно что-то плохое, я бы, наверное, этого не делала». Уйти из ТВ Центра она решила из-за того, что ее не устраивали условия работы (многие герои требуют деньги за интервью, токсично высказываются о своих коллегах) и общее ощущение несвободы. Создание искусственных конфликтов не приносит ни пользы обществу, ни дохода журналисту, и заниматься им в будущем девушка не планирует.

Научно-популярные передачи и новостная служба РЕН ТВ относятся к разным руководствам, бессмысленно ассоциировать их друг с другом. Мария очень высоко оценивает качество материалов и скорость обновления новостной ленты: «Не надо сравнивать РЕН ТВ с желтой журналистикой». Общественно-политическая позиция канала очень хорошо сходится с жизненной позицией девушки, поэтому противоречия она никогда не чувствовала, если не считать приступов брезгливости при виде фото отрезанных рук и ног без цензуры. К этим издержкам профессии, как считает Мария, со временем можно привыкнуть.

На продакшене у Игоря никогда не возникало сложностей: «Возникали темы сумасшедшие, типа военно-полевых жен, но такого, чтобы я предлагал спикерам что-то сумасшедшее рассказать, такого не было. Это радует, потому что РЕН ТВ… эволюционирует, что ли».

Текст: Анастасия Иванова
Иллюстрации: Зина Грезина
Редактор: Екатерина Волошина