Покупай осознанно: как научиться читать этикетки
У многих с детства осталась привычка по несколько раз проверять срок годности продуктов. Кто-то следит за нормой калорий и поэтому проверяет каждый товар на калорийность. Однако на этом изучение этикеток чаще всего и заканчивается. Расскажем, как грамотно читать состав и не попасться на удочку маркетологов.
Почему это важно
Экономия
В борьбе за продажи производители пытаются привлечь покупателя с помощью яркой упаковки и «здоровых» слоганов. Товары с одним и тем же составом могут значительно отличаться в цене только лишь из-за картинки. Привычка читать этикетки поможет сэкономить и выбрать более честный продукт.
Здоровье
Ритм жизни часто заставляет нас покупать полуфабрикаты. Именно в них производители часто добавляют вредные ингредиенты для увеличения срока годности. Изучение состава поможет избежать попадания в организм опасных веществ и сохранить здоровье.
Осознанное потребление
Точное знание того, что мы потребляем, позволяет сохранять контроль над жизнью. Кроме того, осознанный выбор продуктов снижает уровень беспокойства, ведь вы всегда уверены в своей покупке.
Правила чтения этикеток
Первое время изучать обратную сторону упаковки может показаться сложным и долгим. Но это дело практики и подхода.
Название vs наименование
Иногда йогурт может оказаться вовсе не йогуртом, а в надежде купить полезную сметану мы уйдем домой со сметанным продуктом. Чтобы быть уверенным в том, что вы кладете в корзину, ищите наименование товара. Оно может отличаться от названия на упаковке.
Чем проще — тем лучше
Есть товары, в состав которых входит всего несколько компонентов. Например, один хлеб может состоять из пяти ингредиентов, а другой — из 26. Рекомендуется выбирать продукты, которые имеют короткий и простой состав.
Правило трех ингредиентов
Порядок перечисления компонентов состава зависит от количества их содержания в продукте. Обычно первые три из них составляют большую часть, поэтому сначала нужно обращать внимание на них, и если что-то вызовет подозрение — лучше отложить этот товар.
«Еще одну и все»
Калорийность продукта, которую производитель указывает на упаковке, часто привлекает наше внимание. Не многие замечают, что эти цифры указаны на 100 грамм, и обманывают себя в низкокалорийности покупки. Остановиться на одном печенье бывает сложно, а пачка, в которой часто больше 100 грамм, может уйти за один присест.
Уловки маркетологов
«Без сахара»
Эта надпись не всегда означает, что в продукт не был добавлен подсластитель. Производитель может просто заменить сахар на фруктозу, которую тоже рекомендуется ограничивать в потреблении.
«Без ГМО»
ГМО — генетически модифицированные организмы, которые делают растения более устойчивыми к засухам и вредителям. Пока что нет однозначных доказательств вредного воздействия таких продуктов на здоровье человека, но производителям удается заработать на страхах людей перед этими тремя буквами.
«Эко» vs «organic»
Экологический активизм повлиял на появление огромного количества товаров с пометкой «эко». Не во всех случаях мы можем узнать, каким образом производитель сделал этот продукт более экологичным и сделал ли вообще. Однако в случае с «organic» покупатель может быть уверен в том, что такой товар не был обработан пестицидами, антибиотиками и стимуляторами роста, так как эта пометка регламентируется ГОСТом.
«С пробиотиками»
Пробиотики действительно полезны для человека, но только если они смогли пройти кислотную среду и размножились в кишечнике. Никто не сможет сказать точно, скольким микроорганизмам удастся это сделать.
«Fitness»
Как бы нам ни хотелось, готовые завтраки и большинство батончиков содержат сахар или его аналоги. Некоторые производители используют и другие вредные добавки. Поэтому пометки только вводят в заблуждение.
Страшные «Е-шки»
Вопреки всеобщему страху, буквы «Е» и следующие за ними цифры — это лишь кодовое обозначение добавок по европейским стандартам, а Е расшифровывается как Европа. Большинство из них не вредны для человека, но есть и исключения. Разберем те добавки, которые могут вызывать недоверие у покупателя.
Глутамат натрия E621
Глутамат натрия добавляют в продукты для усиления мясного вкуса. Часто Е621 используется в восточной кухне. Отсюда появился «синдром китайского ресторана». В 1968 году ужин в одном из таких мест для исследователя Роберта Хо Ман Квока закончился слабостью, учащенным сердцебиением, онемением лица и шеи. С тех пор люди стали бояться этой добавки.
Исследования показывают, что лишь превышение дневной дозы — 30 мг/кг массы человека — может вызвать подобное недомогание. Также стоит помнить, что некоторые люди более чувствительны к Е621 — им лучше совсем избегать ее.
Пальмовое масло
Пальмовое масло имеет очень широкое применение: от мороженого до дезодоранта. Оно дешевле аналогов, не имеет запаха и увеличивает срок годности. У этого масла есть как плюсы, так и минусы.
С одной стороны, пальмовое масло однозначно лучше транс-жиров, от которых рекомендуется полностью отказаться. Они не только повышают уровень «плохого» холестерина, но и убивают «хороший», что повышает риск сердечно-сосудистых заболеваний. Также пальмовое масло содержит витамин Е и работает как антиоксидант. Некоторые ученые считают, что оно может уменьшить риск деменции.
С другой стороны, в одной столовой ложке пальмового масла в три раза больше насыщенных жиров, чем в том же оливковом, а их большое количество негативно влияет на работу сердца. Кроме того, пальмовое масло — причина вырубки большого количества лесов. WWF рекомендует выбирать только сертифицированные RSPO пальмовые масла.
Консерванты
Ими может быть как сахар, так и что-то более опасное для человека. Например, нитрит натрия или Е250. Ученые пришли к выводу, что эта добавка способствует развитию раковых заболеваний. В следующий раз при выборе сосисочных, колбасных изделий или бекона, в которые часто добавляют этот консервант, ищите в составе Е250. Вместо переработанного мяса лучше отдать предпочтение курице, рыбе, орехам или яйцам, которые также богаты протеином.
Автор: Анастасия Титивкина