Не просто хобби: карьера в стендапе
За последние 5-10 лет стендап стал самым популярным юмористическим жанром. Создаются новые проекты, открываются региональные стендап-клубы, организовываются бесплатные концерты — индустрия становится все более привлекательной и доступной. The Vyshka поговорила с молодыми комиками и узнала, как на самом деле выглядят их трудовые будни; что стендаперы делают, чтобы справиться со стрессом перед выступлениями, и какие советы они могут дать новичкам жанра.
Стендап в постсоветском пространстве
Для России и стран СНГ жанр стендапа знаком со времен СССР. Монологи Михаила Жванецкого, Аркадия Райкина и других артистов были очень популярны. Однако их комедии это еще не стендап. В отличие от советских комиков, у стендаперов нет заученных монологов или чтения с листка. Их выступление направлено на интерактив с аудиторией. Свобода слова, отсутствие жесткой цензуры необходимы этому жанру. Такие критерии были невозможны во времена СССР. Поэтому советские юмористы были не стендаперами, а скорее артистами разговорного жанра.
С падением железного занавеса в России и СНГ появился стендап. Все началось с кассетных записей англоязычных стендаперов. Потом пришли и первые русскоязычные комики. Создавались десятки успешных проектов (Comedy Club, «Открытый микрофон», Stand up, «Женский стендап», «Comedy Баттл», Stand-Up Club #1, «Стендап Андеграунд» и др.), чьи участники позже становились известными артистами.
Сейчас в каждом крупном городе России можно найти стендап-клубы с регулярными выступлениями. На проверочные концерты (мероприятия, где выступают комики с новым неотредактированным материалом — прим. The Vyshka) вход бесплатный, поэтому стать зрителем может любой желающий. Чтобы самому выйти на сцену, нужно просто записаться на открытый микрофон (мероприятие, где можно выступить любому желающему — прим. The Vyshka). Такая доступность как для зрителей, так и для стендаперов сильно повлияла на популярность жанра: зрители, вдохновленные выступлениями комиков, начинают пробовать себя на сцене. У новичков возникает много вопросов. С чего начать карьеру в стендапе? Какими бывают трудовые будни? К чему нужно быть готовым? Об этом нам рассказали молодые стендаперы, которые всерьез увлеклись юмором.
Настя Веневитина
Для меня стендап — это то, без чего я не могу себя представить; о чем я думаю постоянно. Например, подруга что-то рассказывает, и я думаю: «Вау! Было бы здорово сделать из этого шутку!»
Настя играла в КВН, когда была студенткой. Однажды она подрабатывала фотографом на мероприятии, где познакомилась со стендапом. Девушка подумала: «Ого! Да это же гораздо смешнее КВН!» С тех пор она каждую неделю ходила на выступления в родном Воронеже, а потом и сама вышла на сцену открытого микрофона, где выступал Саша Долгополов (стендапер, резидент Stand-Up Club#1 — прим. The Vyshka). Он похвалил ее номер и порекомендовал не бросать начатое. Этот момент стал точкой отсчета карьеры Насти.
На выступлениях в Воронеже героиня сталкивалась со стереотипами о неспособности женщин шутить. Она не раз слышала от ведущих: «Сейчас выйдет девочка, она может быть не очень смешная». Даже друзья подкалывали Настю, когда она боялась неудач на сцене: «Ну и что, ты ж девчонка». Сейчас в Москве она редко сталкивается с подобным. Героиня отмечает, что с каждым годом все больше девушек приходит в индустрию юмора, и у зрителей уже нет тех предубеждений: они смотрят на качество выступления, а не на пол.
Как рождаются шутки
Героиня рассказывает, что самые смешные шутки получаются из наболевшего и пережитого, поэтому необходим богатый жизненный опыт. Универсальная формула комедии — трагедия, умноженная на время. По мнению Насти, если присмотреться, то большинство профессионалов в этом деле весьма печальные люди в реальной жизни. Образ вечно шутливого весельчака только образ.
Шутить о том, как бабушка дорогу переходит, — это любой может. Настоящая комедия — трагедия, умноженная на время
По словам Насти, на создание материала уходит разное количество времени. Если выступать только на открытых микрофонах в своем городе, можно работать над текстом сколько угодно. Но на написание часового концерта уходит минимум полгода. Если работать на телепроекте, то один монолог на восемь минут может писаться меньше месяца.
Совет новичкам: «Нужно определиться с целью, когда идешь в стендап. Невозможно чего-то добиться, если думать только о мнимой популярности».
Дима Коваль
Для меня стендап — это моя работа, основная деятельность, больше я ничего не умею
Димин комедийный путь тоже начинался с КВН в институте. Там он встретил старого друга из родного города Коврова, который позвал его поработать оператором на стендап-мероприятии. Там он увидел многих ребят из своих любимых юмористических проектов ТНТ. Выступления комиков понравились и сильно воодушевили его. Спустя год, набравшись смелости, Дима стоял на сцене открытого микрофона с собственным материалом. Затем он переехал в Москву и продолжил развиваться в стендапе.
Был страх, что вся история со стендапом быстро кончится, ведь в начале 10-х годов эта сфера в России только набирала обороты. Родители переживали и говорили, что Димино увлечение — глупость, и нужно заниматься чем-то более серьезным и стабильным. Друзья Димы придерживались того же мнения, но начинающий стендапер оставался при своем.
Образ на сцене
Дима считает, что легче всего придумать подачу, которая задаст тон всему выступлению. Можно создать ее искусственно, а можно выработать естественным путем со временем. Тогда образ на сцене не будет сильно отличаться от того, что в жизни, замечает герой.
В обычной жизни я шучу часто, это помогает, жить становится немного легче
По мнению Димы, нет одного шаблона для комика, все стендаперы разные. Тем не менее герой выделил эгоцентризм и депрессивные наклонности как часто встречающиеся характеристики юмористов. Что именно первично: особенности характера, повлиявшие на выбор увлечения, или занятие юмором, которое оставляет отпечаток на личности, — герою сложно сказать. Исследование ученых Университета Южной Калифорнии подтверждает факт, что между комиками и людьми, страдающими депрессией, действительно есть физиологические сходства.
Совет новичкам: «Нужно как можно больше писать и смотреть концерты других стендаперов. Не стоит забывать о зрителях и коллегах: нужно быть честным и не идти по головам».
Диана Куликова
Стендап — это вид творчества, где можно быть откровенным, серьезным и в то же время несерьезным
Диана влюбилась в стендап после живого выступления, куда пришла поддержать друга. Через полгода она сама вышла на сцену клуба «Алиби» (музыкальный клуб в Москве — прим. The Vyshka). А через три месяца участвовала в одном из ТВ-шоу.
Ошибки совершать необходимо. 90% первых выступлений будут плохими, так происходит у всех
В начале своего стендаперского пути у Дианы был страх, что шутки не будут смешными. Поэтому она выпивала коктейль, чтобы избавиться от страха. Но со временем страх уменьшился, и теперь ей помогают глоток воды и повторение текстов песен хип-хоп исполнительницы Cardi B. По мнению героини, страхи в таком деле нормальны: «Если их нет, значит тебе не ценно то, что ты делаешь. Тогда и другим твое дело не будет ценным».
Героиня рассказывает, что выступления часто идут не по плану. Зрители могут выкрикивать, а то и грубо себя вести. В таких ситуациях ей помогает интерактив: задать вопрос или ответить шуткой.
Работа над материалом
Это очень кропотливая работа и в тексте, и на сцене
Диана отмечает, что боль — это почва творчества. Однако необязательно испытывать негативные эмоции, чтобы написать хороший материал. Иногда достаточно посмотреть на обыденные вещи под другим углом.
Шутки героини появляются по-разному: и стихийно в заметках на телефоне, и в специально отведенное время за ноутбуком, а иногда и через беседы с другими комиками.
Совет новичкам: «Стендап — непростой вид творчества. Нужно быть готовым к критике, постоянной саморедактуре и рассказывать только о том, что тебе интересно».
Текст: Ангелина Касмынина
Редакторка: Лена Метлинская
Иллюстрации: Катя Мартыш