Строго по уставу: как живут курсанты и студенты силовых вузов
Военная индустрия в России, по версии издания Global Firepower, считается одной из самых развитых. Мы решили поговорить с курсантами силовых вузов, чтобы узнать, почему они выбрали карьеру в виде службы, в чем особенности их образовательного процесса и какие у них планы на будущее.
Мечта быть героем
Очень часто дети мечтают стать спасателями, пожарными или военными: это престижно и благородно. Например, нашего героя Вадима с самого детства привлекали поиски пострадавших и помощь людям, ведь рядом с его домом находился спасательный центр. Когда пришло время решать, куда поступать, выбор для него был однозначным. «В основном вузы направлены на противопожарную подготовку, я пошел в единственную академию системы МЧС, чтобы стать спасателем», — рассказывает Вадим.
Однако не у всех получается сразу понять, какой профессии обучаться в университете. Вика, сейчас уже студентка 4 курса Академии Гражданской Защиты, давно хотела поступить на юриспруденцию, но боялась: «Мне казалось, что это будет сложно, нужно будет много учить, поэтому решила поступать на культурологию в РГУ имени А. Н. Косыгина». Героиня рассказала, что по баллам на такую творческую специальность она не прошла, но ее молодой человек Вадим (он тоже давал интервью) поступил в Академию, поэтому девушка решила тоже подать туда документы. Теперь Вика учится на юриспруденции, как и хотела изначально.
Наш третий герой Никита с детства мечтал «стать человеком в погонах» и планировал поступать в летное училище. Однако в итоге он выбрал специальность «Техносферная безопасность»: Никите она показалась более перспективной.
В военные вузы часто поступают после окончания кадетских учреждений. Это отдельные корпуса, куда отбирают детей 15-17 лет после окончания 9 класса. Обучение в таких учебных заведениях позволяет понять, кому подходит военная служба, а кому нет. Строгая дисциплина, большая нагрузка, ограничение встреч с родителями и старыми друзьями за пределами учреждения могут стать испытанием для подростков.
Андрей (имя героя изменено) выбрал Академию Гражданской Защиты, потому что его отец закончил этот вуз в 2002 году. «Всю свою жизнь он подавал мне пример», — рассказывает Андрей. Отец часто говорил герою, что офицер — это «признак чести, достоинства и решительности». В школе Андрей занимался спортом и никогда не задумывался о военной службе, пока не появилось движение «Юнармия» (Всероссийское добровольное военно-патриотическое движение молодежи — прим. The Vyshka). Андрея «затянуло и тогда он решил поступить туда. «Он (отец) мне говорит: «Тяжело будет». А я пообещал, что все будет хорошо».
Андрей узнал, что можно поступить в кадетское учреждение при вузе после 9 класса, поэтому стал собирать документы и учить физику и информатику. «В 2018 году случилась для меня и моей семьи трагедия, моего отца убили». У Андрея больше не было никаких вариантов, ради семьи он твёрдо решил, что будет поступать в Академию: «Я старший, кто-то же должен защищать мать и младшего брата».
В кадетском училище наш герой проучился 2 года, 10-11 классы, после чего понял, что это не его, но «деваться было некуда». По словам Андрея, в кадетском училище к кадетам относились «не как к детям»: наказывали общественными работами при несоблюдении правил и требовали соблюдения дисциплины, как у курсантов. «Тогда я почувствовал, что это такое — быть мужчиной», — вспоминает он.
Не сдаешь математику — уезжаешь, не сдаешь физическую подготовку — уезжаешь
Для поступления в силовые вузы необходимо сдать не только ЕГЭ, но и дополнительные внутренние экзамены. Во время сдачи таких экзаменов Вадим полтора месяца провел в полях в палатках. У него был психологический отбор и внутренние экзамены по математике, русскому, физической подготовке. Для психологического отбора проводился тест с коварными вопросами на скорость, логику и проверку психики. «Я знал, что и как будет, узнавал, поэтому ко всему смог хорошо подготовиться», — рассказал Вадим.
В отличие от Вадима, у Вики внутренних вступительных экзаменов не было, девушка поступала только по результатам ЕГЭ. «Я даже не знаю, какой был порог, ты просто приходил, отдавал результаты и зачислялся», — вспоминает девушка. Вика платит 120 тысяч в год: какая цена была установлена при поступлении, такая сохраняется до конца учебы. Стоимость обучения в Академии гражданской защиты для нового набора составляет 135-140 тысяч в год.
Никита числится в Академии как иностранный курсант, он сдавал экзамены на родине в Абхазии. Среди них математика, физика, русский язык, физическая подготовка и консультация по психологии с тестами. «Абитуриенты поступали через само Министерство обороны, оно дает квоты только в 2 вуза МЧС: Академию гражданской противопожарной службы и Академию гражданской защиты (АГЗ). Самых активных учеников с лучшими баллами отправляли в АГЗ». Никита рассказал, что разницы в том, где ты сдаешь экзамены, нет. «Единственное отличие — в том, что русские курсанты дают присягу в России, а мы — у себя на родине».
Андрей, как и Вадим, сдавал экзамены на полигоне в палатках. В первый же день был медицинский базовый осмотр: хирург, окулист, лор, терапевт. Медицинский осмотр большинство абитуриентов проходят спокойно, потому что при желании с помощью связей диспансеризацию в военкомате, по мнению героя, можно пройти без проблем.
Андрей не различает красный и зеленый цвета, но, по его словам, это не мешает в процессе обучения. После медосмотра комиссия проверяет физическую подготовку, сдачу нормативов и проводят трехчасовое психологическое тестирование. Только после этого абитуриенты, ранее сдав ЕГЭ, сдают внутренние экзамены: базовую математику, русский язык, информатику и физику. Как рассказывает Андрей, после обучения в кадетском училище шансов поступить в вуз больше: «Меня ко всему подготовили, я не переживал. За 2 года в кадетском корпусе поднял свою физическую выносливость, учебу подтянул до максимума». Но, по словам героя, у других поступающих было «истерическое состояние»: «Когда давали телефон, они разговаривали по полчаса о том, как здесь все плохо, просили забрать домой, потому что не могли это терпеть».
Типичный день курсанта
У всех курсантов распорядок дня практически одинаковый. Андрей встает немного раньше команды, чтобы было больше времени на подъем. Им дают 3 минуты, чтобы одеться, открыть окна для проветривания и выбежать на зарядку. Зарядка состоит из различных упражнений: бег, занятия на спортгородке, комплекс вольных упражнений (приседания, отжимания, общая разминка). Дальше — утренние умывания, заправление кроватей, чистка ботинок. После завтрака командир проверяет наличие состава и внешний вид: все должны быть чистыми и готовыми к учебному дню. Дальше курсанты бегут на развод (построение, на котором происходит информирование последних новостей вуза и мира, причастные к МЧС, строевая подготовка, сдача нормативов по противогазам, надевание всей экипировки на время — прим. The Vyshka). После этого все учащиеся идут на пары.
Дальше начинаются самостоятельное выполнение заданий по учебе и спортивно-массовые мероприятия. В это время курсанты занимаются на дополнительных факультативах и участвуют во внеучебной жизни вуза. Например, Андрей редактирует стенгазеты, занимается театральным искусством и фотографирует внутренние мероприятия для сайта Академии: «Если с учебой все хорошо, то начальник курса не против дополнительных занятий». Дальше курсанты ужинают. Свободное личное время, которое начинается после ужина, иногда приходится отводить на дополнительные вечерние мероприятия, такие как уборка снега или общий просмотр кино. Ближе к отбою происходит дополнительная общая проверка состава. Андрей вспоминает, что только во время обучения понял, что «учиться в Академии курсантом все-таки намного легче, чем быть кадетом»: в детстве не всегда можно понять важность правил, а со временем не только понимаешь, но и принимаешь строгость обучения.
Наш герой Вадим думал, что в процессе обучения будет много командировок: спасать, выезжать, летать. Но, как выяснилось, пока группа учится, вся она находится в резерве.
Во время учебы Вадим дважды выезжал на ДТП, когда был на практике в Центре по проведению спасательных операций особого риска «Лидер»: «Ничего серьезного там не было, но столкновение было настоящим». По желанию в Академии можно заниматься танцами, пением, борьбой, баскетболом, футболом, хоккеем и другими дополнительными занятиями.
У Вики, хоть она и студентка юридического, а не курсантка, есть упор на МЧС. Многие предметы связаны с гражданской обороной, которой в обычных вузах нет. «По некоторым военным предметам нас гоняют даже больше, чем по юридическим», — рассказывает девушка. По мнению Вики, в таком вузе учиться сложнее, но интереснее. Занятия у девушки начинаются в 9 часов. На первых курсах после пар студенты ходят на факультативы или студенческие мероприятия. К 4 курсу мало кто остается, все бегут на работу. О преподавателях Вика отзывается положительно: «Они так горят своей работой. К нам приходят и рассказывают всякие интересные штуки».
А вот Никиту начало обучения буквально шокировало:
Тот ритм жизни, к которому я привык, кардинально отличается от здешнего. Дома могу делать, что захочу, тут такого нет.
По словам нашего героя, в первое время всем трудно, потому что на службе определенный распорядок дня: «Мы находимся вдали от дома. Здесь нет ни родных, ни друзей, но к этому постепенно привыкаешь».
Основные правила устава
Есть несколько правил, которые прописаны в уставе. Им должны следовать все курсанты.
Например, на территории военной части запрещены смартфоны, поэтому в первую очередь курсанты пользуются ноутбуками и кнопочными телефонами. Также есть целая система выхода в увольнение за пределы военной территории по собственному желанию. Даже во время выходных и отдыха выходить могут не более 30% состава. Все группы постоянно сменяют друг друга.
Вадим выходит за пределы Академии достаточно часто, к такому режиму он уже привык. Есть друзья, театры, мероприятия, 2 раза в год отпуск: зимой на 15 суток и летом на 30, можно уехать домой к родным. За пределами Академии никто из курсантов не живет. Если у кого-то проблемы с учебой или поведением, могут наказать ограничением выхода в увольнение или дополнительными работами, например, уборкой снега или мытьем полов.
Вика может видеться с курсантами, если в расписании у групп есть общие предметы. Она считает, что курсанты не видят жизни вне вуза: «У меня гражданская специальность, не военная, поэтому я жизнь вижу, но замечаю, что мальчики курсанты её не видят». У студентов, по словам Вики, нет таких строгих правил, как у курсантов: «По форме нас пытаются ограничить, но как-то не особо получается. Говорят, фотографии на фоне Академии нельзя спокойно выкладывать в соцсети, но, видимо, никто этому не следует».
В Академии гражданской защиты девушек среди курсантов нет вообще, им можно поступать только на студенческие специальности: на гуманитарный и инженерный факультеты. Студентки не живут на территории Академии и приезжают только на занятия.
У Вики в группе 15 человек. Как отмечает девушка, «это мало, скорее всего потому что мой набор был только коммерческим. На всех остальных курсах по 30 человек в группе, и среди них всего 4-5 парней».
Есть ли жизнь после силового вуза
Учеба в силовом вузе длится 5 лет. Один год обучения приравнивается к 6 месяцам службы в армии. Курсанты не могут работать во время учебы, поэтому вуз предоставляет денежное довольствие (стипендию) от 13 тысяч и выше. У Вадима она составляет 17 тысяч рублей. «Хватает, потому что не нужно покупать одежду, еду и снимать жилье», — рассказывает он.
Выпускники получают военное звание лейтенанта. Старательным отличникам позволяют самостоятельно выбрать место своей будущей работы, остальных распределяет вуз. В своем месте распределения курсанты обязаны отработать 5 лет. Всего есть 11 спасательных центров по России: в Амуре, Питере, Челябинске, Туле, Ногинске, Ростове, Сибире, 2 в Москве, в Самаре и на Камчатке. Если курсант не хочет продолжать обучение и работу, он может написать рапорт. В таком случае, ему придется заплатить за все свое прошлое обучение и тот год, который не дослужил. Те выпускники, которые завершили службу, могут устроиться, например, в Ростелеком или РЖД.
«Учиться юриспруденции, конечно, интересно и познавательно, но это не то, чем я хочу заниматься по жизни», — признается Вика. «Хочется идти в творчество, развиваться как личность». Сейчас девушка работает педагогом в детском клубе развития. Чтобы получать большие деньги, нужно начинать с минимальных зарплат. Вика считает, что мало кому хочется «идти в какой-то суд и работать помощником судьи за 12 тысяч рублей»:
Хочется все сразу, а сразу в этой профессии не получится.
По мнению Никиты, Академия дает качественные знания, преподаватели стараются находить интересные способы обучения. Никита уделяет внимание профильным предметам, таким как «Спасательная подготовка», «Пожарная подготовка», но такие дисциплины как экономика и философия Никите, как спасателю, по его мнению, не очень нужны. «На моем курсе каждый собирается поехать к себе домой работать по специальности. Нет таких, кто бы сказал, что не хочет», — рассказывает Никита.
«Я, как и все, подписал контракт на 5 лет после вуза. После этого получу старшего лейтенанта и не знаю, как жизнь дальше пойдет», — делится своими планами Андрей. Он не отрицает, что может стать фотографом или, например, журналистом: «Я пока не вижу, что ждет меня впереди. Все будет, как велит судьба».
Текст: Светлана Федорук
Иллюстрации: Наталья Зеленова
Редактор: Елена Лемясова