«Ухудшение позиций вполне возможно»: какие места занимают российские вузы в международных рейтингах
В конце октября Владимир Путин поручил Минобрнауки разработать новый национальный рейтинг высших учебных заведений. Некоторые эксперты считают*, что такое поручение — ответ на отказы международных рейтинговых агентств THE и QS сотрудничать с российскими вузами.
Мы проанализировали, как менялось положение российских университетов в международном рейтинге QS, и поговорили с ведущим аналитиком Центра рейтинговых исследований ИТМО Анной Гельфанд. Рассказываем, почему отечественные программы недостаточно эффективны и какие перспективы у России в иностранном сотрудничестве сегодня.
Зачем нужны рейтинги
Международные рейтинги вузов помогают абитуриентам, в том числе из России, определиться с выбором университета. Еще благодаря рейтингам образование развивается: вузы стремятся подняться в списках и поэтому совершенствуются. Например, привлекают студентов и преподавателей из-за рубежа, публикуют больше научных статей, работают над репутацией.
Рейтинги влияют и на государственную политику в отношении университетов: к примеру, на финансирование. Власти хотят повысить престиж национального образования, поэтому инвестируют в программы по усилению позиций вузов в списках лучших.
Проект «5—100»
В 2013—2020 годах в России реализовывался проект «5—100». Целью программы было поднять пять российских вузов в топ-100 в международных рейтингах. В проекте участвовал 21 университет: ДВФУ, ИТМО, ВШЭ, КФУ, МФТИ и другие. Программа обошлась властям в 80 млрд рублей.
Результаты «5—100» неоднозначные. Аудиторы Счетной палаты считают, что главной цели университеты не достигли: в топ-100 глобальных рейтингов по-прежнему входит только один вуз — МГУ. Еще усилилось неравенство между учебными заведениями. Вузы-участники получали дополнительное финансирование, привлекали больше научных кадров и студентов. Без этих мер другие университеты развивались медленнее.
Хотя в топ-100 российские вузы не попали, в первой сотне в предметных рейтингах они стали появляться чаще: к концу проекта в них вошли восемь университетов (КФУ, МФТИ, МИСиС, ТПУ, ВШЭ, МИФИ, НГУ, ИТМО). Еще одно достижение программы — рост числа научных публикаций.
Кто и как составляет рейтинг QS
QS (Quacquarelli Symonds) — британская компания, которая анализирует данные об университетах по всему миру. QS выпускает несколько рейтингов: глобальный — оценивает вузы по всем сторонам деятельности, предметный — ранжирует университеты по конкретным областям знаний.
QS, составляя рейтинг, опирается на пять показателей: академическую репутацию (от нее зависит 40% общего балла), репутацию университета среди работодателей (10%), соотношение числа преподавателей и студентов (20%), цитируемость (20%), долю иностранцев среди студентов и преподавателей (10%).
Академическая репутация. Чтобы оценить академическую репутацию, составители опрашивают более 130 тысяч экспертов из сферы высшего образования. Затем сопоставляют их мнения и делают выводы о качестве преподавания и исследований в вузе.
Репутация университета среди работодателей. QS берет интервью у 50 тысяч компаний и узнает, выпускники каких заведений наиболее подготовлены к профессии.
Соотношение числа преподавателей и студентов. В QS считают, что чем меньше студентов работает с преподавателем, тем меньше преподавательская нагрузка. Это значит, что педагог готов уделять студенту больше времени.
Цитируемость. Метрика цитируемости отражает авторитетность исследований: чем чаще ученые ссылаются на публикации конкретного университета, тем выше качество научной работы.
Доля иностранных студентов и преподавателей. Доля иностранных студентов и преподавателей показывает многонациональную среду университета и заинтересованность участников из-за рубежа обучаться в нем.
Критика рейтинга QS
Рейтинг критикуют за то, что репутация сильно влияет на место вуза. По мнению экспертов, это субъективный показатель. Еще компания QS оказывает университетам платные услуги. Например, дает рекомендации по продвижению вуза, развивает бренд и позиционирование, разрабатывает стратегию исследовательской работы. Некоторые ученые считают, что предоставление таких услуг ведет к конфликту интересов и искажает результаты рейтинга. QS, которая зарабатывает благодаря вузам-клиентам, заинтересована в том, чтобы позиции клиентов повышались. Несмотря на это, рейтинг входит в тройку наиболее престижных.
Как менялась позиция российских вузов в рейтинге
За всю историю рейтинга QS в него попали 39 российских вузов. По представленности университетов в рейтинге страна находится на 11 месте — вузы попадали в списки лучших 283 раза. В тройку лидеров входят США (2 160 раз), Великобритания (1 070 раз) и Германия (635 раз). Обычно российские вузы занимают места в промежутке 801—1000, но есть такие, которые входят в топ-500. Например, в последнем рейтинге их 17. Чаще всего в топ-500 попадали МГУ, СПбГУ, НГУ, МГИМО, МГТУ и ТГУ.
Мнение эксперта
Мы поговорили с Анной Гельфанд, ведущим аналитиком Центра рейтинговых исследований ИТМО. Она рассказала, почему в топ-100 попадает только МГУ, как оценивать результаты программы «5—100» и как скажутся на качестве образования отказы рейтинговых агентств сотрудничать с Россией.
Почему МГУ входит в топ-100 рейтинга QS из года в год и сохраняет значительный отрыв от других российских вузов?
По методологии QS, 50% рейтинговой оценки приходится на показатели репутации — академической и среди работодателей. Поэтому рейтинг часто критикуется и называется негласно «репутационным».
Еще важны узнаваемость и известность российских вузов за пределами страны. МГУ, как наиболее популярный бренд отечественного образования, традиционно получает самые высокие репутационные оценки в рейтинге QS среди вузов России.
Если посмотреть на балльные оценки обоих упоминаемых показателей репутации, то у МГУ они на десятки больше, чем у других университетов. Как следствие — общая позиция в рейтинге получается самой высокой.
Если посмотреть на рейтинг по предметам, российские вузы чаще попадают в топ-100 по конкретным областям. Например, в 2022 году в сотню лучших по математике вошли сразу четыре российских университета, тогда как в общий рейтинг попал только один. С чем это связано?
Исторически сложилось, что у российских вузов чаще есть предметная специализация: техническая, гуманитарная, творческая или медицинская. Из-за этого они реже занимают высокие позиции в общих рейтингах, которые оценивают вуз не по одному, а по многим направлениям.
Важны и репутационные показатели. Соревноваться с условными Гарвардом или MIT (Массачусетский технологический институт — прим. The Vyshka) гораздо сложнее в целом, чем в отдельной предметной области, где вы можете быть известны более узкому кругу экспертов.
У предметных областей есть преимущество для небольших специализированных вузов на примере предметных рейтингов THE и QS. В THE выделяется 11 предметных областей, а в QS — 51. Так, вуз может быть представлен на более высоких позициях в специализированном рейтинге QS «Электротехника и электроника», чем в укрупненном «Инженерия» от THE.
Рейтинг QS приостановил сотрудничество с российскими вузами. Как это повлияет на качество образования и приток иностранных студентов?
На результаты рейтингов QS, опубликованные в 2022 году, происходящие события пока не повлияли. Это легко объяснить тем, что между моментом публикации рейтинга и учетом данных для его составления существует временной разрыв. Так, у 17 российских вузов, в том числе ИТМО, в последнем выпуске институционального рейтинга QS позиции улучшились. Ухудшение позиций вполне возможно: 50% веса в рейтинге составляют показатели репутации, повторюсь, субъективные сами по себе.
Конечно, иностранные абитуриенты ориентируются на позиции вуза в международных рейтингах. Но необходимо учитывать и переориентацию российского образования на новую географию. Это заметно по приемной кампании 2022 года. Как и в экономике, происходит разворот на Восток, страны Африки. А новые образовательные рынки не обязательно ориентируются на британские рейтинги, такие как QS и THE.
Как вы оцениваете эффективность программы «5—100»?
Я бы предпочла здесь говорить о результативности. Несмотря на то, что само название программы отсылает именно к рейтинговым позициям, их достижение — не самоцель.
Вузы-участники программы преуспели в количестве и качестве научных публикаций в международных базах данных Web of Science и Scopus. Например, для ИТМО количество публикаций в год в Scopus увеличилось в пять раз, вырос процент публикаций в международном соавторстве.
Доля иностранных студентов в вузах-участниках в среднем достигла 14%, в топовой группе — 25%. Это говорит об интернационализации университетов за период программы.
Стало больше сотрудников из-за рубежа: удельный вес иностранных научно-педагогических работников по вузам-участникам в среднем к 2018 году достиг 4%. Произошло заметное омоложение кадров, на новый уровень вышла работа вузов с внешними аудиториями. И это далеко не все результаты.
Значительному количеству вузов-участников удалось войти в общие и предметные рейтинги (ARWU, THE и QS), а части из них — закрепиться на высоких позициях, в том числе в топ-100 предметных списков.
Владимир Путин поручил создать новый национальный рейтинг университетов. Есть мнение, что это продолжение тренда на изоляцию России, демонстративный отказ от международного сотрудничества. Что вы об этом думаете?
Нет противоречий в том, чтобы ранжироваться в национальном рейтинге страны и при этом участвовать в международных. Свои внутренние списки есть в Китае, США и европейских странах. Наличие международного рейтинга с национальным оператором, каким выступает в России «Три миссии университета» (российский международный рейтинг — прим. The Vyshka), дает дополнительную возможность оценить себя.
*Instagram принадлежит Meta, которая признана экстремистской и запрещена в России.
Автор: Ксения Зайцева
Редактор: Ксения Монастырская
Инфографика: Ксения Зайцева
Иллюстрации: Даниил Николаев