1-13

Айпи слезам не верит: студенты о будущем интеллектуального права в России

Студентки 4 курса юрфака НИУ ВШЭ СПб рассказали, как создали студенческий клуб «Айпи слезам не верит» по интеллектуальному праву, и поделились планами на будущее. Они объяснили, почему важно регулировать права на интеллектуальную собственность, к чему приводит копирование стиля компаний, которые ушли с российского рынка, и что ждет интеллектуальное право в России в ближайшее время. 

Одна из проблем, с которыми Россия столкнулась с началом СВО, — масштабный уход* иностранных компаний и брендов. Он стал причиной нарушений интеллектуальных прав: например, российские предприниматели начали копировать логотипы, стилистику, названия фирм, которые приостановили или прекратили деятельность в России. Интеллектуальное право, или же IP право (intellectual property law), — отрасль, которая направлена на защиту прав создателей и владельцев изобретений, литературных и музыкальных произведений и дизайна. . 

  • Справка: На начало сентября 2022 г. 34% крупнейших компаний ограничили деятельность в стране, 15% — решили покинуть ее через передачу новому собственнику российского подразделения и 7% — заявили о полном уходе с отечественного рынка без продажи бизнеса. По мнению Центра стратегических разработок, «крупнейших» фирм — 600, это иностранные компании с выручкой в России от 5,7 млрд руб. 

На фоне всех событий в России группа неравнодушных к интеллектуальному праву студентов юридического факультета НИУ ВШЭ создала коммьюнити с интересным названием «Айпи слезам не верит». «Молчать нельзя, пора разбираться», — говорят ребята. Мы обсудили влияние СВО на интеллектуальное право, основные проблемы отрасли, а также ее будущее в России. 

Словарь юридических терминов

Интеллектуальные права — права на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации.

Интеллектуальная собственность (ИС) — это результат творения человеческого разума. К объектам ИС относятся изобретения, литературные и художественные произведения, символика, названия и изображения, используемые в коммерческих целях.

Авторские права — интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства. Авторские права делится на два типа: неимущественные и исключительные.

Неимущественные права — право называться автором, право на обнародование и на неприкосновенность произведения и другие. Неимущественные права нельзя отобрать или кому-то передать. 

Исключительные (имущественные) права — права на использование продукта. Автор может использовать продукт сам, а может передать или продать исключительные права другим людям или компаниям.

Товарный знак — обозначение, которое позволяет различать товары между собой.

Интеллектуальное право в России

Для отечественной правовой системы понятие «интеллектуальные права» пока относительно новое, сама отрасль достаточно молодая. Однако еще в Древней Руси применялись различные марки, клейма и другие знаки, которые помогали отличать чьи-либо товары между собой, но эта практика не использовалась повсеместно. Процесс правового регулирования начал оформляться только в Российской империи в XIX веке.

На правовую среду в жизни общества повлияла смена политической власти в России в 1917 г. Правовая защита интеллектуальной собственности была фактически ликвидирована. В СССР признавалось общественное владение, творческие достижения использовались в государственных и общественных интересах. Только в конце XX в., когда распался СССР и в России начал устанавливаться демократический режим, стали реформировать интеллектуальное право и способы его защиты. Помимо этого, легализовалась частная собственность.

В 2006 г. Государственная Дума РФ приняла четвертую часть Гражданского кодекса РФ. В рамках этой части установили общий принцип: если правообладатель не запретил, не значит, что он разрешил другим лицам использовать результаты его интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.

Юристами не рождаются, юристами становятся

Маша

Не все герои мечтали стать юристами с детства. Маша не планировала поступать на юридический факультет, ведь раньше профессия «юрист» для нее была из разряда «ни за что и никогда». Направление «интеллектуальная собственность» на 2 курсе она выбрала уже более осознанно, ведь это перспективная для развития отрасль. «Я однозначно пойду работать по профессии; направление, которое выбрали все организаторы кружка, оно разностороннее. Плюсом является то, что наше законодательство в части интеллектуального права не так сильно и не так радикально отличается от какого-то иностранного, и вполне возможно, например, потом отучиться где-то за границей и работать уже там», — рассказывает Маша. 

Для Даши, другой участницы сообщества, значимую роль в выборе специальности сыграли родители. Перед поступлением в бакалавриат вместе с семьей они решили, что профессия юриста достаточно универсальная, «главное просто найти то, что нравится». И Дарья не пожалела: «На самом деле, мне кажется, что потенциала у профессии очень много, особенно со всеми новостями, которые у нас каждый день появляются. Как говорится, везде можно найти хорошее окно и возможность для реализации себя. В связи с тем, что много людей сейчас уехало, будет большой спрос на юристов, в частности».

Женя считает, что профессия юриста стала для нее настоящим призванием, но тоже не сразу. Сначала она проучилась на юридическом факультете университета в родном городе целый год, после чего поняла, что направление ей подходит, и перепоступила в НИУ ВШЭ: «Я люблю юриспруденцию, потому что я люблю контроль и справедливость, и так получается, что именно эта сфера жизни, эта сфера науки, можем так сказать, она напрямую откликается мне и откликается в стремлениях к справедливому и правильному». Помимо учебы Женя посещает различные лекции и читает юридическую литературу, а также уже полтора года девушка работает юристом.

«Айпи слезам не верит»

Женя, инициатор создания проекта

Идея создать проект пришла Жене еще в 2020 году, когда она училась на втором курсе. Девушка рассказала, что два года назад ей казалось, что в НИУ ВШЭ не хватает клубов, где право преподается не с академической, а с практической точки зрения. К тому же сообществ по интеллектуальному праву не было в принципе. Два года девушке хотелось создать клуб, но что-то ее всегда останавливало. «Это долгий период, когда у меня была эта мысль, но у меня вечно есть какой-то „рычажок”. Я себе говорю, что нужно нажать, но мне казалось: я недостаточно компетентна, мало знаю, мне 20 лет, я ничего не могу. Но в какой-то момент, наверное, уверенности прибавилось, я стала работать в классной компании. Тогда я начала понимать, что коллеги меня признают, хвалят и что я в принципе что-то да понимаю, „прикасаюсь“ к каким-то большим проектам. Тогда я поняла: „почему нет?“». Женя хотела одного: преподавать право простым языком. «Айпи слезам не верит» должен был стать клубом для студентов, которые еще не разбираются в профессии, присматриваются к различным сферам и хотят чего-то творческого. Помимо этого, для девушки было важно, чтобы в заседаниях клуба участвовали именно молодые эксперты. Она видела в этом силу. Такой формат мог показать студентам, что уже в молодом возрасте возможно быть востребованными и компетентными специалистами. 

В июле 2022 года Женя написала другим двум героиням, Маше и Даше, а также остальным будущим организаторам, и так появилось коммьюнити «Айпи слезам не верит». Проект существует в формате Телеграм-канала, также ребята проводят открытые заседания с молодыми приглашенными экспертами, на которых они рассказывают обо всех новостях и тенденциях в мире интеллектуального права. 

Много вопросов, мало ответов

Даша

В связи с СВО интеллектуальное право в России сталкивается с чередой проблем. Главная из них — люди, которые работают в органах, не знают, как регулировать возникающие вопросы. Организаторы проекта отмечают, что Роспатент и Суд по интеллектуальным правам периодически отказывают компаниям, которые приходят к ним, чтобы защитить свои интеллектуальные права. Все дело в наличии пробелов в законодательстве, из-за которого вопрос не решается. На сегодняшний день только 4 часть Гражданского Кодекса Российской Федерации детально регулирует интеллектуальное право. «Мне кажется, в России законодательству надо будет выбрать какой-то правильный путь в отношении новых институтов, которые появляются, и принимать правильные решения. Это нужно, чтобы потом это все как снежный ком не покатилось и не привело к большим проблемам, чем когда регулирования, условно, не было», — говорит Даша.  

Помимо этого, когда международные компании начали уходить, интеллектуальные права стали нарушать чаще, в суды подают больше запросов. Предприниматели и бизнесмены начинают заменять бренды, которые ушли с рынка, на идентичные и регистрируют их товарные знаки, что нарушает ключевое право интеллектуальной собственности — исключительное право. Отсюда вытекает следующая проблема, с которой столкнулся рынок в начале СВО, — отсутствие творчества и фантазии. Не единичный случай, когда российские изготовители берут старый логотип, меняют название, но оставляют старую стилистику. Например, Stars Coffee, который раньше был Starbucks. Если сравнить два новых логотипа, разница будет едва заметна, несмотря на новое название. Также юристы приводят в пример ресторан «Вкусно и Точка», который раньше назывался «McDonalds»: торговую марку изменили, а фирменный стиль внутри ресторанов, электронное меню, цвета остались такими же. «Общество производителей и потребителей привыкло к тому, что бренд — это репутация, поэтому никто не хочет отходить от стабильного прошлого»,  — отмечает Женя.

«В любой негативной ситуации можно найти возможности для большого прогресса»

Слева направо: Даша, Женя, Маша

Несмотря на нестабильное состояние отрасли интеллектуального права в России, девушки верят в ее светлое будущее. Российское айпи-сообщество (intellectual property community) продолжает взаимодействовать с международным, его слышат и к нему прислушиваются, несмотря на политическую обстановку в мире. Помимо этого, существуют отрасли, чья деятельность не связана с правом напрямую, но все равно с ним соприкасается. Например, Женя выделяет интеллектуальную собственность в таких отраслях, как мода, современное искусство, деятельность, связанная с искусственным интеллектом. Также она отмечает такую сферу, как digital-технологии: айти-специалисты часто обращаются к юристам, чтобы защитить свою деятельность. Например, существование открытых кодов тесно связано с необходимостью их защиты. Как поясняет Женя, сейчас важно понимать, сколько творческого вклада в открытый код необходимо, чтобы он стал собственностью создателя и чтобы его можно было защитить. По мнению Жени, юристы, которые занимаются интеллектуальным правом, будут востребованы в будущем, так как они нужны в абсолютно разных сферах. С уходом крупных компаний отечественный рынок постепенно начинает восстанавливаться. «В любой негативной ситуации можно найти возможности для большого прогресса», — считает Даша. 

Что будет дальше? 

Девушки поделились с нами планами сообщества на ближайшее будущее. В этом учебном году они заканчивают университет, поэтому собираются передать руководство студентам помладше и при этом продолжать развивать сообщество. Сейчас в команде 10 человек, но она будет расти. Также в планах создательниц вывести «Айпи слезам не верит» на новый уровень. На канал уже подписываются юристы, к ним приходят востребованные эксперты, о проекте говорят в локальном юридическом сообществе, и это, как считают героини, только начало. «Я очень надеюсь, что этот клуб будет пропитан духом современности и социальных сетей, потому что я, например, без Телеграмма сейчас никуда. Это классная движущая сила. Надеемся, что коммьюнити будет существовать и после нашего выпуска», — говорит Женя. 

Автор: Александра Степанова
Редактор: Анастасия Иванова
Фотограф: Калина Пупко