become-instagram-manager-scaled

Кто владеет информацией — тот продает ее

За неуплату налогов 27 апреля МВД России задержало Елену Блиновскую, бизнес-коуча и создательницу «марафонов желаний». После этого в налоговой службе создали «блогерский» отдел, который будет проверять счета создателей информационных продуктов. Мы разобрались, какие услуги относятся к инфобизнесу, а какие — к инфомошенничеству, и как государство пытается регулировать онлайн-предпринимательство. Мы также поговорили со студентами, которые создают свои информационные продукты и продают их в сети.

Герои

Информация как бизнес

Информационный бизнес, или сокращенно инфобизнес, — один из способов продать обучающий материал в интернете. Это направление стало набирать популярность в начале 2000-х годов. Первым человеком, который смог заработать на продаже информации в сети, стал Евгений Попов. Он создал несколько курсов о том, как заниматься предпринимательством в интернете. 

Пандемия коронавируса в 2020 году стимулировала развитие инфобизнеса. По данным интернет-агентства рекламы ArrowMedia, интерес аудитории к онлайн-продуктам вырос на 224%. Активнее всего люди покупали курсы иностранных языков и программирования. По результатам исследования российского рынка онлайн-образования, в 2021 году россияне впервые потратили на образование в интернете больше, чем на очную учебу. Аналитики отмечают, что самые прибыльные сферы в онлайн-обучении сегодня — астрология, отношения, заработок, личностный рост и фитнес. Создатели таких проектов зарабатывают больше миллиона рублей в месяц. Особенно часто предлагают продукты по этим темам инфомошенники.

Информация как мошенничество

Вместе с появлением образовательных платформ в сети стали продаваться знания, которые не имеют практической ценности. Такую деятельность назвали инфомошенничеством, а людей, которые занимаются ей — инфомошенниками.
Это слово нередко используется по отношению к Петру Осипову и Михаилу Дашкиеву, одним из первых коучей в сфере предпринимательства. В 2010 году, когда им был 21 год, они разработали курс по предпринимательству «Бизнес-молодость». На тренингах Осипов и Дашкиев просили слушателей продумать десять целей на каждое десятилетие жизни. При этом нужно было заранее определить дату смерти. После того как человек посетил одно мероприятие, его организаторы напоминали о следующем событии и настаивали на покупке билета. Слушательница тренинга в интервью The Village рассказывала, что узнала от предпринимателей, как воспитывать детей и что такое чакры, но не о бизнесе. Другой студент их курса жаловался, что состояние его компании ухудшилось после того, как он прислушался к советам Осипова и Дашкиева. Предприниматели в ответ обвинили его в «совковом мышлении».

В 2020 году проект закрыли. «Я создал много прекрасного. Но я сделал много ошибок, большинство из которых лежат в сфере взаимоотношений с людьми», — рассказывал один из основателей курса.

Специалист по коммуникациям Наталья Гусева считает, что есть несколько признаков, по которым можно отличить продукты инфомошенников от качественных курсов.

Обещание успеха. Предприниматели, которые продают общедоступные знания, часто говорят, что жизнь их клиентов быстро изменится. Нередко в рекламе курса используются глобальные формулировки. Например, слушателям обещают помочь понять, в чем их предназначение и как выбрать свой жизненный путь.

Скрытая программа курса. О том, что покупатель будет изучать, он часто узнает после оплаты обучения. Подробный план занятий заменяется на заявления о том, что жизнь человека станет лучше после того, как курс закончится.

Демонстрация личной жизни. Ценность своих услуг инфомошенники подтверждают на личном примере. В социальных сетях они демонстрируют предметы роскоши, которые должны заинтересовать зрителя в тренинге.

Убеждение в личных сообщениях. Чтобы привлечь новую аудиторию, начинающие предприниматели могут предлагать услуги в личных сообщениях. За отзыв они обещают консультацию или скидку на покупку курса.

Критика противников курсов. Люди, которые продают такие продукты, могут резко высказываться о тех, кто не одобряет их занятие. Нередко они используют манипулятивные предложения: «Если вы умный человек, вы придете ко мне». 

Чаще всего инфомошенниками становятся блогеры и медийные личности. Так, самые популярные курсы продавали Елена Блиновская, Валерия Чекалина, известная в сети под псевдонимом «Лерчек», Оксана Самойлова и Гусейн Гасанов.

«Я всегда была уверена, что сила — в окружении. Когда покупаешь курс у людей, которые живут так, как я могу только мечтать, то приближаешься к ним. Начинаешь думать так же, как они, визуализировать успех. Кроме того, известно, что чем больше ты отдаешь [денег], — тем больше ты получаешь от Вселенной», — рассказывает Алина Карпенко (имя и фамилия изменены по просьбе героини), студентка 3 курса. Она прошла финансовый марафон «Новое измерение» Елены Блиновской, который гарантирует «открытие личного портала к изобилию и возможностям».

Марафон задержаний

27 апреля этого года Елену Блиновскую задержали за неуплату налогов суммой 918 миллионов рублей. Самый известный продукт блогера — «Марафон желаний». Участникам курса предлагают выбросить старые вещи, составить карту желаний и определить, какие страхи мешают исполнить мечты. Минимальная стоимость участия в марафоне составляла 2 тысячи рублей. Чтобы пообщаться с Еленой Блиновской в формате онлайн-звонка, нужно было заплатить 30 тысяч рублей.

Деятельность блогера в сети всегда оценивали неоднозначно. Арина Пекарская уверена, что главная проблема курсов Блиновской — в небрежном подходе: «Она не откликается мне только по качеству обучения. У нее все плохо организовано. Голосовые сообщения с шумом — это максимально безответственно. Но у нее низкий чек. Что вы хотите за 5 тысяч? За такую сумму люди просто не парятся». 

Полина Иванова называет такую работу «явным проявлением неадекватного инфоцыганства*»: «Она очень хороший психолог, но только с точки зрения манипулятивных элементов. Никакой информативной ценности там никогда не было. Там просто были фразы по типу „Ты сможешь“, „Ставь цели и добивайся“. К тому же я думаю, что счастливые люди — те, которые делают все из легкости, а не из „достигаторства“ (способ достижения успеха любой ценой — прим. The Vyshka)». 

«Волшебство, которое позволяет женщине всегда быть легкой»

«Женский магнетизм — внутренняя энергия женщины, которая сочетает в себе черты, которые способны магическим образом притягивать представителей мужского пола. Магнетизм — это волшебство, которое позволяет женщине всегда быть легкой, привлекательной и гармоничной». Так определяет в Instagram свой информационный продукт Полина Иванова. Там же она называет себя «экспертом женских практик».

Ее направление — консультации и наставничество. На консультациях она разбирает проблему клиента. По словам Полины, чаще всего к ней приходят девушки и женщины в возрасте от 28 до 40 лет, у которых есть сложности в отношениях. «Мы переходим в доверительный диалог, и я начинаю вносить свои правки, даю советы. Мы используем разные практики, в том числе метафорические карты и тесты. Я вывожу клиента на какую-то мысль, и мы додумываем, как решить проблему, вместе». 

Другой продукт — наставничество. Так называют долгосрочный период взаимодействия с клиентом: «В ходе наставничества у человека меняется даже мышление. Мы работаем с метакартами, астрологией, нумерологией, ходим на танцы, прогулки». Чтобы начать работать вместе, нужно заплатить 6700 рублей за серию сессий. Стоимость ее услуг не повышалась уже больше 10 месяцев. Полина уверена: пока она не может увеличивать сумму. «Сейчас круто работать на высоких чеках, чтобы просто показать, какая ты классная. Мне такое не подходит. Я даже учусь на другой специальности [не на психологии]. Я изучаю что-то сама, но это не так много значит».

Полина рассказывает, что углубляться в сферу психологии она начала еще с 14 лет. Она прошла несколько занятий у блогеров, курс КФУ и программы по повышению квалификации в этой области. «Я читаю много книг по этой теме: за моими плечами их, наверное, штук 115. В то же время я отлично понимаю, что я не психолог. Если вижу, что человек переживает депрессию или апатию, то не берусь. У меня и права такого нет. Я отправляю его к знакомому специалисту».

Несмотря на то что Полина не заключает договор с клиентами и сразу предупреждает, что у нее нет соответствующего образования, к ней часто обращаются. «Мой самый успешный кейс — девушка, которая после наставничества разобралась с бывшим мужем, уехала в Турцию с детьми и завела свой бизнес». По словам Полины, такие результаты — главная цель ее работы. «Мне в принципе деньги не нужны. Я работаю просто на энергиях». Юридически Полина оформлена как самозанятая.

С критикой «женской энергии» Полина встречается часто. Особенно — от людей, которые тоже не имеют профессионального образования, но продают курсы. Но она не обращает на это внимания: «Я настолько уверена в себе, настолько преисполнена, что мне без разницы. Это с их стороны просто зависть. Они пытаются высосать деньги, а я — энергетически наполниться [от работы с клиентом]». Полина уверена, что главное преимущество — ее «счастливая жизнь», фотографиями которой она делится в Instagram: кадры автомобилей и цветов, снимки из путешествий. По ее словам, такой жизненный стиль должен стать «поводом [для клиентки] сделать себя такой же счастливой». 

«Сферы риска»

В мае этого года в Государственную думу внесли законопроект, который, как считает вице-спикер нижней палаты парламента Борис Чернышов, позволит регулировать инфобизнес в «сферах риска». К таким областям отнесли психологию, медицину и оккультные науки (связанные с мистикой — прим. The Vyshka). В пояснительной записке к документу уточняется, что в этих сферах психологическому или физическому здоровью человека могут навредить. Если законопроект примут, о своей деятельности предпринимателям нужно будет сообщать в федеральные органы исполнительной власти. Вместе с этим будет необходимо выкладывать информацию о программе курса заранее и указывать, что эффективность и доходность обучения не гарантируется. 

Поводом к созданию законопроекта стали обращения покупателей курсов в суд. Они жалуются на низкое качество курсов и просят вернуть деньги. Инициаторы законопроекта надеются, что это поможет уберечь людей от программ, которые могут им навредить. 

Денежное мышление

Образовательная интернет-платформа Нетология в 2021 году выяснила, что одним из самых массовых направлений обучения в сети остается IT. Чаще всего респонденты исследования проходят IT-курсы в онлайн-школах, но нередко такие продукты можно увидеть и у блогеров.

«Платишь мне, понимаешь продажи, больше не работаешь за 5 рублей, делаешь спокойно 200k+ и радуешься жизни». Так описывает в Instagram будущий результат своих учеников Арина Пекарская.

Перед тем как запустить свой инфопродукт, Арина работала SMM-специалистом. Затем она прошла курс блогеров Данилы Матухно и Марго Савчук «InstaBoss», а после него посещала «точечные консультации»: «Пока потребности в каком-то глубоком обучении я не чувствую. Я не все понимаю [в области интернет-маркетинга], но два часа встречи со специалистом мне хватает. Плюс мы встречаемся с экспертами и партнерами. Когда общаешься с ними, подтягиваешь новые мысли и идеи».

Сейчас Арина работает с несколькими запросами клиентов. «Я помогаю без блога находить клиентов и проекты, достойные уровня человека. Не те популярные вакансии, где работаешь за 5 тысяч 24 на 7. Учу развивать логику продаж, чтобы начинать вещать в мир, показывать, кто ты и что можешь. Вместе с этим я наставник: консультирую и обучаю продажам, мышлению и выстраиванию продающей системы эксперта с блогом и без него в течение двух месяцев. Кто-то [из учеников] ведет канал в Телеграме, кто-то пользуется Instagram. Мне без разницы: я разбираюсь и в том, и в том. Так как я понимаю онлайн-среду и онлайн-маркетинг, я перешла к продюсированию — закадровой работе, когда ты запускаешь продукты других специалистов». Двухчасовая встреча и неделя поддержки от Арины стоят 20 тысяч рублей. Место на двухмесячной программе наставничества — 150 тысяч. Стоимость нового курса возросла в два раза по сравнению с ее прошлым запуском. 

Уметь повышать чек — способность, которую Арина пытается развивать и в клиентах. «Я обучаю и инструментарию, и мышлению. Чтобы повысить чек, нужно психологически принять это, выстроить личные границы с клиентами». Если у человека не получается заработать больше, Арина уверена, что проблема — в способе мыслить: «Бывают люди, которые не приходят к финансовым результатам из-за того, что они к ним не готовы. Тут просто нужна работа с мышлением». 

Арина работает через ИП ее родственницы, но договоров с клиентами девушка пока не заключает. По ее словам, она гарантирует возможность научиться зарабатывать, а покупатель решает, использовать ее или нет: «Обещать конкретных цифр я не могу. Все, что я гарантирую, — это восемь групповых созвонов, восемь личных и мое время. Ответственность с клиентами у нас равная».

Письменные договоренности

Вернуть деньги за онлайн-курс или наставничество достаточно сложно. В интервью интернет-изданию «Право.ру» Юлия Рамзенкова, член Ассоциации юристов России, с иронией отмечает, что юридически доказать низкое качество курса практически невозможно: «Все гораздо сложнее, если в результате обучения жизненный запал так и не нашелся, потенциал не раскрылся, „финансовый потолок“ не пробился, а „ресурсное состояние“ не вернулось. Потом будет непросто доказать, что нет ощущения вечной пульсации Вселенной, а работа с родовыми программами не принесла результата».

Оспорить можно только формальные недочеты. Например, если объем или содержание курса не соответствуют заявленным. Иные условия могут быть указаны в договоре. Специалисты рекомендуют заключать его с автором тренингов. В договоре должны быть указаны программа обучения, график занятий, уровень преподавателя, количество консультаций и условия возврата денег. 

Против мошенничества

В Федеральной налоговой службе создали специальный «блогерский» отдел. Задача подразделения — проверить счета тех, кто зарабатывает больше 50 миллионов рублей в год. Сначала выясняется, сколько денег поступило на счета предпринимателя и близких к нему лиц. Затем эти показатели сопоставляются с суммой уплаченных налогов. 

Вести курсы из блога сейчас можно без лицензии, если их создатель зарегистрирован как самозанятый или у него есть ИП. При этом важно, чтобы весь продукт реализовывался одним спикером. Тогда деятельность блогера будет законной.

Хотя в Госдуме все чаще говорят о том, чтобы ввести лицензирование бизнес-тренингов и курсов личностного развития. По словам вице-спикера Госдумы Бориса Чернышова, это поможет различать инфобизнес и инфомошенничество. 

*Высказывание указывает на национальную принадлежность и носит оскорбительный характер. Мы против дискриминации в любой форме.

В материале приведены ссылки на публикации соцсети Instagram, а также упоминается ее название. Этот ресурс принадлежит компании Meta. Организация признана экстремистской и ее деятельность запрещена в России, поэтому мы вынуждены сообщать вам об этом.

Автор: Мария Инкина
Иллюстрации: архивы героинь, trendhero.io, pinterest.com