Вуз по обмену
«The Вышка» решила выяснить, работает ли пословица «хорошо там, где нас нет» по отношению к образованию. Для этого был выбран Венецианский университет «Ка’Фоскари», где в настоящее время обучается наш корреспондент в рамках программы академической мобильности
В Венеции есть:
1. Возможность выбора. Курсов, расписания этих курсов, даты экзаменов.
2. Платное образование. Варьируется от 800 до 3000 евро в год. Малообеспеченные студенты имеют возможность получить стипендию, покрывающую обучение.
3. Три года бакалавриата. 5 лет необходимо изучать химию, архитектуру и одонтологию. 6 лет – медицину.
4. Свободный, а не авторитарный стиль общения между преподавателем и учеником. Преподаватель – наставник и помощник, который наставляет студента в нужное русло, помогает ему.
5. Никакого принуждения. Хочешь – сделаешь. Ведь студенты сами пришли сюда учиться, осознанно сделав свой выбор. Именно поэтому я редко вижу, чтобы студенты спали на парах или просто даже «сидели» в телефонах.
6. Анализ материала, а не обычная зубрёжка. На паре происходит комплексное обсуждение материала. Причём интересно, что преподаватель сам чему-то учится у своих учеников, а не просто рассказывает. У ребят очень хорошо развито независимое мышление, самостоятельная работа и понимание простых связей между трудом и результатом. Именно поэтому с большинством из них так интересно общаться.
7. Студенты после выпуска и получения документа об образовании могут сразу же полноценно выполнять свои функции.
8. Зачёт выставляется при наборе 16 баллов из 30.
9. Забавная традиция поздравлять друзей с выпуском из университета. Выпускаются они не в один определённый день, как у нас, а в любой день в течение года. И вот, когда студент получает долгожданный диплом, его на улице поджидает вся его семья и друзья. Они надевают ему на голову (если магистр) или на шею (если бакалавр) венок и начинают петь песню с очень неприличными словами. Если перевести литературно, то в песне поётся следующее: да, ты выпускник, но это ещё не значит, что ты здесь самый главный, не забывай об этом. Также выпускнику дарят плакат, где нарисованы многие его секреты, тайны, смешные шутки, иногда очень пошлые, и всё это прямо перед родителями! Эти постеры потом развешивают по всему городу, и каждый может полюбоваться секретной жизнью выпускника.
10. Вечером же в честь выпускника устраивают вечеринку, где заставляют его выпить по-настоящему много алкоголя и одевают его в странные костюмы. Он проходит разные испытания, а также поет про себя песню с неприличными словами.
11. В честь первокурсников устраивается мало активностей, лишь вечеринка «Festa delle Matricole», куда вход всем первокурсникам бесплатный. Интересно, что в Венеции отсутствует какое-либо предвзятое отношение старшеков к первакам. Никто за водкой не посылает, мелочь не отнимает. Важно, чтобы тебе было что рассказать, тогда у тебя появятся друзья любого возраста.
12. Вечеринки, или так называемые студенческие попойки, по средам и пятницам, которые продлеваются вплоть до вечера воскресенья.
13. Возможность пересдавать предмет любое количество раз.
14. Отсутствие понятия «ночь перед экзаменом». В Италии ребята действительно готовятся к каждому семинару, поэтому и к экзамену они готовы задолго до последней ночи.
15. Экзамен бывает устным и письменным. Но здесь отсутствуют экзаменационные билеты.
16. Возможность самому выбирать время экзамена. Даже если экзамен должен быть после первого модуля, ты можешь сдать его в конце учебного года, если не успеваешь подготовиться к нему.
17. Никакой общей теории. В Италии уже в школе ученики понимают, кем они будут в будущем, и, поступив в университет, сразу начинают изучать профильные дисциплины.
18. Отсутствие разделения на лекции и семинары. Предмет может вестись или в форме лекции, или в форме семинара.
В Вышке есть:
1. Бюджетные места.
2. Учёба ради диплома, а не будущей профессии.
3. Лектор читает лекцию – студенты спят.
4. 2 первых года – изучение «общих наук», таких как история страны, география, экономика.
5. Практика, начиная со вторых, иногда с первых, курсов. Это даёт возможность понять, «твоё» ли это дело или нет.
6. Чувство объединения, наступающее в преддверии дедлайна или экзамена. Многим знакомо это чувство облегчения, когда на вопрос «ребят, а кто-то уже начал писать эссе?», вся группа отвечает отрицательно, хоть дедлайн уже завтра.
7. Общага в истинном понимании этого слова. Конечно, это в большой степени относится к Московским. Туалет на этаж, душ на несколько этажей. Мышь, которая повесилась в холодильнике. Роллтон, пельмени «Каждый день» и всё в таком духе. Заботливые дежурные, которые всегда спросят, как дела.
8. Большое количество времени, которое тратится на дорогу.
9. Наличие многих преподавателей, которые изучили свой предмет на практике и преподают его исходя из своего опыта. Это даёт возможность узнать о том, что актуально сегодня.
10. Но в то же время у некоторых цель — поделиться советскими знаниями, которые уже не актуальны.
11. Множество известных преподавателей, дающих лекции в ВШЭ. Возможность получить контакты в профессиональных кругах.
12. Сессии, которые подрывают наше психическое и физическое равновесие.
13. Известное всем посвящение в студенты, которое позволяет вчерашним абитуриентам наконец почувствовать себя настоящим студентом, расслабиться, выполнить интересные задания, а также познакомиться со своей группой. Это самая главная и важная традиция каждого факультета ВШЭ.
14. В 2013 году Вышка впервые провела общеуниверситетский выпускной вечер. Было очень весело: мантии, подбрасывание в воздух шапочек, поздравления официальных лиц и любимых преподавателей, праздничный концерт и танцы до упаду… Выпускной 2014 года повторил прошлогодний успех, изменив лишь сам концепт мероприятия.
Текст: Анастасия Жвик