Скорость на время
Картинга, как спортивной секции, в Вышке нет. Но есть люди, которые занимаются картингом и более того, дают другим студентам возможность погонять. Что нужно для того, чтобы стать пилотом и с какими трудностями приходится сталкиваться рассказывает The Вышке студент МИЭФа и гонщик Никита Худов, который создал межвузовый чемпионат по картингу Moscow Student Karting Series.
Что такое Moscow Student Karting Series
MSKS – единственный в мире на данный момент межвузовский чемпионат по картингу. Мы проводим гонки между командами из разных ВУЗов. В команде участвует 5 представителей от ВУЗов. Это могут быть студенты, выпускники и преподаватели, то есть участвуют все. Сейчас у нас участвует больше 20 московских вузов, причем даже не только московских. Москва, Рязань и Севастополь. На последнем этапе прилетели ребята из Севастопольского Государственного Университета. Теперь они тоже будут участвовать. Гонки проходят в Москве, на разных картодромах, на 5 лучших картодромах: Forza, Forza Vegas, Арена GP, RRT, Lemans.
Идея чемпионата
Идея появилась еще когда я поступил на 1-ый курс Вышки. Узнал, что в Вышке ничего такого нет: ни секций, ни соревнований, ничего другого.
И я решил провести внутренний кубок по картингу в Вышке. На 1-ом курсе я как раз это осуществил, назвал «Кубок Вышки». Тогда участвовало около 50 наших студентов
Получилось вроде бы неплохо, всем понравилось. Потом об этом узнали люди из других ВУЗов. Как раз по чистой случайности мне позвонил парень из Плехи, сказал – вот я слышал, ты такой классный чемпионат провел у себя в ВУЗе, в общем, я хочу узнать поподробнее.
Командная работа
Я и тот парень, который мне давно позвонил из Плехи – мы сейчас с ним двое основные, кто всем этим занимается. Мы тогда встретились, поговорили с ним, я дал ему какие-то советы по поводу того, как я это проводил в Вышке, и как-то с ним разговорились и решили, что было бы классно провести такое на межвузовском уровне. Также у нас в команде еще есть 5 человек, недавно мы как раз наняли еще нескольких.
На всех соревнованиях главным судьей являюсь я, так как у меня есть опыт в спортивном картинге. Судейскую бригаду набираем на каждом картодроме отдельно. То есть один главный судья и два-три с самого картодрома.
Участники
Раньше мы находили участников, а сейчас они скорее сами нас находят, потому что мы достаточно известные стали. До этого сезона у нас принимали участие в основном опытные пилоты, но сейчас мы расширились и открыли 2 дивизиона. У нас есть первый дивизион, магистр, и второй – бакалавр. Они выстраиваются по уровню. В первом едут соответственно профессионалы, причем есть даже международные гонщики, из формульных серий, чемпионы России, Европы, а во втором дивизионе как раз едут новички, который первый раз, либо которые набираются опыта. Есть конкурс для новичков, потому что там уже есть действующий состав участников. Но если появляется кто-то новый, более сильный, например, тогда проводится отбор, и он может попасть в команду. А если, соответственно, команда вуза еще не представлена, то тогда нужно просто собрать команду из желающих и они могут принять участие.
В нашем чемпионате участвуют и настоящие профи в этом деле.
Многие являются выпускниками своих вузов, но когда мы их звали, им было в радость представить свой вузов, погонять на соревнованиях с другими ребятами. Это, например, Роман Мавланов — пилот гоночной серии Формула Рено 2.0, Юрий Лобода – пилот гоночной серии формула Россия и кольцевого чемпионата Blancpain европейского, Юра Григоренко – один из лидеров национальной гоночной серии формула России, а на самом деле имен еще много.
Команды Вышки
Так получилось, что у нас 2 команды. Изначально была одна с МИЭФа, вторая – в основном из МИЭМа. Но как-то они со временем замешались, и сейчас даже сложно сказать, кто из каких факультетов. Есть факультет экономики, менеджмента. Первая команды от Вышки едет в Питер, на последнем этапе они заняли как раз 2-ое место, причем в 1-ом дивизионе, то есть это очень хороший результат, а 2-ая команда состоит из новичков, заняли последнее место во 2-ом дивизионе на последнем этапе. Пока только тренируются.
Как картинг начался для меня
Я сам профессионально занимаюсь картингом уже года 4. Это на самом деле неожиданно достаточно получилось. Мы с моим другом, в школе когда еще были, где то в классе 10 или 11, периодически ходили кататься на картинг, как раз на Волгоградке было, недалеко от школы. Мы с ним катались, и он меня постоянно обгонял. Мне было обидно, у меня не получалось. Я увидел там объявление – мастер-класс от известного гонщика, Алексея Карачёва и телефон. Я позвонил, договорился с ним, позанимался один раз, он мне помог, я почувствовал, что улучшился, позанимался второй раз, третий. И так пошло, что он стал моим постоянным тренером. Мы с ним начали постоянно заниматься, то есть сначала это были любительские соревнования, такие внутренние, потом уже более серьезные, со спортивной технике. И как-то пошло-пошло.
И сейчас я сам участвую в чемпионате России в самом высшем классе, международного картинга, и в чемпионате Европы периодически принимаю участие, пока не очень успешно, но уже начал
Финансовая сторона вопроса
Чемпионат существует не на благотворительных началах. Вообще это коммерческий проект, основное финансирование – это сами студенты. На всех гонках по картингу у нас есть стартовый взнос, который оплачивает студент и участвует. Но мы стремимся снять эту финансовую нагрузку со студентов, потому что картинг – все-таки очень дорогой вид спорта, стартовые взносы в том числе немаленькие, поэтому мы стараемся заключать договоры с разными вузами о финансировании своих команд. Либо мы, либо сами студенты приходим к администрации вуза, заключаем с ними договор, иногда это бывает непросто, иногда, в принципе, нормально.
Вышка финансирует первую команду, вторая пока едет за свой счет. Также мы участвуем в различных грантах от правительства, от разных организаций. Сейчас сотрудничаем с Росмолодежью, недавно выиграли грант на развитие массового студенческого спорта. Ну и периодически у нас появляются спонсоры, которые тоже платят за рекламу своей компании.
Есть куча всяких бухгалтерских заморочек, что-то так нельзя оформить. Но на самом деле, главное, если желание есть ли у самих студентов, потому как сторонней компании нам сложно дойти и достучаться до администрации, попросить у них финансирование для их студентов. Если сами студенты этого хотят, то в основном это и происходит.
У нас более половины команд едут полностью бесплатно, за них платят их вузы
Подготовка к чемпионату
Для того, чтобы быть пилотом и управлять картом не нужны права, это мы не практикуем. Пилоты сами организуются, командами собираются, едут на картодром, ну и собственно тренируются. Покупают заезды в свободном режиме на картодроме и ездят, смотрят друг за другом. Кто поопытней, помогает новичкам понять правильную траекторию, как надо ехать, когда открывать газ, как поворачивать, в общем все в таком духе.
В принципе, подготовиться можно самостоятельно, имеется в виду без тренера. На сколько я знаю, есть книги, обучающие видео, камеры других пилотов, так что подготовиться в принципе можно, но это будет сложнее сделать. Когда есть тренер, который тебе помогает, подсказывает, как, что делать, это гораздо проще и удобней. А вот на профессиональном уровне без тренера не обойтись точно, на чемпионате России, например. Тренера, в принципе, найти несложно. Я знаю даже в Вышке, в команде из 1 дивизиона есть достойные пилоты, думаю они бы с радостью помогли. Я бы тоже,не на постоянной основе но иногда мог бы помогать тоже. Плюс на картинг картодроме есть свой тренер, поэтому это не проблема.
Многое будет зависит от команды, потому что команда предоставляет тебе во-первых сами карты, во вторых место где они будут храниться, механика, который будет с тобой работать, инженера, который будет тебе настраивать машину, техничку, которая будет возить карты на соревнования. Важный момент – в спортивном картинге все участвуют на своих картах, то есть либо на своих, либо на командных. На первых порах пилоты себе сами их должны покупать. Это уже потом у него могут появиться спонсоры, которые будут оплачивать траты, но для этого пилот должен хорошо себя показывать на соревнованиях, чтобы им заинтересовались.
Где проходят соревнования
В спортивном картинге соревнования проводятся и под открытым небом тоже. Но получается, что у нас сезон начинается осенью, заканчивается весной, поэтому в основном холодно и грязно. Поэтому все-таки в основном в закрытых помещениях, но стабильно как минимум один этап у нас проходит на открытом воздухе. В прошлом году он был в ТЦ Вегас, там на парковке был организован картинг-центр. В этом году скорей всего тоже будет в Вегасе последний этап и потом еще будет отдельное мероприятие, скорее всего, пока мы над ним работаем, тоже на открытом воздухе.
Летом не делаем потому, что, во-первых, у нас мероприятие ориентировано, в первую очередь, на студентов, и они летом разъезжаются. А что касается профессиональных спортсменов, то это самый спортивный сезон. Чемпионат России, чемпионаты федеральных округов – это все происходит летом, потому что спортивный картинг – это на открытых трассах.
Сложности и техника безопасности
Прокатный картинг в закрытых и открытых помещениях, достаточно безопасен. У нас не было ни одной серьезной аварии, которая привела бы к травме. То есть периодически бывают контакты, небольшие ушибы, но серьезного ничего не было. Вот спортивный картинг более опасный.
Есть основные правила техники безопасности – ездить всегда в шлеме и в специальной экипировке: гоночном комбинезоне, перчатках, ботинках. Шлем защищает от небольших ударов, да и в общем от чего угодно. Ну и конечно у нас всегда действует судейская бригада, есть система флаговой сигнализации.
Из сложностей могу назвать огромную физическую нагрузку, потому что многим кажется, что картинг и в целом гонки – это не особо сложное: просто сидишь рулишь. На самом деле это не так: на все мышцы идет огромная нагрузка и надо регулярно в межсезонье проводить дни в спортзале, потому что очень серьезно напрягаются все мышцы, особенно шея, плечи, руки. Кроме того это, конечно же, огромные скорости. На спортивном картинге скорости могут достигать 250 км/ч, если говорить про класс Superkart, а также быстрый разгон, карт класса KZ-2 за разгоняется за 2,5 сек до сотни.
На таких скоростях надо уметь контролировать карт, а бороться с другими пилотами достаточно сложно.
И последнее – спортивные карты более хрупкие. У всех прокатных есть пластиковый защитный обвес, который защищает от столкновений, делает их более безопасным, а в спортивном картинге такого обвеса нет, и в принципе при неосторожности даже малейший контакт может привести к серьезной аварии.
Планы на будущее
Мне нравится знать что у меня есть несколько вариантов будущего, которые все мне нравятся, так что пока окончательно я не определился. Развиваться в картинге конечно хочется. Вот сейчас скоро начнется новый сезон чемпионата России по картингу. Он будет в 4-х городах российских на спортивных трассах и это будет мой второй сезон в чемпионате России. В прошлом году у меня был первый сезон и я занял 12 место из 40 по итогам чемпионата в высшей категории. На этот сезон уже ставим с нашей командой целью выиграть чемпионат, попытаться.
Межвузовский чемпионат уже есть. Мы думаем в будущем во всех вузах запустить внутренние чемпионаты, но это пока в планах, пока нам для этого не хватает ресурсов, поэтому пока что мы остановились на межвузовской программе. Я хотел бы возобновить работу над вышкинским внутренним чемпионатом. Если у студентов есть желание, то я думаю этим нужно заниматься, про другие виды спорта не знаю, но знаю про картинг. Когда я проводил кубок Вышки было очень много желающих, но это была только малая часть. Я пытался получить финансирование от Вышки под это дело, чтобы провести бесплатную гонку, но мне отказали и соответственно был стартовый взнос, что-то около 1400 рублей. То есть желающих было всего около 200, но из за наличия стартового взноса осталось 50.
На мой взгляд, если все это организовать на уровне университета, многие бы поучаствовали в полноценном внутривузовском чемпионате
Кроме того я проводил опрос, кто бы хотел, чтобы в Вышке была секция картинга. Человек 80 сказали, что с удовольствием поучаствовали бы. Думаю со следующего года заняться внутривузовским чемпионатом, летом уже надо бы начать работать и со следующего года запустить. Надеюсь, получится.
Текст: Юлия Мышляева
Фото: Валерия Бухарова