Processed with VSCOcam with f2 preset

Кудрявый социолог борется за внимание

Андрей Гречко ведет успешный Твиттер («Grecenkа», 1222 читателя), пародирует плохие шутки – в чем признается сам, преподает общество и исследует его же в ФОМе. Для вас мы узнали все его секреты и получили дельные советы

Кто: Андрей Гречко

Откуда: Третий курс факультета прикладной политологии ВШЭ

Twitter: Grecenka

Кого читает сам: Сережа Галочкин, Кирилл Мартынов и Александр Павлов (преподаватели философии ВШЭ — прим. ред.)

Ориентиры: Сергей Павлович Королев, Януш Корчак

Книги: Джонатан Литтл «Благоволительницы»

Музыка: Кровосток

 

 ИГРА ПО ПРАВИЛАМ И БЕЗ

В Фонде Общественного Мнения я отвечаю за коммуникации публичных проектов. Они делаются для широкой публики, не для конкретных коммерческих или государственных заказчиков. На прикладной политологии как раз учат проводить исследования, и я с этой же сферой деятельности имею дело.

Я попал туда через Катю Кожевину, выпускницу Вышки. На летней школе «Русского Репортера» я пошел на ее мастер-класс. Она меня заметила и через несколько месяцев пригласила вместе поработать.

Мы создали в ФОМе игру. Называется социологическое казино. Ее часто проводят в Еврейском музее и центре толерантности. Суть в следующем: у нас есть поле и сто клеток, сто клеток — сто возможных процентных пунктов. Задача — поставить фишки. Затем задается вопрос, например, как вы считаете, надо ли евреев сжигать? Ты можешь поставить, сколько процентов россиян считают, что это надо делать, от нуля до ста. Тот, кто оказался ближе всех, забирает все фишки. Побеждает тот, кто сумел собрать максимальное число фишек. Эта игра создана для того, чтобы проиллюстрировать отношение к дискриминируемым группам, например, ВИЧ положительным, бездомным, старикам. Если посмотрим на цифры, поймем, что все намного хуже, чем мы предполагали.

СТАТЬ ЛУЧШЕ

«ФОМ-ЛАБС» — проект, созданный моей руководительницей Катей Кожевиной, о которой я уже говорил. Мы с ней вместе над ним и работаем. Всего в его рамках  планируется девять курсов.

«Курс «Основы публичной коммуникации» уже закончился. На нем учили говорить без страха, так, чтобы очаровывать.

“Чтобы тебя читали надо писать в Твиттер о сексе и насилии, конечно. Это темы, которые интересуют всех. Но у меня в жизни нет ни секса, ни насилия, поэтому я пишу о социологии и своих учениках”

“Чтобы тебя читали, надо писать в Твиттер о сексе и насилии, конечно. Это темы, которые интересуют всех. Но у меня в жизни нет ни секса, ни насилия, поэтому я пишу о социологии и своих учениках”

На некоторые занятия приходили до трех десятков человек, которые с трудом помещались, заполняли всю нашу аудиторию. Но мы все равно ждем еще больше людей. Всегда сможем всех разместить, если что будем искать новые площадки.

Сейчас идет “Менеджмент и исследование общественного мнения”, где учат организовывать интересные и сложные исследования в рамках таких агентств, как ФОМ или самостоятельно.

Курс по документальному театру особенно интересен. Его преподает Саша Денисова, колумнистка «Русского Репортера» и драматург театра Маяковского. Документальный театр — это особый жанр, который объединяет театральные практики с исследовательскими. Постановщик работает с документами, с тем, что имеет отношение к реальной жизни. Героев авторы постановки берут не из головы, а, как поется в песне Касты: “Мы берем это на улицах и несем сюда”.

То есть они находят интересного персонажа в жизни. Например, бывшего алкоголика, который смог побороть свою зависимость и стать самым популярным человеком в городе. И вот его сложную историю они записывают”.

Прим. редакции: все занятия, проводимые в рамках проекта «ФОМ-ЛАБС», бесплатные

 ИДЕАЛЬНАЯ ПРОФЕССИЯ

У меня сейчас 9-10 учеников. Вообще, репетитор это одна из форм, в которой воплощается прекрасная и вечная профессия преподавателя, человека, который создает мышление других людей. Учительство — это маскулинная, опасная профессия. «Я входил к разъяренному зверю в клетку», перефразируя Бродского. Потому что надо прилагать свою волю к тому, чтобы преподнести знания, завоевать внимание, уважение своим мастерством, умением что-то интересно объяснить”.

Если речь идет о большой группе,  то это умение интонацией показать, что надо слушать тебя, а не айфон. Да, это такая опасная профессия и чертовски увлекательная

Я верю, что образование может быть интересным. Например, игры являются частью моей практики. Есть игра «Alias». В ней на карточках пишутся понятия, тасуются, и человек должен за определенное время объяснить эти понятия. В обычной игре это — кот, чай, мама, ноутбук, а ещё игру можно использовать для обучения обществознанию, истории. Будет здорово, если больше учителей станут использовать подобные способы преподнесения материала.