computer-desk

Обезопасим вашу жизнедеятельность

«Безопасность жизнедеятельности» — гласит расписание первокурсника на первую неделюНапоминает название того самого школьного урока, на котором многие из нас списывали домашку по математике. Сейчас списывать нечего, но можно попробовать разобраться, что такое БЖД и как сдать по нему экзамен

По словам студентов из других вузов, например, из РАНХиГС или СПбГИК, их БЖД — практически полный эквивалент школьному ОБЖ.  То есть, все то, что преподавали в старших классах — первая помощь, устройство армии, химическое оружие — преподают и на первом курсе, только в более краткой форме.

Однако у вышкинского БЖД иная миссия. На первых восьми парах первого курса с нами говорят об особенностях учебы в Высшей Школе Экономики. Устав, правила, антиплагиат, обожаемый всеми LMS и корпоративная почта, стажировки, научная деятельность, студенческая жизнь, сессии, домашние задания — вот то, о чем рассказывают на этой дисциплине. Этакий краткий экскурс в вышкинскую среду обитания. Хотя о краткости можно поспорить: порой плотность засыпающих первокурсников на один квадратный метр аудитории превышает все допустимые значения.  В любом случае, нравится нам это или нет, курс БЖД призван помочь новичкам адаптироваться к новой жизни. Презентации с лекций доступны студентам для самостоятельного изучения, и не просто так: на первой сессии первокурсникам предстоит сдать экзамен по БЖД.

Домашнее задание

Отдельная головная боль — это домашнее задание. Оно одно, но на его выполнение дается около месяца. Всего у этой домашки четыре вида, студенты должны выбрать один и записаться на него в системе LMS.

Задание №1

Нужно выбрать одну студенческую организацию, посетить ее мероприятие и подумать, как можно улучшить ее деятельность. Организация может быть любой: от клуба «Что? Где? Когда?» до спортивной секции. Главное не забыть сделать фотографию с мероприятия,  иначе вам не поверят и поставят 0. После чего следует загрузить фотографию в альбом группы HSE Community с тегом #HSEstudlife и описанием.

Задание №2

У второго задания два варианта: нужно либо посетить научное мероприятие и написать об этом эссе, либо же взять интервью у преподавателя. Именно это задание оказалось наиболее востребованным, только вот мест на него выделили меньше всего.

Задание №3

Звучит как «Менять жизнь к лучшему — легко!» и подразумевает под собой совершение благого дела. Какое благое дело — зависит от вас. Выполнять его нужно почти как первое задание, только выкладывать фото в  другой альбом и с тегом #HSEdobro.

Задание №4

Нужно изучить внутренний распорядок университета и записать видео или сделать фотопроект о нарушении правил. Если загрузите три и более файла — плюс балл.

Советы бывалых

Выбор велик, но такой явно творческий уклон заданий вызывает некоторые трудности. Мало кто понимает, что именно нужно делать и как. Именно поэтому те, кто уже прошел это испытание, готовы поделиться своим опытом с перваками.

Вика Фролова: «У меня было задание: проиллюстрировать нарушение правил Вышки. Я решила снять видео, в итоге получила девять баллов. Мне сильно помогли однокурсники и ребята со старших курсов. Я выбрала то, что было мне близко (снимать видео и фотографировать), так что было интересно. К тому же, я получше узнала своих одногруппников, что лично для меня было огромным плюсом.»

Анна Бережная: «Вместе с девочкой с другого факультета я решила не упустить возможность объединить два дела, как доброе, так и обязательное, и при таком раскладе у меня не было бы выбора сдаться или не довести доброту до конца. Через знакомых я раздобыла костюмы, а опыт аниматора помог в играх и общении. Планировалось и готовилось это, конечно, дольше, чем длилась наша с ними игра. А эмоции ни на что не похожи! Сначала пережить это общение, столкнуться с ребятами, которым действительно не хватает теплоты. Потом смонтировать, то есть пережить еще раз. Потом еще и вдохновить других на подобные проекты… Это круто, что еще сказать.

По поводу оформления: ВНИМАТЕЛЬНО читай критерии оценки и прямо по ним пиши работу. Проверь себя: какой пункт моей работы раскрывает этот, этот и этот критерии. Это важно! Не будут оценивать масштабность проекта (хотя, это да, креативность вечно в почете и будет тебе жирным плюсом), а будут придираться к раскрытому плану (он дан в описании)

Мария Аникина: «Я делала задание про доброе дело. Как раз в то время случилась история: мы с подругой шли от корпуса на Семёновской к метро. Шли-шли, вдруг видим голубя. Голубь шел по дороге, не улетал, не замечал препятствий. Мы пригляделись и заметили, что он слепой. Загрустили и решили спасти его. Завернули в шарф (было уже прохладно), нашли у метро ветеринарку, накормили голубя, потом промыли ему водой глаза, закапали капли по совету врача. Выяснилось, что с глазами все в порядке — просто они слиплись. В результате голубь остался жить на балконе у подруги, а я написала об этом домашку. С оценкой было непонятно. Кажется, я что-то неправильно прикрепила, и мне его не засчитали. Но история такая была.»

Александр Денисов: «Было 3 варианта: либо взять интервью у другого первака, сделав с ним селфи и загрузив всю эту байду в LMS, либо взять интервью у препода и что-то ещё. Я выбрал второе. Наверное, я выбрал это в силу лени и, может быть, стеснительности, ведь, возможно, мне пришлось бы ехать куда-то далеко, встречаться с совершенно незнакомым человеком, который ещё мог мне не понравиться. Ну а оно мне надо? А интервью у преподавателя выбрал, потому что мог побольше узнать о том, как вообще можно дойти до решения стать преподавателем.

Перед тем, как я нашёл «клиента» мне отказали 3 учителя

Кстати, до дедлайна оставалось дня 3-4, не больше, я уже серьёзно начал паниковать. В общем, в конце концов, согласился на интервью учитель социологии (хм, неожиданно) Кононенко Р.В. Как я понял позже, мировой чувак. Он всему потоку понравился. Ну, записал разговор на диктофон, дома записал в Ворде, отправил на согласование, получил ответ, залил в LMS. Всё. Волнения не испытывал ни на этапе выполнения задания, ни тем более пока оценку ждал. Ну, кстати, получил 6 всего. Думал, что на 8 точно написал. Ну и фиг с ним. Все равно экзамен списал. Итоговая за БЖД то ли 7, то ли 8.»

Екатерина Уэтова: «На одной из лекций БЖД нам рассказали про эти домашки. Многие захотели брать интервью у другого первокурсника. И вот настал день Х, когда нужно было выбирать задание.

Как обычно были какие-то проблемы с LMS

Все нервно пытались выбрать себе ту самую, халявную, домашку, но LMS отказывался работать. Я в тот момент шла в общагу с однокурсником, и мы безуспешно пытались выбрать домашку. Мест оставалось около 30, а когда я попыталась выбрать ДЗ, появилась «обработка», или нечто подобное, но выбор не подтверждался. Придя в общагу, я бросилась к ноуту, но LMS все еще висел. Мы с соседками начали обсуждать все это сумасшествие, думать над запасными вариантами, выбирать меньшее зло из оставшихся заданий. К счастью, все разрешилось хорошо: моя желанная домашка была моей.

Потом мы очень, ну прямо очень долго ждали распределения. Переживали, что только нам не отправили письмо с именем интервьюируемого. Постоянно проверяли корпоративную почту. Когда же письма были отправлены, все начали оживлено искать друг друга, спрашивать у знакомых, не знают ли они этого человека. Я нашла девочку ВКонтакте, написала ей, мы поболтали о студенческой жизни, об увлечениях. Очень долго не могли встретиться, так как учимся в разных корпусах, расписания не совпадали, плюс свои планы на свободное время. За несколько дней до дедлайна мы все-таки встретились. Я взяла интервью, сделала сэлфи. Оставалось самое главное — написать приличный текст. Домашнее задание оценили примерно на 7-8, не помню точно. А с той девочкой мы до сих пор общаемся.»

Анна Федосова: «Мы делали эту домашку целой комнатой. Встали с утра пораньше и начали выбирать правила, нарушение которых мы могли бы разыграть. Старались найти что-то менее очевидное, чтобы ни у кого больше не повторялось. На самом деле, было очень весело. Мы переснимали одни и те же дубли по несколько раз — всегда находился кто-то, кто заржет, или не так что-нибудь скажет, или выдаст какой-нибудь неожиданный экспромт. На все это мы выделили достаточно времени. Специально решили заняться этим в воскресенье. На съемки ушло часов пять. Сняли каждой по три видео, получили десятки. Очень радовались! Вообще, хорошее задание, халявно-творческое такое!»

На самом деле, эти задания совершенно не страшные. Главное — читать инструкции к выполнению и не бояться. Куда бы вы ни записались, процесс обещает быть интересным и захватывающим. Любой старшекурсник вам это подтвердит.

Текст: Анна Толстикова