giphy (5)

Мои прошедшие студенческие

Университетские годы – если не самые запоминающиеся, то точно одни из самых насыщенных. Существует мнение, что студенчество – лучшие годы жизни. Питерская The Вышка решила выяснить, какие яркие моменты студенческой поры больше всего запомнились преподавателям нашего университета. На очереди преподаватели ШЭМа

Веретённик Елена Вадимовна, преподаватель департамента менеджмента, СПб ШЭМ, НИУ ВШЭ СПб

circle

В 2010 году закончила факультет Менеджмента в НИУ ВШЭ СПб по специальности «Бакалавр менеджмента». В 2012 году закончила магистратуру факультета Менеджмента в НИУ ВШЭ СПб по специальности «Магистр менеджмента».

О традициях  и  времяпрепровождении

Если пересмотреть архив фотографий нашей группы, то покажется, что ни одного шанса совместно приобщиться к культурным мероприятиям мы не упускали – в списке и появившаяся в то время Ночь Музеев, и общие походы в театр, совместное посещение Русского музея и Эрмитажа, даже поэтическая ночь в музее Ахматовой. Были у нас и собственные традиции: например, каждый Хеллоуин мы всей группой приходили на занятия в костюмах, и в первый раз на преподавателей это произвело эффект разорвавшейся бомбы, потому что на лекции по менеджменту еще никогда не присутствовало так много нечисти сразу (ради такого случая приходили даже самые отъявленные прогульщики).

О трендах 

Когда ты по 6-8 часов в день 6 дней в неделю находишься в компании единомышленников (еще и твоего возраста), то многие тренды переживаются по-другому. Хорошо помню, как один из однокурсников, проживавший в общежитии со студентами СПбГУ, в феврале 2007 года предложил нам зарегистрироваться в новой социальной сети – Вконтакте. Мало кто представлял себе ее смысл, поэтому каждый день в библиотеке и компьютерных классах оставались десятками неразлогиненные аккаунты.

С публичностью мнений в социальных сетях тогда было несколько по-другому: мне вспоминается также случай, как однажды к нам на семинар по PR позвали популярного по тем временам блогера-психолога из топа ЖЖ. И то ли он ожидал другую целевую аудиторию, то ли так сложились звезды, но семинар не заладился и все запланированные спикером проективные вопросы («Кем вы видите себя через 5 лет?», «Вы заходите в лифт, а там бизнес-ангел, что вы скажете ему за 30 секунд» и т.п.) в устном обсуждении ничего содержательно не принесли. Был предложен компромиссный вариант – мы изложили свои мысли в письменном и, как нам было сказано, анонимном виде и сдали на проверку/анализ.

Спустя неделю кто-то из особо продвинутых в сетях однокурсников нашел любопытный пост этого блогера «Петербургские студенты продолжают тупе(и)ть», в котором все эти работы были построчно дополнены авторским беспощадным разбором.

После этой истории студенты моего потока навсегда запомнили два урока – думай, что публикуешь у себя в неанонимном блоге, и думай, кого ты зовешь на мероприятия в качестве спикера.

О выпускных

Есть мнение, что лучше всего запоминаются события, в которых картины ожидания и реальности друг от друга существенно отличаются. До того, как у нас в кампусе появилась традиция торжественно и нарядно отмечать единый выпускной, вручение дипломов проводилось в камерной обстановке, в старом актовом зале на Промышленной, в кругу преподавателей и родителей. Действо длилось около 45-60 минут, по истечению которых каждый из сотни получал заветную корочку, дружеское напутствие на трудоустройство и мирно расходился по своим следующим делам. На этом фоне мне, конечно, навсегда запомнился традиционный выпускной день студентов Лесотехнической академии, в общежитии которой мне по распределению довелось проживать.

Выпускной этих ребят начался с традиционного спуска в стиральных тазах по лестничным пролетам на перегонки, продолжился оперативным переоборудованием туалетного блока в душевую и ближе к ночи завершился пуском салютов с балкона и штурмом запертой комендантским часом входной двери.

Надо сказать, что общежитие как формат стало отдельной темой запомнившихся на всю жизнь уроков и историй: и про то, что душ – это особая роскошь, доступная всем этажам только с 11 до 19 по вторникам, четвергам и субботам; и про то, что сохранность еды на общей плите в блоке во многом зависит от времени, дня недели и твоего постоянного присутствия у плиты во время готовки. Мне после выпуска и прощания с общежитием еще некоторое время приходилось объяснять друзьям и родителям, почему я никогда не покидаю кухню дома, когда выпадает моя очередь готовить.

Липатников Виталий Сергеевич, доцент департамента финансов, СПб ШЭМ, НИУ ВШЭ СПб

circle (2)

В 2007 году закончил специалитет факультета Экономики и управления в Санкт-Петербургской государственном университете экономики и финансов по специальности «Менеджмент организации». В 2010 году стал кандидатом экономических наук в Санкт-Петербургском государственном университете экономики и финансов по специальности «Экономика и управление народным хозяйством».

О студенческих  путешествиях, или сказ про багет

Для меня самые яркие впечатления студенческой жизни всегда будут связаны с путешествиями. Разного рода поездки, конечно, были и «до», и «после» студенчества, но с каждым годом все больше понимаешь, что вряд ли уже получится испытать все те эмоции, что были тогда.

Студенческие путешествия – это особая история, поскольку ты уже не «привязан» к взрослым, как несовершеннолетний, и еще не «отягощен» непременной необходимостью комфорта, как взрослый. У тебя обычно мало денег и много желания увидеть страны и города. Думаете, это явный диссонанс? Отнюдь, поскольку именно ограниченность в финансах позволяла склонить незримую чашу весов того, какой будет та или иная поездка, в сторону, когда «послевкусие» путешествия – это не фотографии всем известных памятников, посещения музеев, а запечатленные в собственной памяти эмоции на лицах людей, запахи улиц и парков и, конечно, звуки.

Задумайтесь, с чем у каждого из вас ассоциируется Париж? Эйфелева башня, Елисейские поля, Лувр, узкие улочки и французская речь, уличные кафе и запах свежеиспеченных багетов…

Багет, завернутый в фольгу, с беконом, огурцом и какой-то зеленью – его вкус для меня – это не про гастрономические пристрастия, это вкус доброты одного отдельно взятого парижанина, а вместе с ним и всего Парижа в первые минуты знакомства с городом.

Вспоминая сейчас то путешествие, все не устаю поражаться его авантюрности в плане организации, но в итоге то самое «послевкусие»  еще очень долго будет вызывать приятные эмоции. Я и еще двое моих друзей, таких же студентов, решили посмотреть Париж. Недорого долететь туда можно было из Хельсинки, но недорого – это в большинстве случаев очень неудобно по времени. В данном случае это значило, что самолет прилетает в Париж всего где-нибудь минут за 30 до отправления последнего поезда метро из аэропорта в центр города. Автобус из Питера в Хельсинки, вроде бы, должен был привезти нас в аэропорт с запасом, но в итоге решил опоздать. На самолет мы попали только потому, что сам самолет перед этим опоздал.

В итоге из самолета в Париже мы выходили уже сильно измученные, голодные и, естественно, ни на какое метро не успевающие. Ждать первого поезда метро предстояло часа 3-4…

Когда багаж был получен, и мы разместились ждать открытия метро, я отправился бродить по аэропорту в поисках еды и питья. Особого успеха мои поиски не дали, но когда я уже возвращался к друзьям, то решил спросить у единственной по мои ощущениям, живой души, кроме нас, в этом аэропорту, здоровенного афрофранцуза, смотрящего за работой эскалатора, о том, что, может, он знает, где тут можно найти поесть и попить. Его ответ, сообщивший, что нужно выйти из здания аэропорта и пройти еще сколько-то до ближайшего Макдональдса, был сродни приговору – грустно вздохнув, я побрел к своим друзьям, и тут, когда прошел уже метров двадцать, мой собеседник меня окликнул…

Я повернулся, а он протягивал здоровенный багет, завернутый в фольгу. Стоит отметить, что вручал он мне его с выражением лица, которое не приемлет никаких возражений. Видели бы вы глаза моих друзей, когда я им протянул его. А вкус? Я о нем уже писал.

Лисовский Александр Владимирович, доцент департамента социологии, СПб ШСГН, НИУ ВШЭ СПб

circle (1)

В 1976 году закончил специалитет на факультете психологии СПбГУ. В 1980 году закончил аспирантуру на том же факультете. В 1981 году стал кандидатом психологических наук. В 1993 году закончил магистратуру факультета социологии в Sociology Duke University, NC, USA по специальности «Сравнительная и историческая социология».

Я учился в начале семидесятых на факультете психологии Университета (поступил туда в 1971 году). Все остальные вузы Питера назывались тогда институтами, поэтому, если кто-то говорил, что учится или работает в Университете, никто не спрашивал, в каком.

О приключениях в колхозе и об исследовании художественного  потенциала алкоголиков

Как ни странно, первые хорошие воспоминания связаны с колхозом: всех студентов-первокурсников университета на месяц отправляли собирать картошку.

Мы были на Карельском перешейке. Места – красивые, вечера – свободные. Ходили в лес, у костра пели песни, все перезнакомились. В общем, очень приятно вспоминать.

На первом курсе мне довелось участвовать в исследовании «Проблемы алкоголизма на Сталекопрокатном заводе». Первой отреагировала на эту возможность девушка-однокурсница, с которой я тогда встречался, ну и я потянулся за ней. Нас взяли на пол-ставки лаборанта — 37 рублей 50 копеек. По тем временам – вполне заметные деньги. Плюс мне достался очень интересный кусок проекта: под руководством студента-пятикурсника я участвовал в разработке и проверке теста, который должен был выявлять художественный потенциал алкоголиков. Ну, сначала тест нужно было проверить на непьющих людях, у которых этот художественный потенциал был, поэтому мы опрашивали студентов творческих вузов: Консерватория, Академия Художеств, Театральный и почему-то факультет Журналистики (вот на факультете журналистики как раз ничего творческого мы не обнаружили: туда принимали по рекомендации КПСС, поэтому студенты там ничем художественным не интересовались).

Было очень интересно: студенты театрального, например, явно играли какие-то роли, отвечая на вопросы, в Консерватории среди вокалистов попались люди, которые, похоже, и среднюю школу не окончили, но природа им сделала подарок: певческий голос. Нужно было войти в контакт с самими разными людьми, научиться не стесняться.

Об учебе

Мы учились в красивом историческом здании: дворце графов Бобринских на Галерной улице 60. Танцевали на вечерах, например, в зале, где когда-то танцевали А.С. Пушкин и Гончарова.

Учиться было легко и в основном интересно (но не всегда, конечно). Запомнились курсы, которые читали Лев Маркович Веккер («Общая психология»), и Иосиф Маркович Палей («Психология личности») – они работали с аудиторией, задавали вопросы, заставляли думать. Но были и провальные курсы, на которых приходилось бороться со сном. На одном из таких курсов мы провели двухкруговой шахматный турнир (играли прямо на лекциях, но дама, которая вела этот курс, абсолютно не обращала внимания на то, чем заняты студенты, наслаждаясь звуками собственного голоса).

На факультете также был студенческий клуб «Леонардо». Он много всякого затевал: приглашал рок-группы, поэтов, бардов.

Мне довелось «станцевать» партию Эдипа в шуточном балете «Критика Фрейдизма», который затеял клуб «Леонардо» для студенческого конкурса художественной самодеятельности. Правда, когда учился на втором курсе, клуб закрыли партийные власти, поскольку пригласили выступать поэта-диссидента…